О конференции АСДГ

21 мая 2005

Минимальные социальные стандарты и финансовые нормативы нужно разрабатывать на государственном уровне. Только тогда можно гарантировать населению предоставление качественных услуг.

Об этом говорят участники Форума глав городов Сибири и Дальнего Востока, который проходит в Новосибирске.

Мэры, главы городских администраций, специалисты Министерства регионального развития РФ, депутаты Госдумы, эксперты обсуждают актуальные проблемы реформы местного самоуправления.

Закон № 131 меняет схему определения расходов местных бюджетов. Нормативы финансирования государственных полномочий определяют органы власти РФ или субъектов Федерации на основе федеральных и региональных социальных стандартов. А по вопросам, находящимся в ведении местного самоуправления, муниципалитеты самостоятельно должны устанавливать муниципальные минимальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов. Таким образом, образуется многоуровневая система федеральных, региональных, муниципальных стандартов, которая вызывает много вопросов у практиков.

Единая методика определения муниципальных стандартов отсутствует. А значит, нет гарантии, что жители из разных субъектов и даже муниципальных образований одного субъекта будут получать услуги равного качества. Поэтому минимальный социальный стандарт и финансовые нормативы его обеспеченности нужно разрабатывать на уровне Российской Федерации, уверена председатель секции АСДГ «Экономика и финансы города», начальник департамента экономики и финансов мэрии Новосибирска Ольга Молчанова.

Опыт внедрения федерального закона № 131 в «пилотных» регионах — Новосибирской области и Ставропольском крае — показывает: финансовых ресурсов для реализации полномочий местной власти и части государственных полномочий недостаточно. В нынешнем году в бюджет муниципальных образований нашей области поступает только налог на доходы физических лиц и единый сельскохозяйственный налог. Однако в Новосибирске земель сельхозназначения почти нет, поэтому основные налоговые поступления идут от физических лиц. И доля налоговых доходов в бюджете города катастрофически снизилась: с 56 % в 2004 году до 35 % в нынешнем. Зато увеличился до 30 % объем субвенций и дотаций из бюджета области.

Самостоятельно развиваться в таких условиях муниципальное образование не может. Решить проблему возможно, заместив дотации дополнительными нормативами отчислений от подоходного налога. По словам советника аппарата комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления Людмилы Прониной, парламентарии предлагают увеличить норматив отчислений в бюджеты местного уровня по налогу на доходы физических лиц как минимум на 10 процентных пунктов.

Заинтересовать муниципалитет в развитии экономики города можно путем передачи на местный уровень доли налогов на имущество организаций, на прибыль, на малый бизнес, транспортного налога. Поддержать эти предложения готовы и российские парламентарии, убеждена Людмила Пронина.

Еще одна проблема заключается в том, что многие субъекты Федерации не в состоянии самостоятельно развивать экономику своих муниципальных образований. И здесь, считают эксперты, имеет смысл подумать о целевых государственных инвестициях. Это могут быть прямое финансирование, гарантии государства или лизинговые схемы, считает Ольга Молчанова.

Кроме того, экономические возможности крупных городов, где численность населения приближается к 1 млн человек, гораздо выше, чем у небольших муниципальных образований. И они совершенно спокойно могут выполнять функции, перешедшие на уровень субъекта Федерации, например, социальной защиты.

Участники совещания предлагают внести изменения в федеральное законодательство: выделить такие города и заложить для них расходные и доходные полномочия другого уровня.

Причем, если раньше при обсуждении закона № 131 эксперты оперировали умозрительными заключениями, то теперь есть практический опыт Новосибирска и Ставрополья, и все расчеты специалистов подтверждены реальными цифрами.