Страницы истории микрорайона Щ

14 августа 2019

Поселение, имеющее несколько странное для русского и вполне привычное для чувашского языка название, произошедшее от «чербус» - белая береза (официально эта территория именовалась Березовым логом), было основано в 1920-х годах беженцами с Поволжья. Среди них было много чувашей, татарские и мордовские семьи. Во все времена было принято селиться у больших и маленьких водоемов - нужна была вода для полива огорода, бытовых нужд. Не была исключением и маленькая многонациональная деревенька Чербусы: здесь протекал одноименный ручей. Сейчас поток воды заведен в трубу и засыпан — именно над ним проходит дорога по улице Демакова. В 1950-е годы в деревне насчитывалось около шестидесяти дворов; не так много, но по тем временам вполне достаточно, чтобы считаться самостоятельным населенным пунктом. Чербусы активно благоустраивали: здесь открыли клуб, детский сад, амбулаторию и даже небольшую пекарню. Старожилы вспоминают: когда было создано Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище (сейчас — Новосибирское высшее военное командное училище), первые его курсанты проводили учебную топографическую съемку именно в Чербусах.

Однако в 1958 году с появлением нового прогрессивного Советского района с его активной застройкой и далеко идущими планами это место понадобилось под так называемые щитовые домики, которые было необходимо возвести в кратчайшие сроки. И в северной части Академгородка была спроектирована обновленная жилая зона. В новеньких деревянных (щитовых) двухэтажках предоставлялось жилье строителям и рабочим коммунально-складской зоны. Конечно, предполагалось, что эти временные строения со временем заменят современными, красивыми домами. Ходит шутка, для многих жителей на сегодняшний момент весьма горькая, что когда рабочие попросили построить им хорошее жилье, им ответили: «Угу. Ща!» - именно эта реплика и дала название микрорайону. Есть еще интересная версия: все литеры (А, Б, В, Г) были заняты, планировалось называть квадраты и далее по порядку, и инженеры взяли одну из последних букв алфавита, полагая, что уж до нее-то дело при разграничении территорий Верхней зоны вряд ли дойдет. Впрочем, если учесть, что самые первые строители Академгородка жили даже и не в щитовых домиках, а в обыкновенных палатках, то и двухэтажки могли показаться роскошью. Есть данные о том, что в этом лагере комсомольцев-строителей – Юнгородке – первое время жил и сам Лаврентьев.

Так начиналась новая история – территорию бывшей деревни включили в состав Советского района, а в 1981 году все оставшиеся индивидуальные постройки было решено снести. Последний деревенский дом, находившийся по адресу Буранный проезд-9, был разрушен в 1983 году. Сохранилась одна из улиц бывшего населённого пункта — Пасечная. После исчезновения деревни остались захоронения, давшие начало  Южному кладбищу Академгородка, иногда его по старой памяти называют Чербусинским. Кстати, кладбище было и на территории современной улицы Вяземской. И еще в середине 20 века в березовой рощице за Медсанчастью № 168 можно было увидеть бабушек, ухаживающих за могилками. Но это небольшое кладбище уступило место новой жизни, новым домам.

Некоторые неравнодушные, интересующиеся историей родного края жители, предлагают праздновать юбилей деревни, которую поглотил и преобразовал наш район, другие считают, что гораздо логичнее отмечать даты со времени образования существующих микрорайонов. Не подлежит сомнению одно: чрезвычайно интересно узнавать, помнить и передавать из поколения в поколение историю своего края, его легенды.

Юлия Орлова