Университет геосистем и технологий готов внедрять свои разработки в городском хозяйстве

16 февраля 2015
Университет давно и активно сотрудничает с мэрией. В частности, при внедрении на городском транспорте и уборочной технике системы ГЛОНАСС, при строительстве третьего моста и так далее. В настоящее время специалисты вуза разрабатывают паспорта дорожной безопасности школ города – при активном участии самих образовательных учреждений и госавтоинспекции. Результатами реализации этого проекта являются: во-первых, определение безопасных маршрутов движения учащихся – снижение количества аварийных ситуаций с участием детей, во-вторых, выделение зон повышенной аварийной опасности, в-третьих, предложения по улучшению организации дорожного движения, в –четвертых, оптимизация границ зон обслуживания образовательных учреждений и, в-пятых, детальная информационная модель организации дорожно-транспортного движения в районах образовательных учреждений.<br />
Как отметил проректор по научной и инновационной деятельности СГУГиТ Владимир Середович, вуз еще 10 лет назад пришел к пониманию значимости 3D-технологий – трехмерная модель является более доступной и простой при описании объекта. И сейчас вуз не отстает от мирового тренда.<br />
Сегодня университет готов решать такие задачи, в том числе, с использованием лазерного сканирования, построения трехмерных моделей, как создание единой (базовой) цифровой карты Новосибирска, контроль качества дорог, наблюдение за оползневыми процессами, плотинами и т. п., геодезическое обеспечение при строительстве уникальных сооружений (мосты, аквапарки, высотные здания), наблюдение за деформациями объекта (ГЭС, мосты, эстакады, ТЭЦ, дымовые трубы, аэродромы, метро и др.), обеспечение строительства и эксплуатации объектов метрополитена, прогнозирование, предотвращение и ликвидация ЧС, наблюдения за аварийными объектами, создание трехмерных моделей метрополитена для составления технологических схем ликвидации ЧС, паспортизация и инвентаризация объектов гидрографии, лесопарковых зон, транспортных коммуникаций, информационное обеспечение деятельности ЖКХ, объектов благоустройства, создание трехмерных моделей основных транспортных магистралей, рекламных щитов и их паспортизация, объектов культурного наследия, фасадов всех зданий, создание моделей объектов инфраструктуры горэлектротранспорта.<br />
В частности, внедрение лазерного сканирования для контроля качества автодорог, по мнению разработчиков, позволит повысить качество проектирования, более объективно определять объемы работ, обеспечить прозрачность строительства, подрядчику – более эффективно контролировать все этапы строительства, заказчику – объективно осуществлять приемку работ и оценивать ее качество, контролировать все геометрические параметры автодороги в течение всего жизненного цикла, формировать единую компьютерную модель автодороги в течение всех этапов проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации.<br />
Есть у вуза и предложения по созданию электронной модели сетей и объектов водоснабжения, которая позволит моделировать все виды переключений, изменений состояния запорно-регулирующей арматуры, регулирование и изменение установок регуляторов, проводить гидравлические и тепловые расчеты, оценивать потери напора  и тепловой энергии по участкам сетей, последствий изменений характеристик объектов сети с целью моделирования различных вариантов развития, оценивать перспективность реализации различных сценариев перспективного развития коммунальной инфраструктуры.<br />
Университет предлагает также внедрить в городе еще один свой проект: инвестиционно-градостроительный портал «ГИС-Инвестора. Новосибирск». В других регионах уже «обкатана» еще одна разработка вуза: методика и технология выполнения комплексных работ по выявлению неучтенных земельных участков и объектов недвижимости.<br />
«Нам это все интересно, поэтому мы все это делаем», – подчеркнул ректор СГУГиТ Александр Карпик, подводя итоги разговора.<br />
«Мы говорили о 3D-технологиях, это для нас актуально и думаю, что это заинтересует наших коммунальщиков. Второе направление, которое будет нас совершенно очевидно интересовать, это отдельные земельные участки – что там происходит, сделать съемку, что в настоящий момент там происходит, потому что собственники, арендаторы ведут себя по-разному и не всегда это с земли увидишь, а для принятия решений нам нужно знать реальное положение дел», – отметил мэр Анатолий Локоть. Также интерес главы города вызвало предложение о создании трехмерных моделей рекламных конструкций по всему городу и их мониторинге: «Меня интересует конкретный вопрос, который носит актуальный характер: мониторинг рекламных щитов. Какое количество щитов вообще есть в городе Новосибирске?!». «Мы проехали примерно два раза по основным улицам Новосибирска, на которых размещены и рекламные щиты и, сканируя дорожное полотно, сканируя все пространство, мы охватили и рекламные конструкции. Но теперь их нужно выбрать из всего массива информации – у нас есть измерения, фотографии, так что решить задачу можно», – пояснил Владимир Середович, отметив, что специалисты вуза уже ведут переговоры о сотрудничестве в этом вопросе с городским комитетом по рекламе и информации.<br />
Мэр Анатолий Локоть поставил перед профильными департаментами мэрии задачу: изучить, что из разработок вуза может быть использовано в городском хозяйстве. По итогам встречи мэр Новосибирска Анатолий Локоть и ректор СГУГиТ Александр Карпик подписали пятилетнее рамочное соглашение о научно-техническом сотрудничестве мэрии и вуза.<br />
«Меня интересует, как руководителя города, в первую очередь, прикладной характер. Мы услышали очень много предложений, которые можно применить, у университета есть технологии, которыми надо пользоваться. И мы крайне заинтересованы в этом, – подчеркнул Анатолий Евгеньевич. – Я жду предложений по совместному сотрудничеству. Совершенно очевидно, что здесь нужно системно работать, применять тот большой инструментарий, который нам предлагают. И я готов подписать распоряжение о создании рабочей группы для того, чтобы сформировать план по реализации соглашения – какие идеи, какие предложения начнем реализовывать. С тем, чтобы это перешло в практическую плоскость».<br />