Отчет мэра перед Советом депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2012 год

30 января 2013

Добрый день, уважаемые коллеги! Вы имели возможность изучить отчет о деятельности мэрии города Новосибирска в 2012 году, которая осуществлялась в полном соответствии с планом социально-экономического развития города и бюджетом города, утвержденными решениями Совета депутатов города. Вы активно принимали участие в разработке этих решений и контроле за их исполнением, участвовали в итоговых совещаниях в отраслях и районах города. Поэтому я остановлюсь на тех моментах, которые, с моей точки зрения, оказали значительный вклад в достигнутые результаты.
1. Приоритеты развития города и экономическая политика
Реальную жизнь Новосибирска мы оцениваем по динамике социально-экономического развития. Ключевые показатели говорят о том, что наш город планомерно наращивает свой потенциал.
Рост численности населения — важнейший индикатор, характеризующий привлекательность города для людей с точки зрения удобства для жизни, работы и учебы. Численность населения Новосибирска в первом квартале 2012 года преодолела важный рубеж в полтора миллиона человек и продолжает расти. Таким образом, наш город уверенно удерживает третью позицию среди городов по количеству жителей. Население у нас растет и за счет миграции и за счет естественного прироста, который составил в прошлом году около полутора тысяч человек (на 01.12.2012 — 1 306 чел.).
Важнейшим инструментом социально-экономического развития города являются инвестиции. По предварительной оценке в прошедшем году они составили 94 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах на 8% больше показателя 2011 года.
Рост инвестиционной активности наблюдается в промышленном производстве, хотя, надо отметить, что темп роста объема промышленного производства крупных и средних предприятий города в 2012 году замедлился. Определенное снижение зафиксировано в производстве ряда продуктов питания и потребительских товаров. В то же время, во многих производствах зафиксирован существенный рост.
В частности, отмечено увеличение темпов производства в обрабатывающей промышленности. В производстве изделий из дерева рост составил 43%, в производстве транспортных средств — 35%, в химическом производстве — 18%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 11%.
Хорошие показатели демонстрирует строительный комплекс города, определяющий динамику в ряде смежных отраслей. В последние годы мы сдаем около одного миллиона квадратных метров жилья. В 2012 году поставлен новый рекорд — в Новосибирске введен 1 миллион 115 тысяч квадратных метров жилых домов. По этому показателю мы лидируем среди муниципальных образований страны.
Самое главное, что жилье в нашем городе не просто строится, но и практически все продается. Это говорит о том, что покупка новой квартиры относительно доступна для жителей города, что подтверждается, в том числе общероссийскими исследованиями. По информации «Российской Гильдии Риэлторов», по стоимости жилья Новосибирск занимает 13-е место среди 37-ми крупнейших городов страны, тогда как годом раньше входил в десятку.
Одним из важных условий сохранения высоких темпов строительства доступного жилья в городе является подготовка территорий для комплексного жилищного строительства. На сегодня определены 11 территорий для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства. Планируемый объем ввода жилья на этих территориях — порядка 4,2 миллионов квадратных метров.
Показателем стабильности экономического развития выступает рост заработной платы работников крупных и средних предприятий города. В 2012 году среднемесячная заработная плата превысила 28 тысяч рублей. Это выше, чем в среднем по России. Реальная заработная плата выросла на 9%.
В прошлом году в городе был зафиксирован рекордно низкий уровень официально регистрируемой безработицы — всего 0,6%. Об улучшении ситуации на рынке труда говорит увеличение спроса на работников на предприятиях города. По данным Городского центра занятости населения, потребность организаций в работниках на конец 2012 года составляла 20 тысяч вакансий, что на 13% больше, чем в начале года.
Многие предприятия города увеличивают штаты. Особенно хорошая динамика численности занятых в прошлом году наблюдалась в секторе, связанном с использованием вычислительной техники и информационных технологий — количество занятых в нем увеличилось на 42%. Эти цифры, в том числе отражают темпы развития инновационного сектора в городе, который тесно связан с IT-технологиями. По оценкам экспертов, сегодня в инновационном секторе у нас занято более 50 тысяч человек, что составляет почти 10% от общей численности работающих.
Постепенно наращивает мощности Технопарк Академгородка, в строительство которого только из городского бюджета было вложено полмиллиарда рублей. В конце прошлого года в Академпарке было аккредитовано 216 компаний-резидентов. Их количество увеличилось почти в два раза по сравнению с 2011 годом. Общее число работников Технопарка — более шести тысяч человек.
Муниципалитет в рамках своих полномочий продолжает поддерживать развитие инновационного сектора. В 2012 году начата реализация ведомственной целевой программы «Развитие инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2012-2014 годы. За год общий объем субсидий из бюджета города на развитие инновационно-инвестиционной деятельности предприятий и организаций города составил более 34 миллионов рублей.
Невысокие темпы роста инфляции в прошлом году, повышение заработной платы, благополучная ситуация на рынке труда и увеличение объемов кредитования населения привели к росту покупательского спроса и, как следствие, к росту товарооборота. Индексы физического объема оборота розничной торговли крупных и средних предприятий и объема оказанных платных услуг населению составили 114%.
Эффективным инструментом, позволяющим наравне со статистикой, оценить наш город и различные аспекты его развития в сравнении с другими городами, являются рейтинги исследовательских центров и авторитетных изданий.
Отмечу рейтинг привлекательности российских городов «Российского союза инженеров». В нем Новосибирск занял 3-е место (из 164-х возможных) после Москвы и Санкт-Петербурга. Этот рейтинг интегральный, составленный по многим параметрам: динамика численности населения, транспортная и социальная инфраструктура, развитие экономики, поэтому достаточно объективно отражает развитие города и его потенциал.
В рейтинге авторитетного издания «РБК», оценивающем привлекательность российских городов с точки зрения ведения бизнеса, в прошлом году Новосибирск занял 3-е место. Важно отметить, что мы ежегодно улучшаем позицию в этом рейтинге: еще в 2009-м наш город занимал в нем только 6 место.
Но самую главную оценку нашей работе ставят жители города. Мы регулярно проводим опросы новосибирцев, показывающие, как горожане оценивают наши усилия в основных сферах жизнедеятельности города.
Постоянно растет оценка горожанами уровня благоустройства города — как центральных улиц, так и отдельных дворов, ремонта и строительства дорог и автомобильных развязок, строительства жилья, поддержки развития торговли и услуг. На протяжении последних лет остаются стабильными показатели социального самочувствия населения, находящиеся на уровне выше среднероссийского.
2. Бюджет города
Напомню, что в 2011 году доходы бюджета составили 34 миллиарда. По итогам 2012 года доходы выросли, составив 36,3 миллиарда рублей. Исполнение плановых показателей превысило 99 %.
Расходы бюджета города в 2012 году также осуществлялись на уровне плановых показателей и составили 37,2 млрд. рублей.
Дефицит бюджета города в 2012 году составил около 900 миллионов рублей, по сравнению с 2011 годом он уменьшился на 70%.
Фактическое исполнение бюджета 2012 года и по доходам, и по расходам превышает показатели 2011 года.
Доходная часть бюджета формируется за счет собственных источников доходов и поступлений из бюджетов других уровней. В 2012 году собственные доходы составили более 60 % или 22,1 млрд. рублей.
Этот показатель и по объему поступлений, и по исполнению плановых назначений превышает параметры, достигнутые в 2010 — 2011 годах.
Объем поступления собственных доходов в 2012 году показывает не только улучшение качества планирования, но также является результатом тех мер, которые предпринимаются мэрией города во взаимодействии с федеральными и областными органами по привлечению доходов в бюджет города.
Основную долю поступлений в собственных доходах (около 50 %) обеспечивает налог на доходы физических лиц. В 2012 году в бюджет города поступило около 11,0 млрд. рублей, плановые назначения с учетом их увеличения в течение года на 500 миллионов рублей выполнены на 99 %. По сравнению с 2011 годом рост поступлений составил 114,8 %, на 2013 год он планируется в объеме 116 %.
Другими крупными налоговыми источниками остаются земельный налог и единый налог на вмененный доход, их суммарная доля в 2012 году составила более 19 %.
Также существенное влияние на исполнение доходной части бюджета города оказало поступление доходов от аренды и продажи муниципального имущества и земли, их доля в собственных доходах составила около 23 %.
3. Развитие ключевых отраслей муниципальной экономики
Объем собственных доходов и финансовая поддержка вышестоящих бюджетов позволяют нам не просто поддерживать существующий потенциал, но и вкладывать средства в развитие экономики, социальной и инженерной инфраструктуры города.
Среди приоритетных направлений, определенных нашими плановыми документами, — развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, реализация федеральной программы модернизации здравоохранения и увеличения мест в детских садах.
Перечисленные направления деятельности нацелены на решение ключевых проблем города. Одной из них является высокая загруженность городских дорог. Для решения этой проблемы в первую очередь необходимо развивать дорожную сеть, поэтому важнейшим проектом в дорожно-транспортной отрасли для нас является третий мост через реку Обь, строительство которого идет в строгом соответствии графику.
К моменту ввода в эксплуатацию третьего моста, запланированного на 2014 год, будет завершена подготовка проектно-сметной документации следующего мостового перехода, который станет продолжением Ипподромской магистрали.
Продолжается строительство развязки на Южной площади и начато строительство развязки на улице Петухова.
Рост автомобилизации с каждым годом усугубляет транспортные проблемы города, и единственным способом их эффективного решения является развитие общественного транспорта с целью дальнейшего повышения скорости его движения и безопасности. По результатам исследования, проведенного совместно со специалистами СГУПСа и НГТУ, сделан вывод о сложившемся в городе дисбалансе различных видов общественного транспорта. Поэтому новая концепция развития пассажирского транспорта предполагает сокращение подвижного состава маршрутных такси, увеличение количества автобусов большой вместимости, приобретение низкопольных троллейбусов и трамваев. В центральной части города основными видами общественного транспорта должны стать троллейбус и метро, что, среди прочего, улучшит экологическую ситуацию.
В 2012 году муниципалитет продолжил обновление подвижного состава общественного транспорта за счет приобретения современных автобусов, трамваев и троллейбусов, в том числе троллейбусов с большой дальностью автономного хода, обеспечиваемой литий-ионными аккумуляторами. Сегодня у нас два троллейбуса с литий-ионными аккумуляторами курсируют на городском маршруте № 5а «Городской аэропорт — Ключ-Камышенское плато» и в дальнейшем планируем увеличить их количество на этом маршруте до 10 единиц.
Для снижения напряженности на ключевых транспортных направлениях в городе строятся транспортно-пересадочные узлы, ключевым элементом которых являются перехватывающие парковки. В ближайшее время будет сдана первая многоуровневая парковка на площади Маркса.
Таким образом, в городе формируется единая система пассажирских перевозок, объединяющая железнодорожный, пассажирский автомобильный транспорт и метрополитен. Эта система особенно активно развивается на Южном направлении — в соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области с начала 2013 года были назначены четыре дополнительных электропоезда.
Профильные подразделения мэрии совместно с ГИБДД большое внимание уделяют обеспечению безопасности дорожного движения. Реализация комплекса мероприятий в этой сфере позволила по итогам 2012 года снизить на 8% общее количество дорожно-транспортных происшествий, на 18% уменьшилось число погибших в ДТП.
Другим важным направлением нашей работы является реализация программ в сфере энергетики и ЖКХ, ориентированных на решение ключевых проблем отрасли.
В межотопительный период на тепловых сетях выполнена замена 16 километров трубопроводов. «Новосибирскгортеплоэнерго» был сформирован и выполнен план по восстановлению циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения. В рамках подготовки к текущему отопительному периоду за счет средств муниципальное предприятие «Энергия» провело реконструкцию 13 ЦТП.
В целом, в последние годы показатели ремонта теплосетей и котельных выдерживаются на хорошем уровне, однако нынешняя зима выявила ряд слабых мест в системе, в первую очередь связанных с работой ведомственных теплоисточников, и одна из наших задач — решить эту проблему к следующему отопительному сезону.
В прошедшем году продолжалось выполнение программы газификации. Строительство сетей газопроводов высокого и низкого давления дополнительно обеспечило техническую возможность подключения к газу 1100 домам. За 2012 год к системе газоснабжения подключено 2308 индивидуальных жилых домов, что соответствует темпам газификации пяти предыдущих лет.
В городе продолжается капитальный ремонт жилых домов. В программу 2012 года вошли 36 домов. Во всех домах работы завершены. Таким образом, с 2008 года, когда начал действовать 185-й федеральный закон, в Новосибирске было отремонтировано 648 жилых домов, что составляет 8% от всех многоквартирных домов.
Наряду с этим реализуется программа расселения ветхого и аварийного жилья. В прошлом году были расселены 25 аварийных домов, в которых проживали 200 семей. С учетом этих домов с 2004 года в Новосибирске было расселено 260 ветхих и аварийных жилых домов. Новое жилье получили 7 500 человек.
С 2005 года в рамках специальной программы мы проводим модернизацию и замену лифтов. В прошлом году заменили и модернизировали 533 лифта. Такие темпы позволяют к концу 2014 года заменить и модернизировать все лифты, у которых истек или истекает срок эксплуатации, и выйти на режим нормативной замены лифтов.
Одно из главных направлений нашей работы в последние годы — это благоустройство. В 2012 году подрядные организации выполнили работы примерно в масштабе, сопоставимом с 2011 годом, — благоустроили 738 объектов, установили 223 детских и спортивных городка.
Как вы знаете, первоначально мы планировали привести в порядок все дворы, нуждающиеся в ремонте к 2014 году, однако дополнительное изучение территорий ряда микрорайонов выявило необходимость продлить эту программу до 2015 года, расширив перечень проводимых работ. Напомню, что мы приняли совместное решение, дополнительно направить на эти цели 850 миллионов рублей.
Постепенно мы переходим к новому уровню озеленения и благоустройства микрорайонов. За последние пять лет у нас появилось 10 новых скверов. Каждый год мы строим один-два новых фонтана, у нас появились целые площади с фонтанами — площадь Пименова. К 75-летию Новосибирской области мы приурочили открытие сквера с фонтаном на улице Орджоникидзе, благоустройство которого будет продолжено в текущем году. Наряду с этим будет выполнена серьезная работа по благоустройству улиц и зон отдыха во всех районах города.
Одной из наиболее актуальных проблем в сфере ЖКХ является качество работы управляющих компаний, что вызвало необходимость создания дополнительной системы контроля за их деятельностью со стороны органов местного самоуправления. В 2011 году мы получили это право. В мэрии Новосибирска в структуре департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства в начале 2012 года был создан комитет по работе с управляющими организациями. За прошедший год комитету уже удалось многое сделать в сфере организации взаимодействия с УК и собственниками жилья. Работа комитета востребована горожанами, они активно обращаются за помощью к специалистам. В течение года поступило более 3000 обращений.
Мэрия продолжит работу в направлении упорядочивания и регулирования отношений в жилищной сфере. Сегодня перед нами стоит задача создания муниципальной жилищной инспекции, основной функцией которой станет соблюдение юридическими лицами и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Новосибирской области и муниципальными правовыми актами.
Санитарное состояние города — одна из важнейших характеристик городской среды. Мы стремимся выйти на новый уровень соблюдения режима чистоты. Повысить интенсивность и качество уборки города нам позволила новая дорожная техника для уборки дорог. В 2012 году город приобрел 35 единиц подметальных и других специализированных машин.
Новая техника, в том числе хорошо помогла при уборке снега, интенсивность выпадения которого имела аномальный характер. В условиях обильных снегопадов дорожные и коммунальные службы работали в усиленном режиме. К уборке города мы подключали технику предприятий и учреждений. Ежесуточно выходили более 500 единиц техники, что позволило достаточно эффективно в столь сложных условиях очищать дороги и вывозить снег.
Качество жизни в городе характеризуется уровнем развития городской среды, и все экономические изменения, модернизация инфрастуктуры и социальной сферы имеют безусловную социальную направленность, ориентированы на улучшение условий жизни каждой новосибирской семьи, создание условий и стимулов для того, чтобы наше городское сообщество гармонично развивалось, чтобы достойно жило старшее поколение, а молодое — росло свободным, умным и сильным. Важность этих задач прекрасно иллюстрирует то, что на содержание и развитие социальной в 2012 году было направлено более половины средств бюджета города.
В социальной сфере, как и в любой другой, есть свои приоритеты. Они определены не вчера, и определены не по нашей с вами прихоти, а самой жизнью, требованиями горожан. Это, прежде всего, модернизация здравоохранения и увеличение количества мест в детских садах.
В рамках федеральной программы модернизации здравоохранения с вложением средств из городского и областного бюджетов за два года капитально отремонтировано и обеспечено современным оборудованием 63 объекта здравоохранения, в Новосибирске отремонтированы все родильные дома. В программу 2012 года вошли 27 лечебно-профилактических учреждений города. Они реально преобразились, став настоящими фабриками здоровья, позволяющими лечить практически все патологии.
Вместе с этим мы продолжили работу по повышению доступности медицинской помощи и профилактике заболеваний. В 2012 году на территории пяти районов города были открыты семь полностью оснащенных общеврачебных практик, а в Кировском и Первомайском районах — два детских «Центра здоровья».
В конце прошлого года была введена новая подстанция скорой помощи в Академгородке на улице Мусы Джалиля, а в течение года — приобретены три детских реанимобиля.
С этого года система здравоохранения перешла на уровень субъекта федерации, однако это не означает, что муниципалитет устранится от такой социально значимой сферы, как охрана здоровья. Одним из приоритетов нашей работы станут профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни, внедрение здоровье-сберегающих технологий в детских садах, школах, поддержание общественных инициатив по реализации проектов «Города, свободные от табака», «Здоровые города, районы, поселки» и многих, многих других. Основная задача — улучшение уже достигнутых демографических показателей, дальнейшее снижение смертности и увеличение продолжительности жизни наших горожан.
Эта задача не может быть решена, если мы не обеспечим наших ребятишек местами в детских садах. В прошлом году мы увеличили их число на рекордную цифру — появилось 3700 новых мест. Впервые за всю историю города мы ввели 13 зданий детских садов. Однако подчеркну, что наша цель — не просто увеличить число мест, но и предоставить маленьким новосибирцам надлежащие комфорт, воспитание и уход, что могут обеспечить только настоящие профессионалы, заботливые и любящие детей люди.
Для повышения привлекательности достойных и очень нужных городу профессий муниципалитет внедрил системные меры, которые мы назвали «социальным пакетом». В него входит выплата компенсаций за проезд в городском пассажирском транспорте, увеличение должностных окладов, получение финансовой поддержки для приобретения или строительства жилья, возмещение расходов на оплату стоимости найма жилых помещений.
В сфере здравоохранения в прошлом году 151-му сотруднику одобрена заявка на предоставление финансовой поддержки на приобретение жилья. Компенсацией на возмещение расходов на оплату стоимости найма жилья воспользовались 259 работников отрасли. Более 2 300 сотрудников отрасли получают компенсацию на проезд в общественном транспорте. В медицинском университете за счет бюджетных средств осуществляется контрактная подготовка 55 человек.
В сфере образования 51-му сотруднику одобрена заявка на улучшение жилищных условий, 450 работникам возмещаются расходы по стоимости найма жилья. Кроме того 40 человек обучаются по контракту за счет средств бюджета города в НГПУ по наиболее востребованным специальностям.
Убежден, комплекс социальной поддержки врачей и медсестер, учителей и воспитателей ускорит улучшения, происходящие в социальной сфере. И хотя зарплата значит достаточно много, мы видим, как, в том числе благодаря улучшению условий труда педагогов, повышению общественного статуса учителя, вниманию к его профессиональному росту и социальному комфорту, улучшается и качество образования.
В прошлом году на подготовку школ города к новому учебному году направлено более 626 миллионов рублей, что в три раза превышает объемы прошлого года. Текущий ремонт был проведен практически во всех школах. Кроме того, мы осуществили и выборочный капитальный ремонт: обновили кровли, установили новые окна, ограждения, системы видеонаблюдения, а после комплексного капитального ремонта открыли два учреждения образования в Заельцовском районе: школу № 120 и Дом детского творчества.
Начал работу уникальный детско-юношеский астрофизический центр — Планетарий. На сегодня это крупнейший и самый современный планетарий за Уралом, единственный в стране имеющий статус учреждения дополнительного образования, и несет серьезную научно-образовательную нагрузку, приобщая школьников к передовым знаниям о космосе.
Занимаясь совершенствованием материально-технической базы, содержания образования мы постоянно анализируем те результаты, которые получают наши школьники. Эффективным инструментом оценки качества образования стал единый государственный экзамен.
Выпускники города Новосибирска в текущем году показали результаты по обязательным предметам «русский язык» и «математика» выше, чем их сверстники в целом по России и Новосибирской области. Наметилась устойчивая тенденция увеличения числа выпускников, показавших результат от 80 до 99 баллов, существенно уменьшился показатель выпускников, не получивших аттестат.
Уровень образования также отражают итоги олимпиад. По итогам проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников наш регион занял первое место в рейтинге субъектов Российской Федерации. Естественно, что большой вклад в этот успех внесли школьники нашего города.
Повышение качества образования невозможно без создания системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей. В прошлом году мы завершили разработку проекта программы по воспитанию креативной молодежи. Мы долго шли к тому, что мы создать инструмент для консолидации усилий всех ступеней образования города, органов власти в достижении главной цели — построения системы подготовки кадров в прорывных направлениях науки, технологий и инновационной экономики.
Думаю, вы согласитесь со мной, что наши юные жители должны быть не только образованными и творчески мыслящими, они должны расти волевыми, физически активными и жизнерадостными. Без преувеличения могу сказать, что Новосибирск с каждым годом все больше становится городом спортивного образа жизни.
У нас не только воспитываются олимпийские чемпионы, но и развивается массовый спорт — в течение года на наших стадионах, в спорткомплексах и улицах проводится более 500 общегородских спортивных мероприятий, в которых принимает участие 350 тысяч горожан. В 17-ти муниципальных учреждениях дополнительного образования укрепляют здоровье и совершенствуют спортивные навыки тысячи новосибирских школьников. Важно и то, что спорт замечательно способствует вовлечению детей-инвалидов в активную общественную жизнь. В прошлом году для них было организовано более 30-ти разнообразных спортивных праздников.
Развитие спорта — это, в первую очередь, развитие его материально-технической базы. Совместными усилиями в последние годы мы открыли новые многофункциональные спортивные центры, бассейны, футбольные поля. Не стал исключением и 2012 год. В мае введен в эксплуатацию 25-ти метровый бассейн в Советском районе, продолжается строительство фехтовального центра и крытого катка на улице Тюленина в Калининском районе.
Важнейшей задачей в 2012 году оставалась забота и опека ветеранов и всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. К новым тенденциям можно отнести активное взаимодействие местной власти и общественных организаций в решении социальных проблем, что неоднократно отмечалось на Всероссийских конференциях социальных работников, секциях АСДГ. Этот опыт используется в ряде других регионов страны.
Важно то, что в 2012 году меры социальной поддержки сопровождали наши основные программы развития. Так, мы ввели новую меру социальной поддержки для пенсионеров — компенсацию в размере 50% расходов гражданам — собственникам жилых помещений на замену (модернизацию) лифтов. Помощь оказана 2 250 гражданам, более 90 % из них — инвалиды, одиноко проживающие ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны.
Мы последовательно работаем над интеграцией инвалидов в общественную жизнь. Это достигается в первую очередь за счет обеспечения доступности городской среды для маломобильных граждан. Постоянно расширяет перечень и повышает качество предоставляемых услуг муниципальное бюджетное учреждение по обслуживанию лиц пожилого возраста и инвалидов «Ветеран». В 2012 году служба Социального такси была преобразована в Социальную службу сопровождения, расширен перечень услуг предоставляемых в рамках этого проекта.
Отдельное направление нашей деятельности — комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями. В 2012 году в трех районах города были открыты Лекотеки — центры социально-психологической адаптации детей-инвалидов, а в Ленинском районе открылся Центр комплексной реабилитации для людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 17 лет.
На новый уровень эту работу позволит вывести новый масштабный и уникальный проект — строительство центра «Олеся» для детей-инвалидов с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
В целом, считаю, что в Новосибирске создана одна из наиболее развитых в стране систем здравоохранения, образования, спорта, культуры и молодежной политики.
4. Исполнение наказов избирателей
Особым направлением взаимодействия исполнительного и представительного органов муниципалитета является выполнение наказов избирателей. В информации, направленной в Совет депутатов о деятельности мэрии города Новосибирска в 2012 году, представлен подробный отчет о ходе выполнения структурными подразделениями мэрии города Новосибирска 497 наказов избирателей, в том числе по 424 наказам, исполнение которых было предусмотрено планом социально — экономического развития города на 2012 год. По 73 наказам работа была начата досрочно. В 2012 году на исполнение наказов избирателей направлен 1 миллиард 425 миллионов 700 тысяч рублей, что на 25% больше запланированной суммы.
В целом, считаю, что у нас создан хороший задел в выполнении наказов избирателей, который, безусловно, позволит нам успешно завершить работу по наказам депутатов 5-го созыва.
5. Система реагирования на запросы граждан
Важным вопросом остается работа с обращениями, запросами и жалобами граждан. В начале прошлого года мы ставили задачу усовершенствовать созданную систему реагирования на запросы граждан, так как общественный запрос на прозрачную и понятную систему коммуникации между жителями и муниципальной властью постоянно растет.

Новой формой взаимодействия с населением в 2012 году стало проведение на ГТРК «прямой речи» мэра города Новосибирска. Поступившие обращения в обязательном порядке отрабатываются структурными подразделениями и администрациями районов. За прошедший год было рассмотрено 1762 обращения.
Продолжает развиваться «Муниципальный портал» с помощью которого граждане могут заблаговременно узнать об отключениях систем жизнеобеспечения, найти информацию об управляющей организации, участковом пункте милиции и участковом полицейском.
В 2012 году внедрен интернет-сервис «Мобильный Новосибирск», предназначенный для осуществления обратной связи между горожанами и структурами муниципалитета по проблемам городского хозяйства.
Развитие системы взаимодействия с населением с помощью современных телекоммуникационных технологий будет продолжено. Ключевая задача — разработка единой системы сбора, обработки и контроля информации мэрии через телефон 051, интернет-портал и мобильные устройства.
6. Административная реформа
Ключевым событием для системы городского управления стала оптимизация структуры и штатов городской администрации, в соответствии с решением Совета депутатов города. В настоящее время завершается процесс формирования администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам, с 1 февраля она начнет полноценно работать. За счет сэкономленных средств повышена заработная плата специалистам от 8 до 28%, в первую очередь начальникам и заместителям начальников отделов. А средства, которые мы планируем получить от продажи освободившихся зданий администраций — около 300 миллионов рублей, мы предполагаем направить на закупку городского транспорта — автобусов, троллейбусов, трамваев, и надеемся на поддержку депутатами этой инициативы.
Следующими этапами станут совершенствование регламентов, алгоритмов работы структурных подразделений, и оптимизация деятельности муниципальных учреждений.
7. Участие мэра и мэрии в значимых мероприятиях
Деятельность мэрии требует постоянного взаимодействия с федеральными органами власти, с нашими коллегами, в том числе иностранными. В течение прошедшего года я, как мэр города, представлял Новосибирск и Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов в различных ассоциациях российских и зарубежных муниципальных образований, на деловых мероприятиях, проходивших как в Новосибирске, так и в других городах нашей страны и за рубежом.
В прошлом году на федеральном уровне большое внимание уделялось проблеме распределения полномочий и налоговых поступлений между уровнями власти. Это, пожалуй, главная проблема, сдерживающая развитие местного самоуправления на современном этапе, с чем соглашаются депутаты всех фракций. Могу сказать, что у Правительства есть понимание этой проблемы, было принято решение об увеличении доходной базы муниципалитетов за счет применения патентной системы налогообложения, оптимизации льгот, установленных на федеральном уровне по местным налогам, зачисления в местные бюджеты отдельных неналоговых доходов и ряд других мер.
Как неоднократно предлагала АСДГ, в период с 2013 по 2017 годы предусмотрена поэтапная отмена федеральных льгот по земельному налогу и рассматриваются вопросы отмены льгот по налогу на имущество.
Объем дополнительных поступлений в местные бюджеты по уже принятым решениям ежегодно, начиная с 2014 года, составит более 67 миллиардов рублей. Это, конечно, небольшой, но все же важный шаг на пути формирования сбалансированной системы бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Планируется направить в местные бюджеты доходы от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами.
Другим чрезвычайно важным для городов вопросом, который решался в прошлом году на федеральном уровне, был вопрос об источниках финансирования расселения ветхого жилья и капитального ремонта домов. В этой части муниципальное сообщество занимает консолидированную позицию, представленную мной на выездном совещании комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в Омске. По нашему мнению, государство не должно снимать с себя ответственность за капитальный ремонт жилых домов, для чего необходимо продлить работу «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». На этом также настаивали часть депутатов Госдумы и эксперты.
В итоге федеральный центр принял разумное решение продлить работу Фонда содействия реформированию ЖКХ до конца 2015 года — основная часть средств Фонда будет направлена на расселение ветхого и аварийного жилья, но за государством сохраняется обязанность софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов, хотя и в меньшем объеме и на более жестких условиях.
В прошлом году расширились международные связи нашего города. 23 июня был подписан договор о побратимстве между Минском и Новосибирском. Мы уже более 10 лет сотрудничаем с предприятиями белорусской столицы в сфере модернизации транспорта, поэтому подписание договора о побратимстве стало логичным шагом в развитии нашего сотрудничества.
Одновременно мы укрепили связи с городами Германии. Деловые связи налаживаются не только на западном, но и восточном направлении. В сентябре прошлого года делегация Новосибирска побывала в китайском городе Шэньян, приняв участие в форуме развития стран Северо-Восточной Азии. Сотрудничество с КНР для Новосибирска является важным, так как уже сегодня в городе работают около 100 совместных и китайских компаний. В ходе этой поездки мы увидели новые перспективы развития экономического партнерства с Шэньяном, поэтому был подписан протокол намерений об установлении побратимских отношений с этим городом. Договор о заключении побратимских отношений с городом Шэньян планируем подписать накануне 120-летия Новосибирска в июне этого года.
Наш город уже традиционно выступает площадкой для проведения целого ряда международных и всероссийских мероприятий, центром муниципального и делового сотрудничества. В прошлом году в городе прошли:
— Восьмой Новосибирский инновационно-инвестиционный форум;
— Межрегиональная конференция по развития малого и среднего бизнеса;
— две крупных конференции «Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов»;
— уже в четвертый раз принял гостей форум «Интерра», получивший национальную премию Рашен ивент эвордс 2012, победив в номинации «Лучший проект деловой направленности».
8. Ключевые задачи на 2013 год
Считаю, что в целом прошедший год был успешным для нашего города. Основные задачи, которые мы ставили перед собой год назад, выполнены. Эти задачи были объединены главной целью — повышением качества жизни горожан. По многим показателям мы превысили уровень, определенный Стратегическим планом устойчивого развития города до 2020 года. Это достигнуто благодаря опережающему росту экономики города, интенсивной реализации стратегических проектов и программ в социальной сфере и отраслях городского хозяйства. В городе сохраняется гражданское согласие, которое является важнейшим условием стабильного поступательного развития.
Но эти достижения — не повод, чтобы успокоиться, снизить интенсивность нашей работы. Напротив, предстоящие в 2013 году события и спектр уже определенных задач требуют от мэрии работы на качественно новом профессиональном уровне.
2013 год в Новосибирске пройдет под знаком двух юбилеев.
В первую очередь, это 120-летие города. Эту дату мы должны отметить достойно. В рамках празднования необходимо в первую очередь сделать город особенно ухоженным и благоустроенным, чтобы горожане увидели не только праздничные мероприятия, но и в окружающей их повседневной обстановке почувствовали реальные изменения к лучшему.
В контексте празднования юбилея в городе пройдут первые Международные детские игры «Спорт. Искусство. Интеллект». Получены предварительные заявки на 1825 участников из 27 городов, не только российских, но и городов ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Германии, Японии, Израиля и других. Организация такого масштабного мероприятия — показатель слаженности нашей работы, поэтому проведение этого спортивного праздника должно стать знаковым для города, его визитной карточкой, позволяющей и в будущем претендовать на проведение крупных международных мероприятий.
Вторая важная дата — это 100-летие со дня рождения нашего знаменитого земляка Александра Ивановича Покрышкина. В связи с юбилеем запланированы торжества на улицах Новосибирска, в школах и воинских подразделениях. Оба этих события необходимо использовать и для того, чтобы стимулировать интерес молодежи к истории вообще и истории нашего края, нашего города, в частности. Потому что воспитание молодого поколения в русле патриотизма, любви к Родине является одной из приоритетнейших задач.
Но эти важные и торжественные события будут фоном нашей с вами повседневной работы, нацеленной на решение широкого спектра проблем, которые сдерживают развитие нашего города.
Период выживания давно закончился, сегодня собственные доходы бюджета города позволяют эффективно решать задачи текущего содержания города и основных отраслей, но их по-прежнему недостаточно для одновременного развития тех направлений, которые недофинансировались в прошлые годы, и работу на федеральном уровне по расширению доходной базы муниципальных бюджетов нужно продолжать.
Вместе с этим, для решения стоящих перед городом задач необходима работа по сохранению темпов роста доходов городского бюджета.
Одной из важнейших задач на 2013 год является повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, но для этого нам с вами требуется изыскать дополнительно около одного миллиарда рублей.
Качественное исполнение бюджета, обеспечение стабильного роста доходов является залогом успешного решения целого ряда городских проблем.
В приоритете нашей работы находятся вопросы комплексного развития дорожно-транспортной инфраструктуры: строительство транспортно-пересадочных узлов, обновление парка пассажирского транспорта, оптимизация маршрутов наземного пассажирского транспорта и, конечно, поиск ресурсов для продолжения развития метрополитена и строительства линий скоростного трамвая.
Для Новосибирска, как и для большинства российских городов, серьезными проблемами остаются жилищные вопросы и состояние сферы ЖКХ. Реализуются программы капитального ремонта, для решения проблемы ветхого и аварийного жилья принята специальная программа, в рамках которой мы планируем расселить минимум 307 домов в течение трех лет, и рассматриваем возможности по привлечению на эти цели дополнительных средств.
В последние годы город добился заметных успехов в сфере дошкольного образования, но потребность в новых местах в детских садах сохраняет свою актуальность, и сегодня созданы объективные предпосылки для того, чтобы до 2015 года ликвидировать очередь в детские дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Программа комплексного благоустройства внутриквартальных территорий близка к завершению, и акцент смещается на создание и реконструкцию мест семейного досуга, рекреационных зон, парков и скверов, для чего в бюджете города дополнительно предусмотрено 130 миллионов рублей.

Уважаемые депутаты!
В завершение хотел бы сказать несколько слов о концептуальных подходах, которыми мы руководствуемся в управлении городом.
Большой город — это сложная система, где пересекаются интересы власти, бизнеса, институтов гражданского общества и рядовых жителей. В современных условиях залогом успешного развития мегаполиса является согласование интересов различных групп при одновременном осуществлении проектов, направленных на рост экономического потенциала, социального и культурного капитала города, постоянном поиске эффективных подходов обеспечения устойчивого экономического роста, улучшения качества жизни горожан и благоприятного развития городской экосистемы. Это сложная задача, которая обобщена в концепции «умного города», ориентированной на проведение политики на основе широкой коалиции интересов и гражданской поддержки. Пока подобных инициатив в России не много, и Новосибирск как один из первопроходцев стратегического планирования, город, в котором сосредоточены интеллектуальные ресурсы, имеет все шансы и здесь стать пионером.
Этому в значительной мере способствует сложившийся уровень конструктивного взаимодействия между исполнительной и представительной ветвями муниципальной власти, институтами гражданского общества, поскольку во многом именно благодаря нашей слаженной совместной работе, мы достигаем значительных результатов, находим уникальные и эффективные пути решения возникающих проблем и имеем четкое представление о цели, к которой нужно стремиться для блага наших горожан и процветания нашего города.
Спасибо за внимание!