Формирование принципов нормирования эвакуации людей и теории людских потоков

16 января 2017
В России, как и в других странах мира, эвакуация людей рассматривается как наиболее эффективное мероприятие для обеспечения их безопасности при развитии в здании пожара или возникновении других чрезвычайных обстоятельств. Поэтому уже на стадии проектирования, зданий предусматриваются специальные противопожарные и архитектурно-планировочные решения, которые должны создать необходимые условия для успешной реализации процесса эвакуации. Среди этих решений первостепенное значение придается проектированию структуры и размеров путей эвакуации. Поскольку пути эвакуации пронизывают все здание и их площадь составляет значительную часть его общей площади, то их структура и размеры оказывают большое влияние на экономические, эстетические и технические показатели проектных решений. Приоритетность показателей обеспечения безопасности людей в любом из возможных вариантов проектных решений здания определяет включение требований к проектированию эвакуационных путей как в "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений" строительных норм и правил СНиП), так и в СНиПы по проектированию жилых, общественных и промышленных зданий. Начало нормированию размеров эвакуационных путей было положено изданием в 1886 г. в Петербурге строительных правил, которые предписывали назначать ширину путей в зданиях, исходя из установленной пропускной способности единицы ширины пути (105 человек на метр ширины прохода в зданиях театров и 175 человек на метр в остальных зданиях для собраний). Такой подход к нормированию стал традиционным не только для России, но и для других стран, хотя, как свидетельствует проф. СВ. Беляев [1], "по расчету на один метр ширины пути эта норма колеблется в широких пределах и составляет от 66 человек по американским правилам (20 человек на фут) и до 340 человек по Лондонским правилам 1892 г. (4,5 фута на 400 человек). В большей части правил фиксируется минимальная ширина пути, в пределах от 0,9 до 1,45 м с увеличением её по мере надобности или посредством некоторого уширения на каждую дополнительную группу в установленное число людей..". Далее он пишет, что вышеупомянутые Лондонские правила требуют уширения пути на 0,15 м (полфута) на каждые дополнительные 100 человек, а по ОСТ 4488 (нормы СССР 30-х гг.) предлагается уширять путь на 0,1 м на каждые дополнительные 10 человек. Длина пути эвакуации впервые нормирована в России ленинградскими правилами 1928 г. для зрелищных зданий. ОСТ 4488 установил для всех случаев предельное удаление 25 м. Этот принцип нормирования ширины и длины эвакуационного пути, который можно назвать "принципом назначения", сохранился в России (СССР) и в последующие годы. При регулярном пятилетнем пересмотре СНиП численные показатели норм корректировались и дифференцировались применительно к назначению здания и степени его огнестойкости, но сам принцип оставался неизменным: назначать, не мотивируя, жесткую норму геометрических параметров эвакуационных путей и требовать её соблюдения, несмотря на возможное многообразие реальных ситуаций. Впрочем, аналогичные нормы и в других странах не содержат альтернативы этому принципу. К концу 70-х гг. в стране окончательно выкристаллизовалась структура нормирования, построенного на этом принципе. Противопожарными нормами [2] устанавливалось требование: "Суммарная ширина маршей лестничных клеток в зависимости от числа людей, находящихся на наиболее населенном этаже, кроме первого, а также ширина дверей, коридоров или проходов на путях эвакуации на всех этажах должны приниматься из расчета не менее 0,6 м на 100 человек...", а нормами по проектированию гражданских и промышленных зданий [3, 4] устанавливались максимальные расстояния от наиболее удаленного рабочего места (или точки помещения) до ближайшего эвакуационного выхода и расстояния от дверей наиболее удаленных помещений до выхода наружу или в лестничную клетку. Конкретные значения этих расстояний назначались в зависимости от степени огнестойкости, назначения гражданского здания и категорий производств по взрывопожарной опасности в производственных зданиях. Из этой системы выпадает нормирование эвакуации людей из зданий театров. Согласно нормам на проектирование театров [3]: "Ширина путей эвакуации и их протяженность, количество и ширина эвакуационных выходов (дверей) и лестниц определяются расчетом, исходя из: а) установленной продолжительности эвакуации, скорости движения людей по горизонтали в эвакуационных проходах и между рядами мест зрительного зала - 16, по лестницам - 10 и в эвакуационных проходах вне зала 24 м/мин; б) пропускной способности 1 м ширины прохода, дверей или лестниц - 50 чел./мин при их ширине от 1,5 ми более. Продолжительность эвакуации людей из здания театра устанавливается: а) из зрительного зала - 2 мин; б) со сцены -1,5 мин; в) из всего здания - 6 мин". Впервые этот подход к нормированию был реализован при разработке Временных норм строительного проектирования театров (1943 г). Он основывался на исследованиях сотрудников Института архитектуры Всероссийской академии художеств, проведенных под руководством проф. СВ. Беляева в 1933-1935 гг. Многие положения, впервые высказанные СВ. Беляевым в этой книге, стали вскоре хрестоматийными для специалистов. Однако для полной реализации наиболее важного из них требовалась организация не проводившихся до того исследований, значение которых выходит за рамки вызвавшей их практической задачи. Это положение состоит в том, что: "Безопасность эвакуации сооружений характеризуется сроком, необходимым для её осуществления в неблагоприятных условиях". Поэтому "...возникает потребность принятия за основу нормирования... времени эвакуации, зависящего от совокупности факторов эвакуационного движения. Для определения этого времени расчетным путем необходимо выявление этой зависимости, осуществимое лишь при помощи обследований процесса массового движения". Отдел ГО и ЧС Администрации Центрального округа