Мэр Новосибирска А.Е. Локоть представил Совету депутатов города проекты бюджета и плана социально-экономического развития Новосибирска на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов

14 ноября 2014

«Добрый день, уважаемые депутаты, товарищи!
Мы начали вместе с вами непростую работу по планированию следующей трехлетки развития нашего города, по формированию бюджета на следующий год и плановый период 2016-2017 годов. Планирование бюджета, его формирование — это всегда непростой процесс, это всегда решение противоречивых вопросов, поиск оптимальных решений. И здесь очень важно расставлять правильно приоритеты. Это не чей-то личный продукт. Ответственность несем перед город мы вместе с вами. Мы эту работу начали, провели публичные слушания, заслушали ГРБС (главных распорядителей бюджетных средств), нам предстоит теперь пройти непростой путь обсуждения во всех комиссиях (Совета депутатов города), более тщательно рассмотреть каждый пункт, каждую запятую. Потому что эта ответственность лежит на нас с вами и от нашего решения зависит судьба города, жизнь всех новосибирцев. Главный фактор сегодня, который оказывает влияние на условия формирования бюджета, безусловно, — это снижение норматива отчислений в бюджет города НДФЛ. Более чем на 4,5 млрд рублей — это не только снижение из-за уменьшения норматива отчисления НДФЛ, но и в том числе в результате экономического торможения, снижения оборотов промышленности. Одним словом, трудности есть. Мы должны понимать, в каких условиях мы работает, мне кажется, такое понимание у нас есть. Это — объективные условия. А решать эту задачу необходимо.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание: мы совершенно верно отмечали и говорили, что в результате этого снижения рост внутреннего муниципального долга до 75 процентов накладывает определенные ограничения на наши дальнейшие решения. И мы избрали стратегию не только по снижению муниципального долга, но по выходу к 2017 году на бездефицитный бюджет.
Еще раз хочу обозначить цифры. Следующий, 2015-й год: доходная часть — 33,9 млрд. рублей, расходы — 35,2 млрд. рублей, дефицит —1, 3 млрд. рублей. 2016 год — снижение дефицитности до 810 млн рублей, при доходной части — 33,5 млрд. рублей, расходной — 34,3 млрд. рублей. И 2017 год: выход на бездефицитный бюджет в 35,1 млрд рублей. Вот та, стратегия, которой мы должны с вами придерживаться, потому что здесь шутки плохи: бюджетное ограничение муниципального внутреннего долга составляет 100 процентов. Если мы не удержимся на вот этих 75 процентах и не будем их снижать, то дальше — дефолт со всеми неприятностями, которые от этого исходят. Ответственность на нас лежит очень большая.
Второе, о чем необходимо сказать и отметить: сохранение социальных гарантий, всех социальных обещаний, о которых мы с вами говорили. В том числе, сохранение приоритета финансирования образования. Обращаю внимание: 20,8 млрд рублей в целом на образование сохранены. Приоритет финансирования систем жизнеобеспечения города — мы не можем этим пожертвовать ни в коем случае. И эти направления являются приоритетами.
Остаются приоритетами на следующий год и плановый период строительство детских дошкольных учреждений. Сегодня мы видим, что в областном бюджете запланированы 950 млн рублей, 600 млн рублей — это наша доля. И мы рассчитываем на 1 млрд рублей из федерального бюджета. Это позволит нам решать не только проблему детских садов, но мы сможем сманеврировать и закончить строительство школы № 37, это важный для нас объект в городе Новосибирске.
Еще один фактор, на который хотелось бы обратить внимание: да, мы должны честно сказать, что будет снижение с 4,5 млрд рублей этого года до 1,5 млрд рублей финансирования капитального строительства, развития транспорта, благоустройства. Это те направления, по которым мы должны будем «поджаться», экономить наши расходы. Но мы продолжаем, несмотря на трудности, программу модернизации лифтов.
Обращаю внимание, что решения на федеральном уровне, федерального закона не обязывают вести подобные программы, подвигают нас к тому, что полностью капитальный ремонт сегодня ведется за счет самих граждан, тем не менее — это наше обязательство. Оно было взято нами вместе — депутатским корпусом и исполнительной властью. Здесь область тоже берет на себя обязательства — 353 млн рублей. Наши — 250 млн рублей. И доля жителей — до 20 процентов софинансирования. Это правило мы сохраняем, и программу планируем продолжить.
Расселение ветхого и аварийного жилья — это приоритет, это важно, это необходимо. Просто за счет Федерального закона № 185-ФЗ это не удастся, там — небольшие деньги. Хотя мы рассчитываем, конечно, на них и деньги — всегда деньги. Но мы рассчитываем здесь именно на поддержку области — полмиллиарда рублей, которые они планируют сегодня в своем бюджете. И наши городские средства — мы закладываем 300 млн рублей. Это важная статья расходов — в Новосибирске это значительный жилой сектор и снижать темпы работы в этом направлении нельзя.
Приходится говорить, что мы вынуждены идти на снижение по финансированию культуры и спорта (спорта, прежде всего), — на 160 млн рублей. И здесь надо тоже правильно расставлять приоритеты. Приоритеты мы предлагаем рассматривать таким образом: мы не можем сохранять в прежних объемах финансирование профессионального спорта, подчеркиваю, из бюджетных источников. Чтобы развивать профессиональный спорт дальше такими же темпами, как это было в Новосибирске, полагаю, необходимо искать внебюджетные источники. А имеющиеся средства направлять на развитие массового спорта. О чем и вы говорите, и говорят наши избиратели, новосибирцы.
Мы обращаемся к области, я хочу обозначить еще раз те направления, по которым мы рассчитываем на поддержку областного бюджета, областной власти. Прежде всего, это — уже названное строительство детских садов. Еще раз повторяю: 950 млн рублей — здесь найдено решение, оно запланировано в бюджете и 1 млрд мы рассчитываем в течение года получить из федерального бюджета. Если эти деньги будут, то нам это позволит к концу 2015 года решить задачу обеспечения местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет. Таким образом, задача, поставленная в Указе Президента РФ, будет решена.
Мы рассчитываем на софинансирование дорожного строительства. И здесь мы уже не ведем речь о каких-то новых объектах. Нам необходимо продолжать и завершать те объекты, за которые мы взялись. Это, прежде всего, модернизация Мочищенского шоссе и строительство улицы Георгия Колонды (по-старому — улицы Объединения), первый этап которой мы сдали, — это стратегически важное направление. Кроме того, развязка на улице Петухова — это узкое место, очень важный объект в Кировском районе, въезд в город. И нам ее необходимо не просто продолжать, необходимо закончить это строительство в следующем году. Подрядчик задает нам вопросы, но без поддержки областного бюджета нам решить эту задачу не удастся. Мы обращаемся сегодня за поддержкой.
Как я уже сказал, мы рассчитываем на поддержку по программе модернизации лифтов, и эти деньги запланированы в областном бюджете. Мы планируем дальше работать с областью по поиску финансирования решения проблем транспорта, прежде всего, строительства метро. При тех ресурсах, которые сейчас у нас есть (мы запланировали на эти цели 50 млн рублей), всерьез говорить о развитии метро, конечно, не приходится. Чтобы вести строительство второго тоннеля (а это необходимо делать), нужно изыскивать новые возможности. Здесь мы рассчитываем на поддержку области.
Но рассчитывать необходимо в этих условиях, прежде всего, на свои силы. И после НДФЛ вторым по значимости источником пополнения доходной части является земельный налог. Его доля составляет до 20 % в объеме собственных доходов. И здесь нам необходимо поработать. Мы предлагаем решение, которые уже начали обсуждать и с вами, и с руководителями предприятий. Мы предлагаем отказаться от льготы по земельному налогу. Пользовались этой льготой 70 предприятий, эта льгота до 30 процентов была «размазана» на всех, кто подходил под категорию производителя отечественной продукции в Новосибирске. Мы предлагаем сохранить поддержку предприятий, не всех, а тех, кто активно работает, кто развивается, кто дает дополнительные рабочие места, увеличивая тем самым налогооблагаемую базу. Но «размазывать» поддержку мы больше не можем. Понимание среди руководителей предприятий такого шага (во всяком случае, на тех встречах, которые я провел) есть.
Следующий шаг — это увеличение коэффициента для тех предприятий, которые пользуются земельными ресурсами, относящимися к «прочим земельным участкам». Например, к ним относится земля под торгово-развлекательными центрами. У нас с вами, напоминаю, действует коэффициент 1,45, мы предлагаем увеличить его на 0,05 процента. Это общепринятая норма в Сибири, в соседних городах. То есть, повысить коэффициент до 1,5. Эти шаги позволят нам увеличить доходы бюджета до 200 млн. рублей. это — существенный вклад.
Кроме того, мы начали предпринимать общие шаги поддержки развития промышленности в городе. Потому что я убежден, что в целом выход из кризисного состояния и в стране, и в области, и в городе, как промышленном центре, возможен за счет поддержки производства. И здесь прямое лоббирование на федеральном уровне имеет значение. Я такие шаги сделал — была встреча с Дмитрием Рогозиным. Надо сказать, что понимание у заместителя председателя военно-промышленной комиссии, вице-премьера правительства мы нашли. Он знает те программы, которые реализуются в Новосибирске в ОПК, и обещал взять под контроль выполнение этих программ. Мы назвали несколько перспективных направлений, в которых надо поддержать наши предприятия с тем, чтобы усилить возможности в решении задач импортозамещения, развития отечественного производственного сектора. Здесь у Новосибирска есть хороший научно-технический задел, кадровый задел, есть промышленные площадки, которые можно использовать.
Следующий существенный резерв — это должники перед городским бюджетом за использование земельных ресурсов, муниципального имущества. Мы начали эту работу, и деятельность комиссии дает существенную прибавку — по 50 млн рублей в месяц дополнительно стали приходить. Я считаю, что это направление нам надо активизировать совместно, резервы здесь еще очень большие.
Для того, чтобы раскрывать какие-то дополнительные резервы, которые сегодня ещё не видны, вырабатывать нестандартные походы, я поручил своему заместителю Борису Викторовичу Бурееву создать комиссию для выработки предложений по пополнению доходной части бюджета. В нее войдут специалисты мэрии, депутаты. И предлагаю провести такой совместный «мозговой штурм», с тем, чтобы найти какие-то еще решения для пополнения бюджета. Любые предложения могут принести существенный результат. Конечно, задача, которую нам предстоит решать, трудная. Но положение не фатальное. Здесь необходимо, еще раз говорю, правильно расставить приоритеты, очередность тех задач, которые ставятся перед нами. И самый главный ресурс, который мы с вами должны использовать, этот ресурс доверия новосибирцев. Это доверие, которое горожане оказали нам с вами, позволив возглавить муниципалитет и нести ответственность за развитие Новосибирска. Я уверен, что при сложении всех этих факторов мы решим эту непростую задачу.
Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед! Новосибирск — сильный город, и он будет развиваться в любых условиях."