Компетенции Следственного комитета

13 августа 2015

В первом полугодии 2015 года непосредственно в следственное управление  поступило 2776 обращений граждан,  всего рассмотрено 2703 обращения, из которых 426 обращений  направлено для разрешения  в органы прокуратуры, 298 - в другие ведомства, процент направленных обращений составил 26,7%. Увеличение числа поступивших обращений, в том числе не относящихся к компетенции Следственного комитета свидетельствует  как о росте доверия граждан к следственным органам, так и об отсутствии у заявителей четкого представления о компетенции Следственного комитета. 

Следственный комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Основными задачами следственных органов Следственного комитета Российской Федерации  являются: 

  1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Это расследование тяжких и особо тяжких преступлений – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления. Кроме того, к подследственности следователей Следственного комитета отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями Следственного комитета расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

  2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, по существу в следственных органах Следственного комитета будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, предложения о совершенствовании их деятельности. Обращаем внимание, что следственные органы Следственного комитета Российской Федерации не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов.

  Следственные органы Следственного комитета не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений. 

  Просим учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении Следственного комитета, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами Следственного комитета и полежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления. 

  К компетенции следственных органов Следственного комитета не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, оказания медицинской помощи, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами. В целях оперативного разрешения по существу обращений по перечисленным вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов Следственного комитета, гражданам рекомендуется обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.  

  3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц. В следственных органах Следственного комитета разработан единообразный подход при осуществлении процессуального контроля, направленный на оперативное и полное рассмотрение заявлений о преступлениях, жалоб, обращений (в том числе на действия и бездействие сотрудников Следственного комитета) с незамедлительным принятием мер реагирования при выявлении нарушений законов. 

  4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

  5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.