Что надо знать о платных медицинских услугах

17 марта 2021

Что надо знать о платных медицинских услугах.

  

   При обращении за медицинской помощью по платным услугам, оказываемым медицинскими организациями в соответствии с утвержденными прейскурантами, договоры об оказании таких услуг заключаются только в письменной форме.
   Перед подписанием договора необходимо ознакомиться  с информацией об исполнителе  и  предоставляемых им услугах, которая должна содержать сведения, предусмотренные п. 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее -Правила),  в том числе :
· наименование и адрес места нахождения юридического лица,  для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется),  адрес его места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности;
· перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
· сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации.
     Информация об услугах, установленная Правилами, должна размещаться в сети «Интернет» на официальном сайте медицинской организации, а также на информационных стендах (стойках), установленных в доступном для посетителей месте.
     Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (п. 28 Правил).
     До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя (п. 15 Правил).
     Исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с договором и  в порядке и сроки, им  установленные. В этой связи, при чтении договора следует обратить особое внимание на его условия,  в том числе о  виде предоставляемой услуги, ее цене и сроке оказания; об ответственности сторон; о прядке и сроках оплаты услуги, расторжения (изменения) договора, иные сведения, имеющие для потребителя существенное значение.
     При оплате услуге  потребителю должен быть выдан кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности, подтверждающий факт внесения  потребителем денежных средств во исполнение договора.
     На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.
    После оказания услуги потребитель вправе потребовать:
· медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
· информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения; об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.
     В отношении  допущенных недостатков медицинской услуги потребитель вправе предъявить исполнителю одно из требований, предусмотренных п.1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе о безвозмездном устранении недостатков, а также о возмещении убытков, вреда здоровью, компенсации морального вреда, причиненных вследствие оказания медицинской услуги ненадлежащего качества, в нарушение порядка оказания медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
     Оказание медицинской услуги ненадлежащего качества подтверждается экспертизой.  Общие положения о проведении экспертизы установлены ст.64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой, целями ее проведения являются выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
     Для урегулирования спора  в досудебном порядке потребитель вправе предъявить исполнителю  претензию по фактам нарушения его прав действиями (бездействиями) медицинских организаций.