Завтра, 27 августа, в 17.00 возле здания № 33 на ул. Щетинкина состоится открытие памятника героям-речникам, осуществившим проводку каравана судов через заброшенный Обь-Енисейский канал в 1942 году. В мероприятии примет участие мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
Межрегиональная общественная организация ветеранов Министерства обороны РФ, МВД и других подразделений специального назначения и специальных служб «Союз силовых структур Родины» подготовила проект памятника сибирским речникам, который утвердили на художественном совете города Новосибирска (постановление мэрии города Новосибирска № 1111 от 29.03.2019).
Автор памятника — новосибирский архитектор Максим Салахов.
Памятник вместе с постаментом — 2,8 метра в высоту и 1,5 метра в ширину. Он выполнен в виде стелы с прислоненным якорем и двумя табличками — схемой канала и информацией о подвиге речников.
Памятник создан на средства муниципального гранта мэрии 2019 года.
Справочная информация:
Памятник посвящен героической экспедиционной проводке в военное время каравана буксиров с Енисея на Обь через заброшенный Обь-Енисейский канал в навигацию 1942 года. Сибирские речники с большим трудом смогли провести недействующим водным путем три колесных парохода «Капитан», «Механик», «Пограничник» и винтовой газоходный катер Газ-25. Экспедиция проходила под грифом «Совершенно секретно» под руководством НКВД СССР. Об истинном назначении экспедиции знали единицы.
Цель экспедиции — разведка резервного пути для переброски продукции Норильского комбината на заводы Урала и Сибири. Это было тяжелое для страны время — фашисты подходили к Волге, а японцы готовились к нападению на СССР с востока. Оборонная промышленность нуждалась в сырье для производства стали.
Речники при движении каравана были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины и даже строить временные запруды. Пароходы пришлось частично разбирать, а продвигались суда за день лишь на сотню метров. Чтобы понять, какие лишения, испытания, неимоверные физические нагрузки выпали на долю речников, достаточно вспомнить, что экспедиция проходила в условиях военного времени — не хватало инструментов, снаряжения, материалов. Работы велись в безлюдной тайге, где беспощадный гнус и болотная сырость.
Лишь осенью 1942 года караван дошел до Оби, суда требовали капитального ремонта, а катер Газ-25 вообще вышел из строя.