О брифинге мэра

26 июля 2005

Позиция муниципалитетов в отношении отсрочки введения ФЗ-131, проблемы формирования бюджетов городов в 2006 году и другие вопросы стали предметом обсуждения на рабочей встрече Конгресса муниципальных образований в Москве.

Об итогах этого совещания сегодня рассказал журналистам мэр Новосибирска Владимир Городецкий.

Рабочая встреча президиума Конгресса муниципальных образований была инициирована двумя крупнейшими ассоциациями — АСДГ и Союзом российских городов.

Как отметил Владимир Городецкий, участники Конгресса не удовлетворены его работой. КМО объединяет все российские муниципалитеты — крупные, средние и небольшие. Получается, что у всех участников Конгресса — разные исходные условия, разные интересы, возможности. И здесь особенно важно выстроить обмен мнениями, принять во внимание самые разные точки зрения. Между тем, до сих пор не исполнено принятое еще в начале 2005 года решение о палатном принципе организации работы Конгресса (например, создать палату городских округов, палату сельских поселений и т.д.).

Сейчас перед Конгрессом стоит очень важная задача — выработать консолидированное мнение муниципалитетов по поводу законопроекта о внесении изменений в ФЗ-131 и представить это мнение комитету по вопросам местного самоуправления Госдумы РФ. Законопроект, предполагающий отсрочку реализации закона об основах местного самоуправления до 1 января 2008 года, внесен на рассмотрение ГД группой депутатов и уже одобрен в первом чтении. Осенью депутаты Госдумы должны вернуться к его рассмотрению.

Сейчас участники совещания КМО проводят опрос своих коллег — к 5 августа результаты опроса будут поданы в Конгресс, который и должен сформировать единое консолидированное мнение муниципалитетов.

Вопрос, по мнению Владимира Городецкого, принципиальный. Мэры городов, главы местного самоуправления по-разному относятся к закону № 131. «Но закон — по своей идеологии, концепции — правильный, — убежден мэр Новосибирска, — хотя и очень сложный в исполнении. Безусловно, закон должен прописать равные условия для крупных муниципальных образований, городов-миллионников и для сельских поселений, для сибирских и южнороссийских регионов. Все муниципалитеты, все регионы находятся в разных социально-экономических условиях, но нужно отслеживать ситуацию и вносить изменения в закон, не меняя его идеологию».

Оставить сроки введения федерального закона на усмотрение каждого субъекта федерации — по мере готовности регионов, по мнению Владимира Городецкого, опасно тем, что мы можем вернуться к ситуации, когда межбюджетные отношения, наделение муниципалитетов полномочиями зависит от политической воли главы региона.

Между тем, перед всеми муниципалитетами стоит немаловажный вопрос формирования бюджета на 2006 год. Как предлагаемые депутатами изменения в ФЗ отразятся на исполнении положений Налогового и Бюджетного кодексов, пока не ясно. На минувшей неделе эти же вопросы мэр Владимир Городецкий обсуждал с губернатором Виктором Толоконским. Они приняли решение: сохранить уже действующие принципы формирования межбюджетных отношений города и области на 2006 год, которые были закреплены в специальном соглашении между Новосибирском и НСО о межбюджетных отношениях на 2005 год. Принципиально важна, по мнению мэра, и договоренность с руководством НСО: в зависимости от того, насколько процентов растет консолидированный бюджет области, настолько должен вырасти и бюджет города. Это положение справедливо, ведь основной прирост консолидированного бюджета области обеспечивает именно город. Кроме того, рассчитывает город и на увлечение нормативов налоговых отчислений, в частности по подоходному налогу с 30 до 40 %. С нынешнего года у субъекта федерации есть право изменить норматив. Полностью будет зачисляться в городской бюджет и налог на землю. Сейчас рабочая группа разрабатывает нормативы налога, коэффициенты по категориям пользователей.

«Еще одна задача бюджета города на следующий год: уйти от трансфертов и заменить их на налоговые отчисления, — убежден мэр. — Новосибирск не является дотационным городом, в то же время объем трансфертов в его бюджете велик. Мы анализируем сейчас возможности по повышению эффективности имущественного блока, земельных отношений». Задача бюджета 2006 года — обеспечить развитие города, увеличить расходные полномочия на целевые программы, в том числе, совершенствования системы здравоохранения, ремонта дорог, внутриквартального благоустройства. «Особое внимание в социально-экономическом плане развития Новосибирска на 2006 год будет уделено инвестиционной составляющей в развитии города, — подчеркнул мэр. — Эта задача будет сформирована отдельной программой на будущий год».

Кроме того, так как Новосибирск является не только областным центром, но и центром Сибирского федерального округа, городские власти предлагают сформировать специальный целевой фонд для осуществления городом функций центра. Примерно такой же подход руководство Новосибирска и области увидело в Республике Саха. Но пока что механизма реализации этого предложения нет.