О совещании президиума Конгресса муниципальных образований

7 сентября 2005

Главы большинства муниципальных образований России считают нецелесообразной отсрочку введения в действие федерального закона № 131 до 2008 года.

Как сообщил сегодня журналистам мэр Новосибирска, президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Владимир Городецкий, об этом говорили в понедельник в Москве на совместном заседании президиума КМО и Совета по местному самоуправлению при Министерстве регионального развития РФ большинство глав муниципалитетов.

Напомним, в начале июля Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который предлагает отсрочить введение в действии закона на территории всей России до 1 января 2008 года. Эта инициатива удивила муниципалитеты: закон разрабатывался 2,5 года с учетом мнений региональных властей и представителей местного самоуправления из всех субъектов Федерации. Была проведена большая подготовительная работа во всех областях и краях, в двух регионах — Новосибирской области и Ставропольском крае — в качестве эксперимента закон вступил в силу уже в 2005 году, что позволило «обкатать» его заранее.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов провела социологический опрос глав местного самоуправления, и ответ, в основном, был категоричным: отсрочку допускать нельзя, она вредна. Затем такой же социологический опрос во всех российских регионах был проведен в рамках Конгресса муниципальных образований с тем, чтобы выработать единую позицию муниципалитетов.

Отсрочка недопустима по нескольким причинам, убежден мэр Владимир Городецкий. Во-первых, в бюджетный и Налоговый кодекс уже внесены изменения, предусмотренные ФЗ-131. И ряд регионов уже по ним работает. Выстраивать межбюджетную политику по-разному в разных регионах может повлечь за собой финансовый, экономический и управленческий коллапс в стране. Во-вторых, такая отсрочка даст повод усомниться в понимании федеральным центром реформы местного самоуправления и подорвет доверие муниципалов к центру, а также жителей — к муниципалитетам.

И позиция муниципалитетов была услышана на федеральном уровне, отмечает мэр. Министерство регионального развития совместно с аппаратом Президента РФ подготовило поправки ко второму чтению законопроекта: не откладывать введение 131-го закона на территории всей страны, но предусмотреть переходный период для делегирования полномочий — в зависимости от готовности регионов и органов местного самоуправления. «Это уже совершенно иной подход, — подчеркивает Владимир Городецкий. — Он касается, в первую очередь, недавно образованных муниципальных образований, ведь не все они одинаково готовы к введению закона».

Идеология федерального закона № 131 правильна, убежден мэр Новосибирска. Но он требует корректировки. И здесь необходимо постоянный мониторинг ситуации и внесения — по мере необходимости — изменений в закон. В частности, уже ориентируясь на практику внедрения ФЗ-131 в нашей области, мэр отметил необходимость внесения ряда поправок в закон. В первую очередь, по разграничению полномочий между субъектом РФ и органами местного самоуправления. В частности, научная и промышленная политика стала прерогативой органов региональной власти, между тем, формируют основу экономику субъекта крупные города, областные и краевые центры. И неучастие их в промышленной политике — неверно, убежден мэр Новосибирска. «Наш город формирует 72 % доходов бюджета области и при этом не оказывать влияния на промышленную политику, которая осуществляется каждым хозяйствующим субъектом города, неправильно, — подчеркивает Владимир Городецкий. — Это формирует иждивенческое отношение к реальному сектору экономики: развиваются предприятия — хорошо, не развиваются — их проблемы. Потому что при таком подходе нет адекватного влияния экономики на бюджет города».

Еще одни спорный вопрос: разграничение полномочий в сфере социальной поддержки населения. Более приближенный уровень к нуждам людей — это муниципалитет, между тем, федеральный закон относит социальную поддержку на уровень субъекта Федерации. Но за десять лет существования органов соцполитики в Новосибирске выстроена хорошо отлаженная система, функции которой гораздо шире — это не только льготы, но другие меры поддержки населения. И переносить эту работу на областной уровень было бы неверно, считает мэр Владимир Городецкий.

Третий момент, требующий корректировки в законе, касается представительной власти в городе. В настоящее время в горсовет избрано 40 депутатов, и по закону работать на освобожденной основе могут только 10 процентов от их общей численности, то есть 4 человека. Между тем, в горсовете нынешнего созыва — 7 постоянных комиссий. И для того, чтобы выстроить их профессиональную работу, нарабатывать опыт, компетентно разобраться во всех вопросах городской жизни, логично было бы, если председатели комиссий, председатель и зампредседателя Совета работали на освобожденной основе. Предложение новосибирцев — отдать полномочия по определению количества депутатов, работающих на освобожденной основе, в ведение самого органа представительной власти — поддержали и главы муниципальных образований из других регионов.

Ну и, конечно, главное — должен быть постоянный мониторинг ситуации по введению в действие ФЗ-131 с тем, чтобы своевременно вносить поправки в этот закон, адаптируя его под реальную ситуацию.

22-23 сентября в Новосибирске пройдет выездное совещание комитета по местному самоуправлению Госдумы РФ. «То, что тема получит продолжение — радует, — отметил мэр. — Министерство регионального развития, Минфин постоянно проводит такие выездные совещания в регионах и это хорошая практика — смотреть на месте ситуацию и понимать, с какими проблемами сталкиваются местные власти».