В детском саду Советского района сегодня прошел третий этап II Всероссийской научно-практической конференции

13 апреля 2017

13 апреля в детском саду№18 («Веселые утята») прошел третий этап II Всероссийской научно-практической конференции, в названии которой очень много аббревиатур. Звучит оно так: «ОРТСМ-РТВ-ТРИЗ в образовательном процессе дошкольных учреждений образования». Эти сокращения имеют интересные для педагогического слуха расшифровки:  «общая теория сильного мышления», «развитие творческого воображения» и «теория решения изобретательских задач».

Мероприятие собрало около ста воспитателей из Новосибирска и других городов. В самом начале участники посмотрели видеообращение из города Ульяновска, от коллег, которые выразили надежду на систематический обмен опытом с образовательными учреждениями Новосибирска. Гостей и участников конференции, собравшихся в одном из самых новых и просторных дестких садов  нашего района, поприветствовали  руководитель учреждения Ирина Витальевна Зотова и  начальник отдела образования администрации Советского района Зинаида Александровна Гребнева.

 Площадка для проведения конференции была выбрана не случайно: именно это дошкольное учреждение работает по вышеназванным системам со времени своего открытия – одно из нескольких в Новосибирске и единственное в нашем районе.

Теория решения изобретательских задач придумана в 40-х годах прошлого века, но, по понятным причинам, в советское время оставалась вне общеобразовательных программ и успешно применялась при работе в сфере дополнительного образования. Сегодня ситуация изменилась, и педагоги с удовольствием продемонстрировали эффективность ТРИЗ в работе с дошкольниками. Можно сказать, что  общая теория сильного мышления «выросла» из ТРИЗ, когда стало понятно, что инструменты, с помощью которых решают проблемы, могут быть применимы не только в технике. В курс развития творческого воображения входят специальные методы, позволяющие снять психологическую инерцию, преодолеть шаблонное мышление.

Результаты, которые представили наши педагоги коллегам в ходе небольших мастер-классов, впечатляют. Дети спокойно и непринужденно обсуждали, как решить ту или иную проблему (варианты подкидывал зал), какие ресурсы при этом потребуются и каким будет идеальное решение.

Удивило умение младших дошкольников оперировать  такими понятиями, как «рельеф», «противоречие». «Недогадливый» взрослый участник конференции спросил, что такое «проблема» и что такое «трудность» и Миша из старшей группы последовательно, доходчиво и очень серьезно объяснил.

Ребята демонстрировали умение работать по эскизам, а некоторые после мастер-класса подходили к гостям и подробно рассказывали – что, как, из чего и для чего они сделали. Ну а когда юный участник конференции, желающий стать военным, сказал, что он завтра (конференция идет четыре дня) представит собственноручно созданную модель парового двигателя, зал взорвался аплодисментами.   

Руководитель детского сада № 18, рассказывая о своих воспитателях, работающих по системе «ОРТСМ-РТВ-ТРИЗ», хитро улыбаясь, отметила честолюбивое заявление одного из своих воспитателей: «Очень хочу, чтобы за «моими» детьми очередь из учителей стояла!»

Что ж, судя по достигнутым (со времени открытия учреждения прошло всего пять лет) результатам - призовые места в конкурсах, уникальные мастер-классы  на съездах и конференциях - мечте педагога суждено сбыться!

Юлия Орлова

фото автора