О реализации мобильных телефонов на потребительском рынке

30 июня 2005

Сегодня в мэрии под председательством заместителя мэра Анатолия Корнилова состоялось заседание совета по взаимодействию с органами по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей и общественными объединениями потребителей. На заседании рассмотрен один из наиболее острых вопросов — о состоянии потребительского рынка по реализации средств мобильной связи.

В работе заседания совета приняли участие заместители глав администраций районов, начальники отделов торговли и защиты прав потребителей, руководители торговых предприятий, реализующих мобильные телефоны, а также руководители сервисных центров, занимающихся обслуживанием и ремонтом средств мобильной связи.

Количество претензий потребителей на низкое качество мобильных телефонов остается стабильно высоким. Если в первом квартале прошлого года с жалобами на недостатки мобильных телефонов обратилось свыше 700 человек, то в этом году — уже 948. Рост обращений специалисты связывают, в первую очередь, с увеличением количества реализуемых телефонов и торговых предприятий, занимающихся продажей телефонов. А во-вторых, с нежеланием торговых организаций конструктивно работать с потребителями.

Проверки, проведенные территориальным управлением Роспотребнадзора, свидетельствуют о многочисленных нарушениях как в торговой сети, так и в сервисных центрах. Не редкость, когда в магазинах отсутствует полная и достоверная информация о продаваемых товарах, в частности, техническая характеристика изделия. Покупатель, приобретая мобильный телефон, не знает, например, что он произведен не в Германии, а в Китае. Покупателей не желают извещать и о том, подержанный они товар приобретают или новый. В каждом пятом проверенном торговом предприятии гарантийные талоны были «составлены» в пользу продавцов, а не потребителей. Не высока и культура самих потребителей — к сожалению, они часто не знают своих прав.

Между тем, многие отказы в удовлетворении просьб покупателей не имеют под собой никакой юридической основы. Сам факт обращения в органы по защите прав потребителей говорит о том, что покупатель не смог самостоятельно решить проблему в организации, продавшей ему товар. Но даже если покупателя выслушали, ему навязывают самовольный ремонт телефона, что, считают специалисты, тоже неправомерно.

Отказы мотивируют тем, что сотовые телефоны относятся к разряду дорогостоящей техники или что сотовый телефон является технически сложным товаром, а потому потребитель может воспользоваться бесплатно услугами организаций, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием сотовых телефонов. Насколько это обосновано? Специалисты по защите прав потребителей советуют внимательнее читать Закон «О защите прав потребителей». Мобильные телефоны не входят в перечень технически сложных товаров, а ссылка на то, что они относятся к группе дорогостоящих товаров, не состоятельна по той причине, что такого перечня вообще не существует. Поэтому, согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе требовать замены товара в случае обнаружения в нем существенных недостатков или расторжения договора купли-продажи с возвратом ранее уплаченных средств. Причем продавец не вправе удерживать из этих средств сумму, на которую понизилась стоимость из-за полного или частичного использования товара. Выбор между ремонтом товара, его заменой или возвратом денег делает сам покупатель.

Среди предприятий, по которым на сегодняшний день выявлено наибольшее количество жалоб покупателей, — мобильный рынок «Солнечный», ООО «Центр сотовой связи Новосибирск», ООО «Телесота», ЗАО «ССС-900», ЧП Петрушан О.И., «Мобильный мир РТ», ряд индивидуальных предпринимателей. Особенно много претензий у потребителей к торговому дому «Центральный», который решено включить в отдельную проверку.

Возможно, обращений и жалоб было бы меньше, если бы покупатель сам участвовал в проверке качества товара. Однако продавцы и сервисные центры отказывают потребителям в этом праве.

Еще один трудно решаемый вопрос — отказ потребителю в предоставлении ему безвозмездно аналогичного товара на период ремонта или замены. Такой отказ противозаконен, говорят специалисты. Торговые организации обязаны в 3-дневный срок безвозмездно предоставить на период ремонта аналогичный товар, обеспечив его доставку за свой счет.

У руководителей торговых организаций нет особого желания решать возникающие проблемы с покупателями, считают в комитете по защите прав потребителей. Покупателям остается обращаться в суд. В прошлом году с исками в суд обратились 32 горожанина. За первый квартал этого года — уже 18. Законодательство, как правило, всегда на стороне потребителя. В декабре 2004 года вышел обновленный Закон «О защите прав потребителей» — он стал еще строже к тем, кто ущемляет права потребителей.

По итогам заседания совета принято решение. Предприятиям торговли поручено обеспечить в полной мере выполнение требований Закона о защите прав потребителей, доведение до покупателей полной информации о товаре и правил его продажи. Сервисным центрам предложено информировать покупателей о конкретных сроках устранения недостатков мобильных телефонов, более тесно работать с предприятиями-изготовителями, чтобы быстрее решались вопросы с поставками запчастей.

Для потребителей подготовлена специальная памятка, из которой можно будет почерпнуть полезные советы при покупке мобильного телефона и узнать, как действовать в случае неудачной покупки. Памятка в ближайшее время будет доведена до СМИ и опубликована на официальном сайте мэрии.