Закону «О защите прав потребителей» - 20 лет

9 февраля 2012

Закону РФ «О защите прав потребителей», который способствовал созданию национальной системы защиты прав потребителей, исполнилось 20 лет.

Немаловажная роль в этой системе принадлежит органам местного самоуправления. На сегодняшний день она представлена комитетом по защите прав потребителей мэрии и соответствующими отделами в районах города. Специалистам в решении проблем помогают общественные объединения потребителей — сейчас в Новосибирске 10 таких объединений. Комитет работает в тесном взаимодействии с государственными структурами — Роспотребнадзором, организациями, осуществляющими экспертизу, а также с различными корпоративными объединениями, например, с ассоциациями риэлтеров, турагентств и др.

Специалисты комитета и администраций районов консультируют горожан по вопросам защиты прав потребителей, принимают и рассматривают жалобы и обращения, оказывают помощь в составлении судебных исков, информируют население о потребительских правах, поведении в различных ситуациях, связанных с соблюдением их законных интересов.

Об эффективности деятельности органов по защите прав потребителей свидетельствует тот факт, что 96% всех обращений удается решить в досудебном порядке. В 2011 году в судебные органы подано лишь 406 исковых заявлений, причем потребителям помощь оказана бесплатно. Специалисты помогли также горожанам вернуть более 35 млн рублей за некачественные товары и услуги.

Как считают специалисты, начиная с 2000 года, благодаря росту реальной заработной платы, социальных трансфертов, постепенно начала меняться структура потребления. Расширился рынок, и потребление сместилось на непродовольственную группу товаров, сферу услуг. Большое влияние на увеличение потребительского спроса на товары и услуги оказало потребительское кредитование. Изменилась ассортиментная линейка технически сложных товаров бытового назначения. Предлагаются к продаже новые транспортные средства. Рынок насыщен мебелью, одеждой, обувью. Пользуются спросом услуги финансовые, туристические, образовательные, услуги связи, бытовые услуги: установка окон и дверей, изготовление мебели, ремонт автотранспорта и пр. Значительно повысился в последние годы уровень правосознания всех участников потребительского рынка. Поэтому выросло количество горожан, обращающихся за консультацией и помощью в службу по защите прав потребителей.

«Если в начале работы по новому закону в год обращалось чуть более 2 тыс. человек, то в 2011 году к нам за консультацией и помощью обратилось уже около 50 тыс. новосибирцев, из них 20% — с жалобами на качество товаров и услуг», — отметил сегодня в ходе прямой линии в общественной приемной мэра председатель комитета по защите прав потребителей мэрии Александр Стариков.

Всего в городской комитет и к специалистам районных администраций с 1993 года обратилось более 600 тысяч человек. Благодаря действующим положениям закона сумма денежных средств с 2000 года, возвращенных потребителям за некачественные товары, работы и услуги, превысила 300 млн рублей.