15 ноября 2019 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть представил проект бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов Совету депутатов города

15 ноября 2019
Текст выступления главы города:


Добрый день, уважаемые депутаты, товарищи!

Мы продолжаем вместе с вами работу по формированию бюджета города на предстоящие три года. Структурными подразделениями мэрии проделана большая работа по подготовке проекта бюджета на 2020 — 2022 годы. Во всех районах прошли обсуждения основных направлений расходов. В понедельник состоялось совместное совещание мэрии и Совета депутатов, на котором основные главные распорядители бюджетных средств представили приоритетные направления расходов на трехлетний период и планируемое распределение бюджетных ассигнований на 2020 год. Вчера состоялись публичные слушания и президиум мэрии по рассмотрению проекта бюджета. Сегодня у нас ещё один очень важный этап бюджетного процесса — внесение проекта решения «О бюджете города Новосибирска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в Совет депутатов. Одновременно к проекту бюджета мы вносим Прогноз социально-экономического развития города, который является его составной частью.

Коротко остановлюсь на основных параметрах бюджета города Новосибирска. На 2020 год они планируются в следующем объеме:

— доходы — 49 миллиард 146 миллионов рублей,

— расходы — 50 миллиардов 346 миллионов рублей,

— дефицит — 1 миллиард 200 миллионов рублей.

На 2021 год параметры бюджета запланированы с существенным ростом. Доходная часть бюджета планируется на уровне 51 миллиарда 65 миллионов рублей (плюс 1 миллиард 900 миллионов рублей к 2020 году). Расходы в 2021 году приблизятся к 52 миллиардам рублей, и есть основания полагать, что в дальнейшем эти цифры ещё увеличатся.

Хочу подчеркнуть, что формирование бюджета города по-прежнему осуществляется в условиях непростой экономической ситуации. Кроме того, существенное влияние на объём собственных доходов оказали изменения налогового и бюджетного законодательства, часть из которых принята в 2019 году.

В проекте бюджета города на 2020 — 2022 годы предусмотрен рост собственных доходов по отношению к тем объёмам, которые были заложены в действующей трехлетке. Возможность нарастить собственную доходную базу бюджета обусловлена темпами роста налога на доходы физических лиц в связи с прошедшими в 2018 и 2019 годах повышениями заработной платы и минимального размера оплаты труда, а также установлением городу Новосибирску с 2020 года норматива отчислений по транспортному налогу в размере 20 % от собираемости.

На 2020 год прогноз по собственным доходам составляет 26,9 миллиардов рублей. Он выше, чем ожидаемое исполнение в текущем 2019 году на сумму порядка 1,5 миллиарда рублей.

Прогноз 2021 года — 27,4 миллиарда рублей, прогноз на 2022 год рассчитан, исходя из суммы дохода в 26,8 миллиардов рублей.

Собственные доходы могли бы быть ещё выше, но изменение порядка зачисления по уровням бюджетов доходов от штрафов с 2020 года и отмена единого налога на вмененный доход с 2021 года привели к выпадающим доходам бюджета города в существенном размере. В 2020 году объем выпадающих доходов составит 400 миллионов рублей, в 2021 году — 1 миллиард 200 миллионов рублей.

Непростая ситуация сложилась по 2022 году, когда мы при формировании проекта бюджета не смогли заложить в доходную часть бюджета поступления от упрощенной системы налогообложения в связи с завершением срока действия норматива в 2021 году (он был принят Законодательным собранием сроком действия на три года). Вопрос отмены срока действия норматива по УСН в размере 10 % уже практически решен, по обращению города Новосибирска Губернатор Новосибирской области дал поручение внести соответствующие изменения в региональное законодательство. После того, как эти изменения будут приняты, соответствующие поправки также будут внесены в доходную и расходную часть бюджета города на 2022 год. Пока, в связи с отсутствием этих доходов, город временно уменьшил расходы по всем главным распорядителям бюджетных средств на 7,5 %.

Ещё одна важная тенденция — изменение соотношения собственных доходов и безвозмездных поступлений (доходная часть бюджета города на 45 % наполняется за счет межбюджетных трансфертов). Рост доли безвозмездных поступлений по отношению к собственным доходам начался с 2015 года в связи со снижением норматива по НДФЛ, что привело к значительному сокращению объема собственных доходов. Это определяет серьёзную зависимость бюджета города от межбюджетных отношений и предоставляемых субсидий по важнейшим для развития города направлениям расходов.

Объём межбюджетных трансфертов на 2020 год запланирован в размере 22,3 миллиардов рублей. Надеемся на увеличение этой суммы в результате постоянного взаимодействия мэрии города и Правительства Новосибирской области в процессе исполнения бюджета в 2020 году.

Важное направление активной работы мэрии и Правительства — это решение ситуации с выпадающими доходами. До сих пор нет никаких изменений в федеральном законодательстве, позволяющих компенсировать выпадающие доходы местных бюджетов. Поэтому мы начали обсуждение с Правительством Новосибирской области путей замещения выпадающих доходов бюджета города.

В первую очередь, такое замещение необходимо нам, чтобы обеспечить выплату заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышений с 1 октября 2019 года и с 1 января 2020 года (в части МРОТ) на 4,3 %. Сделать это самостоятельно, учитывая потери по налоговым доходам, город не сможет. Поэтому в проекте бюджета города на 2020 — 2022 годы пока отсутствуют бюджетные ассигнования на эти цели, но вопрос однозначно будет решен во взаимодействии с Губернатором, Правительством и Законодательным Собранием Новосибирской области.

Напомню, такая же ситуация была и год, и два года назад, когда при формировании бюджета расходы на повышение заработной платы не закладывались.

В условиях недостаточного роста налоговых доходов для обеспечения возложенных полномочий мы должны сосредоточиться на поиске дополнительных резервов по доходным источникам. Город продолжит реализацию запланированных мероприятий по увеличению доходов бюджета города. Также ставлю задачу соответствующим подразделениям мэрии обеспечить дальнейшее взаимодействие с налоговыми органами по повышению собираемости налоговых платежей и сокращению недоимки. В этом году такая работа дала положительные результаты, за 9 месяцев недоимка по налоговым платежам сократилась более чем на 130 миллионов рублей.

Основной целью при формировании проекта бюджета является безусловное сохранение всех социальных обязательств бюджета города, в первую очередь, обеспечение деятельности муниципальных учреждений, осуществление социальных выплат гражданам, функционирование систем жилищно-коммунального хозяйства и дорожной инфраструктуры. Приоритетным для города остается формирование расходов в рамках программного бюджета, в 2020 году 90 % расходов будут реализовываться в рамках муниципальных программ.

Бюджет Новосибирска, как и все последние годы, сохраняет свою социальную направленность. Защищенные статьи расходов в 2020 году составляют более 70 % (заработная плата работникам бюджетной сферы, уплата налоговых и коммунальных платежей, социальные выплаты гражданам, публично-нормативные обязательства, расходы на обслуживание муниципального долга).

Расходы самой крупной отрасли «образование» — это более 55 % общего объема расходов бюджета. Текущие расходы по всем главным распорядителям бюджетных средств выше уровня 2019 года почти на 1 миллиард рублей.

Однако не все вопросы в полной мере урегулированы в проекте бюджета.

Помимо расходов на заработную плату, о которых я уже говорил, городу необходимо установление дополнительных нормативов отчислений от налоговых доходов, собираемых на территории города, чтобы приступить к реализации двух важнейших направлений расходов, которые мы неоднократно обсуждали на протяжении 2019 года. Речь идет о реконструкции или капитальном ремонте школ, не попадающих под действие федеральной программы. В первую очередь, это две школы, деятельности которых остановлена: школа № 57 в Дзержинском районе и школа № 54 в Центральном районе.

Нам нужно приступать к серьезному обновлению подвижного состава муниципального транспорта и обеспечить приобретение специализированной техники, необходимой для повышения качества содержания дорожной сети в городе Новосибирске.

Эти вопросы достаточно ёмкие по объему затрат и могут решаться либо за счет целевой субсидии из областного бюджета, либо при появлении у города дополнительных доходных источников за счёт перераспределения собираемых на территории города налогов.

В проекте бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты и софинансирование за счет средств бюджета города на реализацию четырех национальных проектов. Участие в них важно, поскольку даёт возможности воспользоваться не только бюджетом области, но и возможностями федерального бюджета.

Национальный проект «Образование» включает в себя новые для города Новосибирска расходы на создание центров цифрового образования детей и на внедрение в общеобразовательных учреждениях цифровой образовательной среды. Кроме того, предусмотрены средства на завершение строительства школы по ул. Виктора Шевелева (Южно-Чемской жилмассив).

В рамках национального проекта «Демография» в 2020 году продолжится строительство 12 детских садов и развитие всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

В соответствии с национальным проектом «Жилье и городская среда» планируется строительство общеобразовательных объектов на территории новых жилых массивов. Речь идет о школе по ул. Тюленина (жилмассив Родники) и школе по ул. Большевистская (жилмассив Европейский берег). Этот нацпроект предусматривает средства на формирование комфортной городской среды в части благоустройства дворовых территорий и общественных пространств. Данное направление уже несколько лет реализуется на территории Новосибирска. Пока в проекте бюджета отражены только средства бюджета города и субсидии из областного бюджета, федеральные деньги появятся позже. В 2020 году планируется реконструкция территории Затулинского дисперсного парка в Кировском районе.

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» продолжится реконструкция трех автомобильных дорог по ул. 2-ой Станционной, ул. Большой, ул. Кедровой, Гусинобродского шоссе, а также ремонт дорожной сети. Ежегодно в трехлетнем периоде на эти цели предусмотрено более 1 миллиарда рублей, что соответствует уровню 2019 года.

В программу капитальных вложений в основном включены объекты, строительство которых город осуществляет совместно с областным и федеральным бюджетами. Один из ключевых таких проектов ‑ строительство объектов, обеспечивающих транспортную доступность к Многофункциональной Ледовой арене, которая будет построена для проведения в 2023 году международного молодежного чемпионата мира по хоккею. На эти цели в 2020 году из областного бюджета запланировано более 1 миллиарда 400 миллионов рублей по следующим направлениям:

‑ строительство станции метро «Спортивная»;

‑ строительство сооружений поверхностного водоотвода;

- продолжение строительства развязки на площади Лыщинского.

По этим же объектам запланированы значительные субсидии на 2021 и 2022 годы.

Помимо объектов капитальных вложений, реализуемых в рамках национальных проектов, предусмотрены субсидии из областного бюджета на строительство корпуса школы младших классов для лицея № 130 в Академгородке.

Неустойчивая динамика роста собственных доходов, её отставание от прироста расходных обязательств и, как следствие, планирование бюджета с дефицитом, требуют от нас предельно взвешенных подходов к управлению внутренним долгом города Новосибирска.

Проведение максимально взвешенной политики долговой политики является непременным условием обеспечения финансовой стабильности и устойчивости бюджета. Внесены изменения в федеральное законодательство. Если раньше говорили о рисках в предположительном плане, то сегодня мы говорим о том, что будут действовать нормы федерального закона. В текущих условиях, учитывая новации бюджетного законодательства, для мэрии города долговая устойчивость бюджета является безусловным приоритетом.

В ближайшее время нам предстоит пройти этап обсуждения бюджета во всех комиссиях Совета депутатов, чтобы еще более тщательно рассмотреть каждый пункт, каждую цифру. Обращаюсь к своим заместителям, руководителям департаментов и управлений мэрии: вам необходимо обеспечить самое высокое представительство и личное участие в заседаниях профильных комиссий Совета депутатов при обсуждении бюджета в первом и во втором чтении. Это наша обычная практика: мы уделяем особое внимание исполнению наказов избирателей.

Учитывая, что в 2020 году пройдут выборы депутатов Совета депутатов города Новосибирска, я прошу главных распорядителей бюджетных средств очень внимательно отнестись к исполнению наказов избирателей. Не все наказы, предусмотренные в плане мероприятий по реализации наказов избирателей, найдут свое отражение в бюджете, учитывая текущую экономическую ситуацию. Однако необходимо обратить особое внимание на наказы, не требующие значительных средств, но очень востребованные жителями города. Обращаюсь к главам администраций: необходимо тщательно отработать этот вопрос с депутатами Совета депутатов на территории районов и округа, с тем, чтобы у депутатов было понимание по каждому вопросу. Есть проблемы исполненные, исполняемые, есть те, которые следует перенести на более длительные сроки.

Также, учитывая итоги формирования наказов избирателей действующего созыва, когда объём принятых наказов превысил 65 миллиардов рублей. Считаю необходимым обсудить с депутатским корпусом изменение системы формирования наказов, чтобы в будущем сократить случаи невозможности реализации принятых наказов в связи с их стоимостью.

Уважаемые депутаты! Мы обсудим с вами предстоящие предложения по изменению структуры мэрии Новосибирска. Есть несколько предложений важных с точки зрения оптимизации управления, сокращения расходов на аппарат мэрии, но и в том числе повышения эффективности работы. Мы планируем провести заседание комиссии по административной реформе, где подробно обсудим все эти моменты. Мы планируем обсудить этот вопрос и на Совете депутатов. Я думаю, что мы найдём решение для того, чтобы повысить эффективность нашей работы.

Я хочу поблагодарить вас за ощутимую поддержку в решении общих вопросов, особенно при обсуждении проблем, затрагивающих межбюджетные отношения. Комиссия, созданная казалось бы по формальному признаку, дала ощутимые результаты. Мы существенно увеличили свой бюджет, и в этом внушительный вклад депутатов Горсовета.

Наши общие основные задачи будущей трехлетки — сохранить социальную стабильность, заботиться о жителях города, обеспечить надежную работу систем жизнеобеспечения, дорожной инфраструктуры, изыскивать резервы, укрепляя экономический потенциал города.

Разрешите передать проект бюджета города Новосибирска заместителю председателя Совета депутатов Юрию Фёдоровичу Зарубину.