О реализации закона о реформе местного самоуправления

11 октября 2004

Мэр Новосибирска, президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, член президиума Конгресса муниципальных образований Российской Федерации Владимир Городецкий планирует в ближайшее время встретиться с главой Министерства регионального развития РФ Владимиром Яковлевым, чтобы обсудить вопросы реализации на местах основополагающих законов в сфере устройства государственной власти.

Речь идет о Федеральных законах № 95 «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые по-новому разграничивают полномочия между уровнями власти и меняют принципы формирования бюджетов и межбюджетных отношений.

В разработке последнего закона принимал непосредственное участие и Владимир Городецкий. По его мнению, логика, на которой основывались разработчики, была абсолютно правильной. Требовалось оценить всю полноту полномочий уровней власти, четко разграничить эти полномочия и закрепить финансовые источники для их исполнения. Таким образом у каждого уровня власти появляется прямая ответственность за исполнение своих полномочий.

Однако уже сегодня очевидно, что реализовать закон на местах будет непросто — он объективно не может учесть специфику всех регионов огромной страны. Сложность еще и в том, что он вступит в силу через год после начала действия ФЗ № 95, потребует учесть изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, а также изменения, вызванные принятием закона о монетизации льгот. Поэтому, считает Владимир Городецкий, необходимо отработать механизм реализации закона, не дожидаясь 1 января 2006 года, когда он начнет действовать.

Обсуждению этого вопроса был посвящен ряд встреч, которые состоялись в последнее время на межрегиональном и федеральном уровнях. Он был включен в повестку дня прошедших в сентябре III Байкальского экономического форума, парламентских слушаний в Государственной Думе, состоявшегося в конце минувшей недели заседания Президиума Конгресса муниципальных образований РФ. В этих мероприятиях принимал участие и Владимир Городецкий, представлявший позицию Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.

Владимир Городецкий получил поддержку не только коллег, но и представителей администрации Президента РФ, когда, выступая в Конгрессе, поставил вопрос о необходимости назначения на федеральном уровне ответственного за реализацию закона в регионах. В период разработки закона таким связующим звеном, постоянно находившимся в контакте с местными властями, был Дмитрий Козак, возглавлявший специальную рабочую группу. Теперь функции взаимодействия с регионами возложены на главу Министерства регионального развития РФ Владимира Яковлева. Владимир Городецкий намерен встретиться с ним, чтобы обсудить первоочередные задачи городов в связи с началом реализации закона и пути решения проблем, которые неизбежно возникнут при этом.

Такого рода сложности «закладываются» уже при формировании бюджетов 2005 года, но они не тупиковые, и, по словом Владимира Городецкого, могут быть преодолены. Для этого необходима четкая координация действий и конструктивная совместная работа всех уровней власти.

Примером такой работы могут быть Новосибирск и Новосибирская область, где мэрия и областная администрация впервые подписали соглашение о принципах формирования межбюджетных отношений на 2005 год. В нем закреплена норма, согласно которой консолидированный бюджет области и бюджет города увеличиваются в равных пропорциях: в 2005 году их рост составит 14,6%. В связи с четким закреплением нормативов отчислений регулирующих налогов на долгосрочной основе у Новосибирска появляется стимул зарабатывать больше, поскольку дополнительные доходы останутся на территории города. А это значит — город будет заинтересован более эффективно работать с земельным ресурсом, имущественным блоком, производственным сектором и т. д. По новому закону выплата заработной платы работникам образования относится к ведению субъекта Федерации, в то же время муниципальная власть по-прежнему несет хозяйственные функции и отвечает за ремонт прохудившихся на школах крыш. На взгляд Владимира Городецкого, эти функции разрывать нелогично. Поэтому принято решение делегировать Новосибирску полномочия по выплате заработной платы бюджетникам, как и выплате субсидий с соответствующим финансовым подкреплением.

Такие механизмы помогают оптимально отрегулировать возникающие в связи с принятием нового закона диспропорции. На сегодняшнем этапе, считает Владимир Городецкий, эта работа должна быть главной, чтобы впоследствии не пострадали люди — от невыплаченных вовремя субсидий, заработной платы в бюджетной сфере и т. д.