Полезная информация

26 марта 2014

Полезная информация

- Что ожидать нынешним пенсионерам от нового пенсионного законодательства с 2015 года?

С 1 января 2015 года в России предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости. Изменения в первую очередь касаются будущих пенсионеров. Все права «действующих» пенсионеров будут сохранены в полном объеме.

Однако пенсии действующих пенсионеров будут проконвертированы в соответствии с новым пенсионным законодательством. Это необходимо сделать для того, чтобы в дальнейшем по новым правилам - одним для всех - продолжать ежегодно увеличивать (индексировать) размеры пенсий по тому механизму, который прописан в новом законе.

Механизм преобразования (конвертации) пенсионных прав следующий: для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия,  величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им пенсии (без учета фиксированного базового размера) деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года -64 руб.10 коп.  Например, пенсия - 10 345 рублей. Вычитаем фиксированный базовый размер (3 935 рублей ориентировочно в 2015г.) и получаемую сумму (6 410 рублей) делим на стоимость пенсионного коэффициента. Получаем 100 коэффициентов. Далее стоимость этих коэффициентов ежегодно растет (не ниже инфляции) и, соответственно, увеличивается размер пенсии.

Ежегодная корректировка (ранее индексация) размеров страховой пенсии будет проводиться также 1 февраля в связи, с установлением стоимости пенсионного коэффициента исходя из роста потребительских цен за прошедший год и при необходимости дополнительная корректировка с 1 апреля.

А повышать пенсионный возраст в ближайшее время не планируется?

Президент и Правительство РФ неоднократно заявляли, что в ближайшее время вопрос повышения пенсионного возраста рассматриваться не будет. Право оформить трудовую пенсию по-прежнему предоставляется женщинам в возрасте 55 и мужчинам в возрасте 60 лет. При этом новые правила учета пенсионных прав, которые должны вступить в действие с 1 января 2015 года, предусматривают стимулирование более позднего выхода на пенсию. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие дополнительные «премиальные» коэффициенты, которые могут существенно увеличить размер пенсии.  При этом будет увеличиваться как фиксированная выплата, так и страховая пенсия. Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%.

 Почему компенсационная выплата по уходу за престарелыми и инвалидами 1 группы не предоставляется работающим людям и молодым, трудоспособным пенсионерам? Почему Пенсионный фонд не разработает форму договора между престарелым человеком и лицом осуществляющим уход, с подробным описанием видов выполняемых работ по уходу и расценками? Без договора люди не могут между собой договориться, возникают конфликты и частая смена работников.

Компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному лицу, которое осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином. Кому назначается:  по общему правилу это лица моложе 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины, при этом лицо не должно быть признано инвалидом, должно не работать, не получать пенсию и не получать пособие по безработице. Для назначения данной компенсации само нетрудоспособное лицо также не должно работать.

За кем осуществляется уход:

  • инвалиды 1 группы;
  • дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
  • престарелые граждане, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе;
  • граждане, достигшие возраста 80 лет.

Компенсационная выплата не является доплатой к пенсии, она устанавливается лицу, осуществляющему уход  на период осуществления ухода. 

Следует обратить внимание, что указанная компенсационная выплата также не является адресной помощью для нетрудоспособных граждан, также она не является обязательной выплатой нетрудоспособным гражданам. В рамках действующих норм природа данной выплаты заключается именно в компенсации трудоспособному лицу невозможности трудиться в связи с тем, что человек занят уходом за нетрудоспособным подопечным. Пенсионер же уже является получателем социального пособия от государства, к тому же он не занят на производстве. При этом зачастую сам нуждается в помощи государственных органов, родных или близких. Именно поэтому данная выплата и предназначена для трудоспособных граждан, которые на период ухода компенсируют ею получение иного дохода.

Следует отметить, что компенсационная выплата по уходу устанавливается за КАЖДОГО «подопечного», за которым осуществляется уход.

Лицо, осуществляющее уход, в обязательном порядке в течение 5 дней должно оповещать Управление Пенсионного фонда по месту получения компенсации о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение компенсационной выплаты. Например, трудоустройство как трудоспособного, так и нетрудоспособного гражданина, постановка на учет в службу занятости и соответственно получение пособия по безработице, назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии, помещение нетрудоспособного лица в государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания и некоторые другие обстоятельства.

Разработка формы договора между гражданами, которая определяет оказываемые услуги и расценки по ним, не входит в компетенцию органов ПФР. Это скорее задача структур, действующих в гражданско-правовой сфере.

Засчитывается ли период ухода за нетрудоспособным в стаж для назначения пенсии?

Существуют так называемые нестраховые периоды, которые включаются в страховой стаж. К их числу относится и период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (нет категории престарелых граждан, нуждающихся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе). Такой период ухода не входит в стаж. Эти периоды ухода засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Зачет в страховой стаж указанных периодов ухода влечет выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии, с учетом которых конкретному лицу при зачете «нестраховых» периодов рассчитывается сумма возмещения исходя из стоимости страхового года. По новым правилам, которые вступают в силу с 1 января 2015 года, за «нестраховые» периоды будут начисляться дополнительные пенсионные коэффициенты.