В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 323 обращение, из них по товарам — 216, по услугам — 107.
По товарам:
эл. бытовые машины и приборы — 32, в т.ч.: холодильники — 8 , стиральные машины — 2;
радиоэлектронная аппаратура — 19, в т. ч. телевизоры — 8;
компьютерная техника — 19;
мебель — 20;
телефонные аппараты — 30;
одежда — 21;
обувь — 12;
продукты — 4;
автомобили — 9;
объекты недвижимости — 0;
и другие — 50;
По услугам: 107
жилищно-коммунальные — 4 (по вопросу качества обслуживания в многоквартирном доме);
ремонт бытовой техники — 23 (ненадлежащее качество оказания услуг по ремонту, нарушение срока);
пошив и ремонт одежды — 4 (ненадлежащее качество оказания услуг, нарушение сроков пошива одежды);
изготовление и установка окон — 15 (ненадлежащее качество оказания услуг, нарушение срока изготовления);
дверей — 10 (ненадлежащее качество изготовления, установки);
изготовление мебели — 4 (ненадлежащее качество изготовления мебели, нарушение сроков изготовления мебели);
услуги химчистки — 4 (ненадлежащее качество оказание услуг);
медицинские — 1 (ненадлежащее качество оказание услуг);
связь — 7 (ненадлежащее качество оказания услуг, интернета мобильной связи);
почта — 0;
финансовые — 2 (страхование, оформление дополнительных услуг);
туристские — 1 (по возврату авиабилета);
СТО — 1 (ненадлежащее качество оказание услуг);
услуги автостоянок — 0;
риэлтерские — 0;
культурно-развлекательные — 0;
транспортные — 5 (ненадлежащее качество оказания услуг автомобильным наземным транспортом);
общественное питание — 0;
образовательные услуги — 0;
гостиничные — 0;
прочие — 26 (ненадлежащего качества оказания услуги по обновлению кровли крыши частного дома, ненадлежащего качества оказания парикмахерской услуги, изменение цены договора при оказании услуг массажа, несоблюдение масочного режима и др.).
Поступило 28 обращений от социально-незащищенных потребителей, из обратившихся: 27 пенсионного возраста, 1 представитель в отношении несовершеннолетних.
За истекший период оказана помощь потребителям в составлении 2 исковых заявления в суд.
Возвращено за некачественные товары и услуги 343 500 рублей.
Пример обращения граждан:
Потребитель приобрел в магазине автозапчасти — амортизаторы для автомобиля в количестве 2 штук, общей стоимостью 2900 рублей. Установку амортизаторов потребитель производил на станции технического обслуживания (далее по тексту — СТО). В процессе эксплуатации в амортизаторах выявился недостаток.
Потребитель обратился в магазин с требованием вернуть денежные средства, уплаченные за товар ненадлежащего качества, а также возместить убытки (стоимость услуги СТО), на что получил отказ.
Для получения правовой консультации потребитель обратился в отдел по защите прав потребителей администрации Центрального округа города Новосибирска. Соответствующим специалистом была проанализирована ситуация и оказана помощь в составлении претензии, в которой потребитель выдвинул требование о расторжении договора купли-продажи и возврате стоимости товара, и возмещении понесенных убытков.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее-Закон) продавец обязан передать потребителю товар качество, которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Статья 18 Закона определяет права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
После вручения претензии, продавец принял решение провести проверку качества и пригласил потребителя, поскольку последний выразил желание присутствовать при ее проведении. В результате проведенной проверки качества был установлен сильный износ амортизаторов, что не позволяло их использовать в дальнейшем. Продавец согласился с претензией потребителя и удовлетворил требования претензии, вернув стоимость товара и стоимость услуг СТО на общую сумму 3 700 рублей.