АНОНС: Блокадная реликвия отправляется из Новосибирска в Петербург

25 августа 2021

Сегодня, 25 августа, на территории Ленинского троллейбусного депо (ул. Станционная, 98а) будет вестись подготовка к отправке вагона старейшего ленинградского трамвая на историческую родину — в Санкт-Петербург.

Комментарии о событии предоставят директор МКП «ГЭТ» Константин Прокин и заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии города Новосибирска Михаил Никулин.

Место сбора журналистов в 13.30 (не позднее) на проходной Ленинского троллейбусного депо. На мероприятии работает Наталья Халина (8-913-932-10-77).

Журналистам и участникам съемок обязательно при себе иметь документы, удостоверяющие личность.

Для справки: чудом сохранившиеся ленинградские трамваи довоенной постройки обнаружены в Новосибирске. Это настоящая блокадная реликвия — часть одного из составов, который работал в осажденном Ленинграде. В преддверии скорбной даты — 8 сентября 80 лет назад замкнулось вражеское кольцо — раритеты отправляются в город на Неве. После реставрации они займут почетное место в Музее городского электрического транспорта.

Во всем мире не сохранилось больше ни одного вагона ПС — прицепной стальной. Они возили пассажиров до конца 1960-х не только в Ленинграде, но и в других городах, куда после тщательной реновации передавались в послевоенные годы. В Новосибирске обнаружились сразу два таких раритета в удивительной степени сохранности. Под множеством слоев масляной краски до сих пор блестит лак на деревянных деталях интерьера. Там же сохранились бортовые номера: 86 и 267. По документам 267-й прибыл в Новосибирск в декабре 1964 года, а 86-й — в апреле 1965 года. Первый вагон долгие годы служил бытовкой на территории электровакуумного завода, а второй нашелся на базе отдыха СКБ «Сибэлектротерм» в 150 километрах от Новосибирска. Неизвестно, какая судьба их ждала, если бы фотографии «странных строений» не попали в руки специалистов. Они без труда распознали Прицепной Стальной: характерные оконные рамы и деревянная отделка прекрасно сохранились, не хватает лишь пассажирских скамеек.

Такие трамваи строились в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» почти 100 лет назад, в конце 1920-х. После восстановления трамвайного движения 15 апреля 1942 года — такого долгожданного и значимого для изнуренных голодной зимой горожан — поезда из двухосных вагонов «Красного путиловца» МС и ПС старались выпускать на линию в первую очередь. Они были легче других, и в случае необходимости, изможденные люди могли вытолкнуть состав из-под оборванной контактной сети после обстрела или бомбежки. Один из таких эпизодов даже попал в блокадную кинохронику. На улицах осажденного города часто встречались «тройники» — трехвагонные составы с двумя прицепными типа ПС, так что уникальная находка в Новосибирске — самая настоящая часть блокадного поезда-«тройника». Весной 1942 трамвай стал символом надежды, в его звонках «слышался далекий звон колоколов победы». Все оставшиеся дни он помогал обессиленным защитникам осажденного города добираться до дома, работы, столовой, больницы...

В городе на Неве трамваи «Красного путиловца» выводились из эксплуатации к 1970 году — году столетия В.И.Ленина, считалось, что архаичная к тому времени техника не к лицу Ленинграду. Прицепные были утилизированы все. Часть моторных вагонов — конструкция их была простой, но надежной — переоборудовали в служебные, благодаря этому они дошли до наших дней и после реставрации стали музейными экспонатами. Теперь же можно будет воссоздать настоящий поезд из блокадного Ленинграда.

Возращение вагонов ПС в Петербург стало настоящей «спецоперацией». Только благодаря неравнодушным сотрудникам новосибирского «Горэлектротранса», регионального Министерства промышленности и Министерства транспорта и поддержке Правительства Новосибирской области это стало возможным. Впереди — трудоемкая и логистически сложная операцию по транспортировке раритетов, которую взял на себя производитель современного электротранспорта — ПК «Транспортные системы». Ожидается, что блокадная реликвия прибудет в Санкт-Петербург 6 сентября. Специалисты определят состояние основных конструктивных элементов, приведут их в порядок, восстановят утраченную ходовую часть, отреставрируют деревянный интерьер.

Символично, что отправка вагонов из Новосибирска происходит в августе: ровно 80 лет назад в Новосибирск прибыли первые эшелоны с эвакуированными ленинградцами.