Щит LOVAT строит метро в Новосибирске

6 февраля 2004

Сегодня метростроители запустили в работу высокопроизводительный проходческий щит «LOVAT» канадского производства.

Новосибирск стал шестым городом России, где строительство метро ведется по уникальной технологии с применением современного проходческого комплекса. Он приобретен за счет собственных оборотных средств подрядчиком ОАО «БАМтоннельстрой», выигравшим в мае прошлого года тендер на выполнение основных горнопроходческих работ в метростроении.

Габаритные части щита доставлены в наш город осенью прошлого года и в декабре после сборки машины произведен пробный запуск. После этого прошел этап апробации и тестирования электронной части комплекса. Отладку технологических процессов и настройку агрегата вели специалисты фирмы-производителя. По их заключению, комплекс показал необходимую мощность и готов к работе. Проходческий щит имеет лазерную систему навигации, с помощью которого он управляется. Задаются параметры трассы, и далее машина сама держит «курс».

Уникальность комплекса в том, что после прохода этой машины не требуется дополнительно обрабатывать тоннель, швы заделываются герметичным материалом, а весь отработанный грунт автоматически подается наверх. Таким образом, сохраняется высокая плотность грунта вокруг тоннеля. При проходке по канадской технологии, вместо дорогостоящих чугунных тюбингов применяется сборная высокоточная водонепроницаемая железобетонная обделка с герметичными стыками. При апробации комплекс прошел несколько метров. Проходку первых 200 метров тоннеля новосибирские метростроители проведут вместе с канадскими специалистами.

Комплекс «LOVAT» значительно сократит сроки проходки и кардинально изменит условия труда и качество строительных работ. Благодаря высокой производительности труда, за месяц новая установка гарантирует выдать 150-170 погонных метров готового тоннеля высокого качества. Импортный агрегат в несколько раз экономичнее отечественных комплексов: только на разнице стоимости тоннельной обделки подрядчик планирует сэкономить около 13 млн рублей, не считая значительного увеличения скорости проходки.

Проходку тоннеля от станции «Маршала Покрышкина» до «Березовой рощи» подрядчик намерен закончить летом 2004 года. После этого в тоннеле начнутся работы по прокладке рельс и необходимых коммуникационных сетей. Подрядчик планирует использовать машину не только для проходки правого и левого перегонных тоннелей на «Березовую рощу», но и для строительства следующих станций метро.