Выступление мэра Новосибирска Анатолия Локтя на сессии Совета депутатов города 26 сентября 2018 года

26 сентября 2018

Уважаемые депутаты!

Сегодня первая после лета сессия Совета депутатов города Новосибирска. Поэтому хочу коротко обобщить наиболее значимые результаты работы за этот период.

9 сентября состоялись выборы губернатора Новосибирской области. Избран глава региона — Андрей Александрович Травников. Мы нацелены на конструктивный диалог и рассчитываем на поддержку депутатов городского Совета в этом взаимодействии в интересах жителей Новосибирска.

Ближайшие проекты, по которым нам предстоит тесное сотрудничество, — это развитие спортивной и транспортной инфраструктуры города.

Самый капиталоёмкий проект — развитие новосибирского метрополитена. Обновленная проектно-сметная документация на продление Дзержинской линии проходит государственную экспертизу в Москве. Мы чувствуем заинтересованность и понимание на федеральном уровне и надеемся на финансирование этого проекта. Также до конца года будет разработана проектно-сметная документация станции «Спортивная» возле нового Ледового Дворца Спорта.

Вторая масштабная задача, решать которую будем совместно с правительством Новосибирской области, — это подготовка и проведение молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году. Сегодня мы разрабатываем комплексную программу, которая должна учитывать благоустройство, изменение схем маршрутов и модернизацию общественного транспорта, обновление фасадов домов и строительство дорог. Это большая задача, которая требует напряжения сил и города, и области при поддержке федерального центра.

Третья задача — это возведение регионального волейбольного центра, строительство которого уже началось. Одного здания недостаточно, необходимо благоустройство и прилегающей к нему территории.

Это проекты — драйверы роста, причем не только для города Новосибирска, а для всего региона!

Более подробно остановлюсь на работе по приоритетам развития Новосибирска.

Прежде всего, развитие социальной инфраструктуры.

В этом учебном году за парты сели 178 тысяч школьников (прирост почти 10 тыс. человек по сравнению с прошлым годом), из них более 20 тысяч — первоклассники.

Мы ускоренными темпами стараемся преодолеть разрыв между потребностью и количеством школьных мест. Быстро решить эту задачу не удается, потому что разрыв накопился довольно большой, но в 2018 году нам удается решать этот вопрос.

В 2018 году введём в эксплуатацию пять школ. Четыре из них уже открылись к 1 сентября:

— школа № 82 в Дзержинском районе на 700 мест — это более, чем в два раза больше, чем в старом здании;

— школа № 214 (мкрн «Весенний») в Первомайском районе на 1 250 мест. Это самая большая школа по своей вместимости в Новосибирске. Перед 1 сентября ее посетил советник Президента РФ по правам человека Михаил Федотов, он оценил и темпы строительства, и качество работ. И уже реализовано его предложение назвать эту школу именем Доктора Лизы;

— школа-интернат № 37 в Железнодорожном районе с уникальным оборудованием для обучения детей с нарушениями слуха. В ней будут учиться не только новосибирцы, но и жители сельских районов;

— пристройка к школе № 183 в Кировском районе с оборудованием спортивного зала, учебных классов и мастерских.

До конца года завершим строительные работы в новой школе в микрорайоне «Чистая Слобода» — это школа № 215.

Ещё три здания — задел на будущие годы, строятся в отдаленных районах комплексной застройки — на Родниках, Южно-Чемском и Плющихинском жилмассивах.

В городе ещё много школ, построенных в довоенное время, которые ремонтировать. В этом году мы приняли решение закрыть на реконструкцию школу № 57 в Дзержинском районе — это здание 1939 года постройки, находится в аварийном состоянии.

По решению Президента 500 млн рублей из федерального бюджета придут на строительство пристройки на 525 мест к школе № 51 в «Стрижах».

Продолжаем решать и вопрос увеличения мест в детских садах, причём используем разные подходы.

— Возвращаем в систему дошкольного образования здания, занятые другими учреждениями. В Калининском районе после ремонта в бывшем детдоме на ул. Макаренко откроем детский сад на 210 мест.

— Город уверенно вошёл в новый федеральный проект по строительству 7 пристроек к детсадам и новых зданий с ясельными группами. Тем самым за два года мы увеличим количество мест в яслях на тысячу мест.

— И ещё по программе «Жилище» строится детский сад в Южно-Чемском микрорайоне.

Второй приоритет — развитие дорожно-транспортной инфраструктуры

О проекте развития метро я уже сказал. Хочу вас также проинформировать, что 15 октября в Правительстве РФ планируется рассмотрение вопроса реализации в крупных мегаполисах проекта «Городской электрички», в том числе наш новосибирский проект, над которым мы работали совместно с Правительством Новосибирской области. Наш проект очень хорошо проработан, поэтому мы рассчитываем на положительное решение.

Эти проекты входят в нашу Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города до 2030 года. Сегодня вы рассмотрите её в первом чтении.

Главная цель реализации этой программы — развитие общественного транспорта, стимулировать переход пассажиров с личного транспорта на общественный. Доля новосибирцев, передвигающихся по городу на общественном транспорте, должна достичь 50% (наши исследования говорят, что сейчас эта цифра — чуть более 40 %). Это механизм решения пробок, в том числе в центре города.

Важные шаги в этом направлении уже сделаны. Например, с 16 июля запущен эксперимент по введению сетевого тарифа на одном из маршрутов. Новая карта «ЕТК-онлайн» позволяет в течение часа бесплатно пересесть с любого троллейбуса или трамвая на другой троллейбус или трамвай. Уже приобретено около 4 тысяч таких карт, ежесуточно по ним совершают порядка 2 тысяч поездок. Популярность этого проекта нарастает.

Следующим шагом, без которого нельзя дальше развивать общественный транспорт, должно стать решение по тарифу на перевозку пассажиров. На днях выступил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, который говорил о необходимости повышения тарифа. Я солидарен с этим мнением. Это согласованное мнение, выверенное решение мы неоднократно обсуждали его. Я солидарен и со мнениями различных общественных организаций транспортников — профсоюзов, союзов. Они говорят, что время для изменения тарифа до экономически безопасного уровня, назрело. Участились случаи внештатных ситуаций, аварий на общественном транспорте — сходы трамваев, короткие замыкания на электротранспорте, не закрывающиеся двери в автобусах — все это показывает, что опыт замороженного тарифа, который мы пытались удержать средствами двух бюджетов, не получается. Дальше речь идет о безопасности проезда, и о состоянии самого транспорта. Для сохранения общественного транспорта разрыв между затратами и тарифом сейчас жизненно важно сгладить — чтобы предприятия могли обеспечить нормальное содержание подвижного состава, уменьшили социальную напряженность в коллективах, обеспечили бесперебойность и безопасность движения. Это вынужденная мера позволит избежать деградации общественного транспорта, обеспечить возможность сохранения льгот на проезд разных категорий граждан. У нас льготами пользуются не только пенсионеры и ветераны, есть и другие категории, в том числе, студенты.

Теперь, несколько слов о дорогах. Около 1 миллиона квадратных метров дорожного полотна отремонтировано в Новосибирске за счёт бюджетов трёх уровней на сумму более 1 млрд 390 млн. рублей.

По программе «БКД» на 15 объектах мы провели работы стоимостью 1 млрд 46 млн рублей, из которых 30% — средства бюджета города. Все объекты будут приняты до 1 октября.

Что касается ремонта по другим программам, работы пока завершены не везде. Ориентируемся на 10 октября. Отмечу, речь идет о 140 млн. рублей, выделенных из областного бюджета.

За счёт экономии на торгах нам удалось увеличить объёмы ремонта тротуаров и улиц в частном секторе. В результате на 100 млн рублей ремонтируем 98 участков улиц, на сумму 57 млн. рублей — тротуары площадью более 30 тыс. кв. м.

Завершаем до 1 октября работы на втором этапе строительства ул. Колонды от ул. Лебедевского до ул. Фадеева. Стратегически важное направление. Кроме того, в июле началось строительство дороги на ул. Титова. Там было болото, сейчас ведется активное строительство.

Третий важный приоритет — развитие зеленых зон и создание комфортной городской среды.

— До 15 октября завершаем очередной этап масштабной реконструкции Михайловской набережной. По двум муниципальным контрактам на это направлено 144 млн рублей. Весь комплекс набережной мы рассматриваем как единую рекреационную зону. Проблема в том, что у нас разные подразделения отвечают за разные участки. Сегодня за парк «Городское начало» отвечает департамент транспорта и его подразделения, а за второй большой участок — саму набережную, отвечает МУП. Поэтому сейчас мы прикладываем оргусилия, чтобы объединить эти силы.

— Ведется подготовка к благоустройству общественных пространств, выбранных жителями на 2019 год. Утвержден дизайн-проект благоустройства Сквера Славы. Еще один проект — Затулинский дисперсный парк — в ближайшее время будет вынесен на общественное обсуждение.

— Кроме того, по федеральной программе благоустраиваем 106 дворовых территорий (270 млн. рублей). По муниципальной программе ЖКХ, в основном это наказы, увеличили объемы и вместо плановых 83 объектов ремонтируем 114. Таким образом, 220 дворов обновим за летний период.

В завершение ещё несколько слов о задачах городского хозяйства. Город был своевременно подготовлен к отопительному сезону. Сейчас идет полный разворот системы, первыми традиционно были подключены социальные объекты. 50 % жилого сектора на сегодняшний день также подключены.

Продолжается программа капитального ремонта МКД. В этом году в плане 557 многоквартирных домов. Более 352 домов уже отремонтировано. До 1 декабря планируется завершить работы, провести приёмку с участием жителей.

Уважаемые депутаты! Перед нами сегодня стоят масштабные, большие задачи. У нас есть опыт конструктивной работы, взаимодействия. Я уверен, мы справимся с любыми сложностями!