Мэр Анатолий Локоть поздравил коллектив и зрителей Новосибирского государственного академического театра оперы и балета с 75-летием

12 мая 2020

12 мая 2020 года Новосибирскому государственному театру оперы и балета — ровеснику Победы — исполнилось 75 лет. Мэр Анатолий Локоть поздравил коллектив театра и всех поклонников оперы и балета с этой знаменательной датой.

«12 мая 1945 года, когда весь мир праздновал победу над фашизмом, на сцене новосибирского театра оперы и балета был дан первый спектакль — опера «Иван Сусанин» Михаила Глинки. Так в нашем городе появился свой Большой театр!

Сегодня его оперная и балетная труппы известны в России и за рубежом. Театр подарил миру много талантливых солистов, превосходных музыкантов, хореографов, дирижёров. Постановки выдающихся режиссёров составляют славу и гордость отечественной и мировой культуры. Коллектив театра признан одним из лучших в стране. Он активно гастролирует, участвует в престижных зарубежных и российских фестивалях, имеет множество профессиональных наград, в числе которых высшая российская театральная премия — «Золотая маска».

Сибирский Колизей — символ и гордость нашего города! Судьба театра, его уникального здания тесно связана с историей Новосибирска, с его становлением в качестве культурного центра Сибири. Театр строили с перерывами несколько лет: в 1931 году заложили первый камень, а сдали в эксплуатацию в 1944 году.

Во время Великой Отечественной войны здесь хранились сокровища музеев Москвы и Ленинграда — Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, Павловского дворца и Царского Села. На сцене будущего театра давал концерты Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. 7 ноября 1942 года в присутствии автора здесь прозвучала первая часть Седьмой — блокадной — симфонии Дмитрия Шостаковича. И эта высокая планка, заданная ещё до открытия НГАТОиБ, никогда не снижалась!

Юбилей любимого театра — праздник для всех новосибирцев. Сегодня, сохраняя верность богатейшим традициям, коллектив театра открыт для смелых экспериментов, новых драматургических решений и ярких сценических поисков. Желаю вам успехов, вдохновения, ярких ролей, благодарных зрителей и творческого долголетия!«— говорится в поздравлении мэра Новосибирска Анатолия Локтя.

Справочная информация:

Здание театра является памятником истории и архитектуры. Общая площадь здания — 11 837,8 кв. м., объем — 294 3400 куб. м — превышает объем здания Большого театра России.

С точки зрения инженерного искусства театр является исключительно сложным сооружением. Самая уникальная часть здания — конструкция купола диаметром 60 м, высотой 35 м. Купольное перекрытие без контрфорсов и ферм впервые было применено в строительной практике Европы. Кровля купола — тысячи железных чешуек серебристого цвета.

Строительство здания началось в 1931 году. По первоначальному проекту художника Большого театра СССР М. И. Курилко, архитектора-художника Т. Я. Бардта, архитектора А. З. Гринберга — это Дом науки и культуры, грандиозное сооружение с уникальными размерами зрительного зала и параметрами сцены, с совмещением трех типов театра: со сценой-коробкой, сценой-ареной, планетарно-панорамного типа. Предполагалось монументальное сооружение, где должны были происходить массовые действия, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба.

К 1933 году сооружение в основных конструкциях поднялось над городом в самом его центре. Архитектура театра была выполнена в стиле конструктивизма (авангарда), занимающего в те годы основные творческие позиции в среде зодчих. Но формальная направленность архитектуры в стране изменилась. В результате проект был изменен во 2-й Московской архитектурной мастерской академика А. Щусева, и с 1936 года строился театр оперы и балета. Окончательно проект театра был разработан под руководством В. С. Биркенберга и инженера-конструктора Л. М. Гохмана. Проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже (1937 год).

В 1941 году здание театра было практически готово, но с началом войны строительство законсервировали. Во время войны в здании хранились сокровища музеев Москвы и Ленинграда (Третьяковской галереи, Павловского дворца и др.). Изредка использовалась и сцена для проведения концертов — здесь выступал в годы войны Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского (Ленинградская филармония находилась в эвакуации в Новосибирске).

В 1942 году правительство СССР принимает решение о срочной достройке театра. В феврале 1944 года приезжает правительственная комиссия, и здание сдается в эксплуатацию. Сразу же начинается формирование труппы. Первый спектакль состоялся 12.05.1945 года (опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки).

Пространственная композиция здания объединена ритмом мощных пилястр, переходящих в монументальный двенадцатиколонный портик главного фасада.

Размеры сцены соответствуют общим масштабам здания. Глубина сцены — 30 м, высота до колосников — 29,5 м. Предусмотрен пожарный занавес. Первоначально этот занавес состоял из пемзобетона весом 72,5 т. Во время реконструкции (2003 г.) он был заменен на новый, облегченный, весом 32 тонны.

До реконструкции большой зал театра насчитывал 2000 мест, концертный зал — 450 мест, малый зал — (верхняя сцена) 150 мест. Большой и концертный залы связаны центральным кольцевым фойе. В 2005 году после ремонта и реконструкции число мест в большом зале стало 1774 (вместе с местами для инвалидов-колясочников), в концертном — 375.

В первые же сезоны Новосибирский театр оперы и балета имел хорошо укомплектованную труппу и мощные постановочные возможности. Активно формировался репертуар, преимущественно из классических произведений: зрители познакомились с операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», с балетом «Корсар». Для детской аудитории были предназначены балеты «Доктор Айболит» и «Аленький цветочек». Профессиональный уровень творческих коллективов определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак. Он занимал пост главного дирижера на протяжении первых сезонов до 1949 года и вновь вернулся в театр в 1968 году, оставаясь на этому посту до 1986 года.

В 1955 году, через 10 лет после открытия, новосибирский театр был приглашен с творческим отчетом в Москву; выступления прошли на сцене Большого театра. А уже в 1957 году состоялись первые зарубежные гастроли — в Китайской Народной Республике. Спустя два года, в 1959 году, на новосибирской сцене появился балет «Драгоценный фонарь лотоса», поставленный китайскими хореографами.

В 1963 году Новосибирский театр оперы и балета получил звание «академический». К этому времени он имел репутацию театра ищущего, способного на эксперименты. 5 ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Постановщиком новаторского спектакля был Эмиль Пасынков, в 1960-х годах занимавший пост главного режиссера. С 1975 до 1988 главным режиссером театра был Ваган Багратуни, который осуществил более 40 классических оперных постановок.

Для балетной труппы 1960-70-е годы — период интенсивного развития и завоевания широкой известности. Первые шаги в качестве балетмейстера на сцене театра делает Олег Виноградов, с артистами работают выдающиеся хореографы Петр Гусев, Василий Вайнонен, Юрий Григорович. В труппе театра появляются яркие балетные звезды — выдающиеся танцовщики Никита Долгушин, Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев.

В международном культурном пространстве Новосибирский театр оперы и балета укрепил позиции в 1990-е годы. Коллективы театра активно гастролируют в различных странах, реализуют международные проекты — балет «Арго», оперы «Волшебная флейта» и «Леди Макбет Мценского уезда» (совместно с различными театрами и культурными институтами Германии).

Эта линия была продолжена и в 21-м веке. Театральную жизнь всколыхнула российская премьера оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом», состоявшаяся в 2003 году. Спектакль готовила интернациональная команда; после российской премьеры в рамках Года России в Германии он гастролировал по различным немецким городам. «Тоска», «Кармен» и «Богема» были подготовлены совместно с театром «Гранд-Опера» в Пусане (Республика Корея). Событием, имевшим мировой резонанс, стала постановка оперы Верди «Макбет»: первая в России копродукция с Парижской Оперой сделала Новосибирск в декабре 2008 года центром международной оперной жизни. Постановщик спектакля Дмитрий Черняков, признанный сегодня одной из самых ярких фигур в мировой оперной режиссуре, фактически начал свою творческую жизнь в этом виде искусства на новосибирской сцене — первым его спектаклем был «Молодой Давид» на музыку Владимира Кобекина, созданный в 1998 году. Каждая из трех постановок — а в 2004 году он сделал в Новосибирском театре «Аиду» — неизменно приковывали внимание зрителей и критиков. Музыкальный уровень оперных и балетных постановок в период с 2004 по 2011 годы обеспечивал музыкальный руководитель театра Теодор Курентзис. Балетную труппу с 2006 по 2016 возглавлял Народный артист России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Государственной премии Новосибирской области Игорь Зеленский. По его инициативе ежегодно в театре проводился Сибирский фестиваль балета.

С 2015 года Генеральным директором театра назначен Владимир Кехман (с 2018 года художественный руководитель театра). Под его руководством уже в первый сезон был проведен масштабный ремонт, представлена новая концепция развития театра, выпущено 30 новых постановок. В 2017 году полностью реконструирован концертный зал, получивший имя в честь первого главного дирижера театра Исидора Зака. Музыкальный руководитель и главный дирижер театра — Дмитрий Юровский. Руководитель балета — заслуженный артист Украины Денис Матвиенко.