Развитие промышленных площадок Левобережья

3 мая 2011

«Чтобы эффективно осваивать городские промышленные площадки, нам необходимо создать правовой механизм для выноса предприятий с экологически вредным производством за черту Новосибирска», — убежден мэр Владимир Городецкий.

Дальнейшее развитие двух самых больших промышленных площадок Новосибирска — в Кировском и Ленинском районах — было рассмотрено на заседании архитектурно-градостроительного Совета.

По словам главного архитектора Новосибирска Владимира Фефелова, основные задачи, которые необходимо решать при дальнейшем планировании таких территорий, — это переориентация предприятий на экологически чистое производство, вынос жилья из санитарно-защитных зон, организация транспортных связей.

Первый проект планировки представили специалисты ООО «Терплан». Рассматриваемый участок (2169 га) включает промышленную зону Кировского района, жилые кварталы на ул. Мира и ул. Бурденко, коммунально-складскую зону, расположенную вдоль Толмачевского шоссе, а также усадебную застройку в Ленинском районе и участки садоводческих обществ вдоль реки Тула. На большей части промышленных территорий Кировского района предлагается сохранить существующую специализацию промплощадок. Но ряд территорий предприятий с большой санитарно-защитной зоной — оловокомбината, НИИ химической технологии — предлагается перепрофилировать. Вдоль ул. Ватутина, Мира, Петухова будут организованы общественно-деловые зоны и автопарковки. Общественно-деловые функции будут закреплены и за территорией, примыкающей к Северному проезду. Площадка с жилыми домами средней этажности на ул. Хилокской будет перепрофилирована (в связи с ветхостью жилого фонда) под общественно-деловую зону. Вместе с территорией, примыкающей к Хилокскому рынку, она войдет в состав многофункциональной въездной зоны.

Жилую застройку на ул. Сибиряков-Гвардейцев, Бетонной, Мира, Ватутина проектировщики предлагают реконструировать и уплотнить. Кроме того, в соответствии с нормативами здесь разместятся объекты социальной инфраструктуры. Усадебная застройка вдоль трассы будущей скоростной магистрали, а также на ул. Беловежской и Чукотской будет заменена на многоэтажную. Частный сектор на ул. Хилокской, примыкающий к реке Туле, сохранится.

Согласно схеме улично-дорожной сети, по северной границе проектируемой территории пройдет скоростная магистраль — часть будущего юго-западного транзита. В местах пересечения магистральных улиц общегородского значения проектировщики предлагают разместить многоуровневые развязки. Четыре — на пересечении с ул. Петухова, продолжением ул. Связистов, Троллейной, Сибиряков-Гвардейцев — должны быть построены до 2015 года, еще для пяти предусмотрены сроки реализации до 2030 года. Над железной дорогой, проходящей через проектируемый район, будут организованы эстакадные переходы магистральных улиц: трех существующих и пяти проектируемых (пересечения с ул. Троллейной, Станиславского, Сибиряков-Гвардейцев, Порт-Артурской и Станционной).

Кроме того, предусматривается строительство Кировской линии метро (6,5 км) от станции «Пл. Маркса» до станции «Чемская». На проектируемой территории разместятся четыре станции метрополитена «Гвардейская», «Кировская», «Громовская», «Чемская» и электродепо. Разработчики предлагают сохранить существующую трамвайную линию и развить ее до ул. Троллейной. Скоростной трамвай пройдет от ул. Связистов, по ул. Хилокской, Петухова и далее — в направлении Южно-Чемского жилмассива.

Проект планировки промышленной зоны Ленинского района подготовили специалисты ООО «ПТМ архитектора Деева Н. Н.». Территория (1351 га) ограничена полосой отвода железной дороги, ул. Олимпийской, городской границей, перспективной магистралью и проездом Энергетиков. Площадка преимущественно используется как промышленная, лишь в северной (ул. Большая) и северо-восточной (Балластный карьер) частях размещается стихийно сформированная частная жилая застройка. Кроме того, вдоль ул. Станционной существуют два небольших анклава многоэтажного жилья, находящихся в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. На территории Балластного карьера компактно расположены объекты социальной инфраструктуры. В настоящее время на территории планировочного района проживает 14,6 тыс. человек.

К трудностям освоения этой площадки проектировщики относят большое количество объектов инженерной инфраструктуры — как коммунальных, так и производственных, а также наличие большого количества санитарно-защитных зон.

Проектом планировки предлагается сохранение и использование промышленного потенциала территории. Учитывая местоположение и развитые производственные мощности района на базе сложившейся застройки, на территории западнее завода им. Кузьмина и южнее ТЭЦ-3 предлагается создать общественно-деловой центр района со следующей структурой: общественно-деловая зона — зона научно-исследовательских учреждений — промышленная зона. По мнению проектировщиков, таким образом более полно раскроется потенциал площадки, это придаст ей статус городского технопарка и выставочного центра. Предлагается первую линию застройки на ул. Станционной от площади Энергетиков до Бетонного проезда по четной стороне перезонировать в общественно-деловую. Жилую застройку, расположенную вдоль ул. Большой и ул. Олимпийской, также предлагается вынести, а территорию перезонировать в общественно-деловую и коммунально-складские зоны. На нечетной стороне ул. Станционной сохраняется коммунально-складская зона. Жилую застройку предлагается сохранить только на территории Балластного карьера, добавив сюда объекты социальной инфраструктуры. Проектная численность населения к 2030 году — 8,5 тысячи человек.