О программе взаимодействия мэрии и научно-промышленного комплекса

14 сентября 2005

Президиумом мэрии рассмотрен и одобрен проект городской целевой программы «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 — 2008 гг.».

Основу экономического потенциала города формируют две ведущие отрасли — наука и промышленность, которые обеспечили динамичный рост Новосибирска в последней четверти прошлого века и определяют перспективы его развития на ближайшие десятилетия. После сокращения объема промышленного производства в 90-е годы проблема обеспечения экономи-ческого роста остается одной из самых акту-альных. Реализация городской целевой программы 2003-2005 гг. позволили решить или ослабить остроту целого ряда проблем и переломить негативные тенденции 90-х годов: разрушение хозяйственных связей и более чем двукратный спад производства и занятости, старение и разрушение основных фондов, ухудшение финансового состояния предприятий и сокращение налоговой базы. Спад производства был остановлен и с 1999 года промышленность города имеет положительную динамику.

В целом за последние пять лет рост промышленного производства достиг 137%. Такие результаты были достигнуты прежде всего за счет активной политики мэрии по загрузке свободных производственных мощностей новой номенклатурой изделий для ресурсодобывающих отраслей и регионов.

В первом полугодии 2005 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг промышленного характера крупными и средними предприятиями составил 44,6 млрд.руб. (77% областного объема) или 125,5% в действующих ценах к уровню прошлого года. По темпам роста объемов промышленного производства удалось превзойти общероссийский уровень и заложить основы для роста инвестиционной активности предприятий.

Меры муниципальной поддержки инвестиционной деятельности позволили в прошлом году дополнительно привлечь более 1 млрд. руб. кредитных ресурсов для реализации проектов модернизации промышленности общей инвестиционной емкостью 2,2 млрд руб. В итоге наметилась прогрессивная тенденция роста доли привлеченных средств в структуре инвестиций и за первое полугодие 2005 года рост инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) составил 115,4% и достиг 7,1 млрд руб.

С 2003 года темпы роста производительности труда опережают рост заработной платы. Номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях за этот период выросла в 2,6 раза — с 3295 рублей до 8630 рублей в первом полугодии 2005 года. Доля прибыльно работающих предприятий составляет около 70%. По показателям финансовой устойчивости предприятий Новосибирская область вошла в первую пятерку регионов России. В 2003 году Новосибирск был удостоен всероссийской премии «Российский национальный Олимп», городу присвоен Почетный титул «Город России 2002-2003».

Прирост экономических показателей в промышленной сфере позволил увеличить налоговую базу и сейчас на территории Новосибирска собирается 80% доходов областного консолидированного бюджета. Доходная часть бюджета города за пять лет возросла в 3,4 раза, расходная часть — в 3,7 раза, бюджетная обеспеченность жителей Новосибирска возросла — в 3,3 раза.

Необходимость разработки целевой программы «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006-2008 гг.» определяется условием обеспечения преемственности и комплексности долгосрочных планов социально-экономического развития и целевых программ Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска.

Остаются нерешенными внутренние проблемы экономики промышленной сферы города: низкий уровень рентабельности машиностроения в сравнении с другими секторами экономики, низкий организационно-технологический уровень производства, недостаточность собственных средств промышленных предприятий на развитие, неразвитость инновационной инфраструктуры в промышленной сфере, отсутствие системы по закреплению, подготовке и переподготовке кадров в соответствии с требуемой профессионально-квалификационной структурой.

В связи с намерением Российской Федерации вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) перед промышленными предприятиями встанут дополнительные проблемы соответствия международным стандартам. Это еще более обостряет проблему ускорения технологического перевооружения промышленного производства в целях повышения его конкурентоспособности.

Модернизация промышленного комплекса города требует масштабных инвестиций — до 10-12 млрд рублей в год. Поэтому создание в городе благоприятного инвестиционного климата остается важнейшей задачей. Необходимо организовать системную работу по привлечению инвестиционных ресурсов, в том числе и в форме постоянно действующего электронного портала — инвестиционного паспорта города.

По мнению разработчиков, реализация целевой программы позволит создать условия для формирования в Новосибирске конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе для обеспечения устойчивого экономического роста и роста благосостояния жителей города. В частности, ожидается увеличение объемов промышленного производства (до 180 млрд руб. к 2008 г), расширение налогооблагаемой базы и повышение доходности бюджетов всех уровней.

Мероприятия целевой программы нацелены на совершенствование системы муниципального заказа по внедрению разработок и передовых технологий в городское хозяйство, взаимодействие с экономически неустойчивыми предприятиями и организациями города в целях их экономической стабилизации, содействие развитию межотраслевой и межрегиональной кооперации и специализации, научно-производственной интеграции и инвестиционной деятельности научных и промышленных организаций города и пр. Реализация программы основана на взаимодействии структурных подразделений мэрии, научных, промышленных, учебных, общественных и других организаций города.

Программу о взаимодействии мэрии и научно-промышленного комплекса одобрили руководители промышленных предприятий и научных организаций города. По их мнению, документ реальный и детально проработанный. В целом реализация программы будет способствовать развитию новых отраслей и предпринимательской деятельности, увеличению доли инновационной высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, расширению рынка сбыта новосибирских товаров и услуг.

В ходе обсуждения программы были внесены предложения. В частности, предложено больше внимания уделять предприятиям, выполняющим оборонный заказ. В целом программа взаимодействия мэрии и научно-промышленного комплекса одобрена президиумом. После внесения дополнений документ будет передан в горсовет для утверждения.