С нарушениями на потребительском рынке бороться нужно вместе

19 октября 2005

Городские и федеральные службы объединяют усилия по защите прав потребителей и контролю соблюдения правил организации торговли и услуг общественного питания на потребительском рынке.

О частых фактах нарушений в сфере торговли, оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания говорят многочисленные жалобы горожан, поступающие в городские структуры. Несмотря на то, что контроль соблюдения правил торговли в городе осуществляет несколько служб (управление милиции по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке, Роспотребнадзор, департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии, администрации райнов города), количество обращений граждан не уменьшается.

При этом большая часть нарушений (около 90%) выявляется при проверках объектов мелкорозничной торговли (киосков, трейлеров, павильонов).

Специалисты департамента потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии, анализируя ситуацию, пришли к выводу: в работе по выявлению и пресечению нарушений на рынке товаров и услуг контролирующим службам города необходимо объединить усилия. В связи с этим начальник управления потребительского рынка мэрии Татьяна Болаболова инициировала встречу с руководителями структурных подразделений не так давно созданного Территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Новосибирской области, которое заменило ранее существовавший Госсанэпиднадзор.

В связи с реорганизацией количество сотрудников этой службы сократилось почти в три раза, а функций стало больше. Сегодня в ее составе — 315 человек. При этом 8 федеральных отделов работают на территории области. Руководство Роспотребнадзора по НСО согласилось с тем, что необходимо оптимизировать деятельность, объединив усилия с городским департаментом.

В ходе обсуждения специалисты пришли к общему мнению: необходимо сокращать количество объектов мелкой розницы. На сегодняшний день, в связи с динамично развивающейся стационарной сетью, они потеряли свою актуальность и востребованы лишь на городских окраинах и в новых микрорайонах с неразвитой инфраструктурой.

Несоблюдение санитарных правил и норм, трудового и налогового законодательства, несанкционированное расширение ассортиментного перечня — основные нарушения, с которыми сталкиваются при проверках объектов мелкой розницы все контролирующие службы. Этот факт подтверждают как федеральная служба Роспотребнадзора, так и городское управление потребительского рынка. Специалисты управления ведут электронную базу данных, в которой фиксируются все нарушения, выявленные в ходе рейдов, проверок, организованных по обращениям горожан. В свою очередь специалисты Роспотребнадзора учитывают результаты обследований объектов потребительского рынка. Теперь службы будут обмениваться этой и другой оперативной информацией, что позволит скоординировать работу и ужесточить контроль соблюдения правил торговли на потребительском рынке города.

Кроме того, специалисты договорились о взаимодействии по реализации ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» на территории города. Этим законом, в частности, запрещается розничная продажа табачных изделий на территориях и в помещениях организаций здравоохранения, образования, культуры и физкультурно-спортивных учреждениях, а также в радиусе 100 метров от границ их земельных участков.

Специалисты управления потребительского рынка мэрии проведут обследование предприятий торговли, находящихся возле учреждений образования, культуры и спорта по вопросу соблюдения требований федерального законодательства. Затем предоставят в Роспотребнадзор список организаций, продолжающих реализовывать табачные изделия в нарушение Федерального Закона. Эта информация необходима специалистам Роспотребнадзора для внесения изменений в ассортиментный перечень предприятий-нарушителей, то есть исключения из него табачных изделий.

Еще одним результатом встречи стало решение о регулярном проведении совместных рабочих совещаний.

Перед специалистами обеих служб стоит очень не простая, но общая задача — создание цивилизованных условий для обеспечения жителей города качественными услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, соответствующими статусу Новосибирска как крупного муниципального образования, культурного и делового центра Сибирского региона.