Новосибирск – один из лидеров по внедрению инноваций на транспорте

16 марта 2011

На заседании координационного Совета по вопросам развития общественного транспорта специалисты обсудили вопросы применения инновационных технологий на городских пассажирских маршрутах.

Совещание состоялось под председательством первого заместителя мэра Андрея Ксензова. В мероприятии приняли участие специалисты городской и областной дорожно-транспортной отрасли, СибУГАДН, депутаты Законодательного собрания Новосибирской области и Совета депутатов города Новосибирска, сотрудники ГИБДД, руководители автотранспортных предприятий, некоммерческих партнёрств, общественных организаций.

Начальник управления пассажирских перевозок мэрии Валерий Новосёлов рассказал об использовании инновационных технологий на городском общественном пассажирском транспорте. Среди них — уже доказавшие свою эффективность проект «Электронный проездной — Новосибирск» и навигационная система диспетчерского управления пассажирскими перевозками («АСУ-Навигация»). Они образуют систему комплексного автоматизированного учёта деятельности автотранспортных предприятий. Основная задача специалистов — повышение эффективности деятельности автотранспортных предприятий: улучшение качества обслуживания пассажиров, снижение расходов, оптимизация расписания движения маршрутов.

Больше трёх лет в Новосибирске работает «АСУ-Навигация», которой охвачен весь муниципальный пассажирский транспорт (303 троллейбуса, 194 автобуса, 56 трамваев), а также 1598 автобусов коммерческих перевозчиков. Кроме того, центральный диспетчер на специальном мониторе контролирует передвижения и обслуживающей техники: спецвышек, тягачей, снегочистов и т. д. Сегодня горожане могут воспользоваться сервисами Интернет-сайта муниципального учреждения «Центр управления горавтоэлектротранспортом». На сайте в режиме реального времени по спутниковой карте города можно отследить местонахождение и время прибытия на ближайшие остановки городских пассажирских маршрутов — автобусов, троллейбусов, маршрутных такси. Сейчас доступны и мобильные версии сайта. В 2011 году перед специалистами городской транспортной отрасли стоит задача оборудовать приборами навигационной системы 60 трамваев, работающих в правобережье, 400 автобусов немуниципальных перевозчиков. Также, планируется установить на транспортных средствах видеорегистраторы для записи дорожной обстановки и ситуации в салоне, приборы учёта входа-выхода пассажиров для внедрения системы мониторинга пассажиропотоков. В текущем году также продолжится работа по оснащению информационными табло крупных остановочных пунктов с разработкой версии информационного табло с голосовыми сообщениями.

В целях предупреждения ДТП при пассажирских перевозках в городе реализуется пилотный проект системы «Профилактика безопасности дорожного движения». С помощью устанавливаемых на транспортном средстве приборов на протяжении всего перевозочного процесса система фиксирует данные о соблюдении водителем правил дорожного движения, порядка посадки и высадки пассажиров, а также ведёт постоянный контроль технического состояния подвижной единицы. Посредством спутниковой, видео и GSM связи информация направляется в центр мониторинга для оперативного принятия мер или хранения. В опытную эксплуатацию автобусы, оборудованные приборами, планируется запустить во втором квартале текущего года.

Широкое развитие получил проект внедрения транспортной платежной системы. Каждый второй пассажир в Новосибирске ежедневно оплачивает проезд при помощи электронных проездных. По ним пассажиров обслуживает весь муниципальный транспорт, а также 71 перевозчик различной формы собственности. С целью дальнейшего повышения качества обслуживания пассажиров разработан пилотный проект бескондукторной системы оплаты проезда. Его опытная эксплуатация сейчас осуществляется на автобусном маршруте № 68.

Используют инновационные технологии новосибирские специалисты и при капитально-восстановительном ремонте подвижного состава. Наиболее активно они применяются как при модернизации электротранспорта на базе трамвайных и троллейбусных депо, так и в рамках совместных проектов, в частности, с ООО «Сибирский троллейбус», ООО НПФ «Арс Терм» и ООО НПФ «Ирбис» по установке энергоэффективного оборудования, современных электронных приводов и др. Такая модернизация предполагает полную замену электрооборудования, колесных пар, систем управления, освещения, отопления и т.д. Благодаря этому удается улучшить эксплуатационные качества подвижного состава — продлить срок службы ещё на 10 лет. Кроме того, обновляется дизайн внутренний и внешний дизайн — удобные водительские и пассажирские сидения, увеличенного размера стеклопакеты, бесшумные, плотно закрывающиеся двери, бегущая строка, информирующая пассажиров о маршруте движения.

В настоящее время в Новосибирске реализуется ещё один проект — создание гибридной модели троллейбуса. «Установка дополнительных литий-ионных аккумуляторов с энергосберегающим приводом при небольшой реконструкции троллейбуса позволит ему более десяти километров двигаться по маршруту без контактной линии. Это даст возможность при минимальных финансовых вложениях расширить троллейбусную маршрутную сеть, повысив тем самым качество транспортного обслуживания пассажиров», — отметил начальник управления пассажирских перевозок Валерий Новосёлов. В настоящее время завершается сборка опытного образца такого троллейбуса, его испытания пройдут уже в апреле, после чего он выйдет на 5 городской маршрут который станет длиннее на 5 км — до улицы Выборной.

Председатель совета, первый заместитель мэра Андрей Ксензов поручил отраслевому департаменту мэрии продолжить в 2011 году системную работу по внедрению современных технологий организации перевозочного процесса в целях обеспечения бесперебойной работы транспорта и улучшения качества обслуживания пассажиров.