Непрерывное психолого-педагогического сопровождение — важная составляющая обучения детей с инвалидностью

29 ноября 2019

В формате видео-конференц-связи с администрациями районов города Новосибирска обсудили вопросы социализации и развития новых форм работы с детьми с инвалидностью. Мероприятие проходило в рамках Декады инвалидов, которая стартует 1 декабря.

В целях реализации права каждого человека на образование органами всех уровней власти создаются необходимые условия для получения качественного образования, а также социализации и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По данным Росстата на 1 января 2019 года, в городе Новосибирске проживает более 340 000 детей в возрасте от 0 до 18 лет. В единой базе учёта детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Новосибирске на второе полугодие 2019 года числится 26 435 детей до 18 лет.

Одним из важных принципов психолого-педагогического сопровождения является принцип непрерывности. Психолого-педагогическое сопровождение необходимо на всех ступенях образования.

За последние годы в муниципальной системе образования произошли существенные положительные изменения в организации и содержании детей с особыми потребностями на всех ступенях образования. МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» реализует модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса в муниципальной системе образования.

Более 20 лет с целью своевременного выявления детей и подростков с ОВЗ и разработки для них рекомендаций по созданию специальных образовательных условий работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Новосибирска. Количество ежегодных обращений в комиссию составляет более 11 тысяч. Из них около 90 % детей от рождения до 18 лет нуждаются в создании специальных образовательных условий.

В 2017 году совместно с департаментом образования на базе МКУ ДПО ГЦОиЗ «Магистр» открыта служба ранней помощи для оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с нарушениями или риском нарушений в развитии. Очный курс реабилитации на 20 ноября 2019 года прошли 207 семей и 214 детей. В 2018 году разработан и одобрен проект инновационной площадки «Модель сетевого взаимодействия МКУ ДПО «ГЦОиЗ „Магистр“ с дошкольными образовательными организациями по созданию ранней помощи в городе Новосибирске». На курсах повышения квалификации подготовлено более 100 специалистов для работы в системе ранней помощи.

Сегодня отдел ранней помощи решает задачи развития мелкой и общей моторики, развития чувства ритма, активности ребёнка, развития эмоционального интеллекта, тактильной, визуальной, звуковой стимуляции, коммуникативного развития, управления поведением и развития детско-родительских отношений.

Положительные изменения происходят и в муниципальной системе дошкольного образования, которая в настоящее время насчитывает 244 муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

Получают развитие новые формы дошкольного образования, в том числе для детей с особыми потребностями: центры игровой поддержки, консультативные пункты для родителей, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, семейные детские сады, лекотеки. Для детей с инвалидностью, а также для детей с тяжёлыми множественными нарушениями на базе ряда детских садов созданы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», в которых каждый ребёнок получает возможность осваивать индивидуальную образовательную программу. Она разрабатывается на основе углубленной диагностики, корректируется по результатам динамических наблюдений за ребенком и реализуется в сотрудничестве специалистов с родителями.

В настоящее время особенно востребована новая форма обучения детей с РАС — «ресурсный класс». Эта инклюзивная модель позволяет постепенно, с учётом индивидуальных особенностей, включить ребёнка с аутизмом в процесс обучения, обеспечивает доступ к академическим знаниям и социальным возможностям, которыми располагает современная общеобразовательная школа, то есть создаёт наиболее благоприятные возможности для социализации ребёнка с РАС.

На данный момент в пяти образовательных организациях города Новосибирска реализуется образовательная модель для детей с РАС «ресурсный класс», но этого недостаточно.

На территории Новосибирской области формируется новая модель сопровождения детей на всех возрастных ступенях: от раннего детства до раннего юношества. Данная модель позволяет минимизировать риски помещения детей с особенностями здоровья в специализированные стационарные учреждения по достижению ими возраста 18 лет. Модель ориентирована на формирование у детей необходимых навыков и умений, повышающих уровень социализации и способствующих созданию условий для самостоятельного или сопровождаемого проживания.