Школа № 216: дистанционное обучение – выход из «зоны комфорта»

17 апреля 2020

Переход на новый формат обучения дал возможность всем участникам образовательных отношений посмотреть на учебный процесс по-новому. Школа, учителя, родители, обучающиеся стремились скорее найти свое место в «дистанционной системе отношений». Процесс адаптации к изменившимся условиям у всех шёл по-разному.

Для эффективной организации и реализации дистанционного обучения администрация МАОУ СОШ № 216 разработала собственный план работы, учителя знакомились с возможностями основных образовательных платформ, участвовали в вебинарах. При этом, на взгляд коллектива школы, ключевым фактором, определяющим эффективность работы в подобном формате, является личная готовность каждого – и учителя, и школьника, и родителя – выходить из зоны привычного комфорта.

Школа-новостройка № 216 открыла свои двери в сентябре 2019 года, поэтому коллектив учреждения еще не вошел в «зону комфорта». Находясь в непрерывном процессе построения и налаживания всех механизмов большой системы, в которой уже обучается более двух тысяч учащихся, педагоги приняли новые трудности как очередное испытание, из которого можно извлечь определенные положительные уроки.

Безусловно, стресс был, особенно он чувствовался в первые два дня работы. Всем участникам образовательных отношений не хватало ясности и четкого понимания особенностей работы в новом формате. Как привычные действия перевести в другой формат?

Осознавая данный факт, директор школы № 216 Ситников Александр Сергеевич в первый день дистанционного обучения провел онлайн-эфир с учителями на школьном YouTube-канале, а на следующий день в таком же формате пообщался напрямую с родительской общественностью, ответив на самые острые и важные вопросы.

Таким образом была снята определённая психологическая напряженность и заполнен информационный вакуум, который образовался у каждого родителя. Для оперативных ответов на текущие вопросы были задействованы все информационные школьные источники: телефон, сайт, социальные сети.

Для круглосуточного анонимного консультирования родителей и учащихся социально-психологическая служба школы № 216 предоставила свои личные номера телефонов, создана отдельная электронная почта доверия для обращений. Большое количество звонков было связано с неготовностью родителей к новому формату работы, их нежеланием менять привычный образ жизни. Каждое обращение отрабатывается индивидуально, при необходимости привлекаются внешние специалисты.

В рамках учебной работы в школе организована четкая обратная связь. Педагоги школы № 216 вышли в онлайн-эфир на школьном видеоканале. При помощи технической службы были организованы онлайн-консультации с разбором типичных ошибок и объяснением нового материала. Школьный Youtube-канал был выбран неслучайно, так как он дает возможность без помех транслировать видеоряд в высоком разрешении и с высоким качеством звука, что безусловно облегчает восприятие предлагаемой информации. Доступ к записи трансляции есть у всех обучающихся.

Итоги первой недели администрация школы обсудила с каждой предметной кафедрой. Коллеги сошлись во мнении, что непонимание и неприятие новой модели постепенно проходит. Все участники образовательных отношений осваивают новый социальный опыт, учатся работать в принципиально новом формате. Риски неприятия максимально снижены за счет постоянной обратной связи и гибкости в формировании учебного содержания отдельных предметов. Конечно, трудности возникают. Появляются жалобы на излишние объемы предлагаемых заданий и их сложность. Каждое обращение не остается без внимания: по итогам рассмотрения вносятся необходимые коррективы, а также выясняется, что далеко не всегда жалобы оправданы.

Во время второй дистанционной встречи с директором школы № 216 у родителей было гораздо меньше вопросов, появились многочисленные слова благодарности учителям за их нелегкий труд и готовность помогать каждой семье. Большая часть родителей, принявших участие в обсуждении, пришли к выводу, что объем предлагаемых заданий соответствует требованиям, позволяет в полной мере освоить образовательную программу. При правильной организации обратной связи с учителем и классным руководителем все возникающие вопросы решаются оперативно.

Для воспитательной работы был сформирован отдельный план мероприятий. Школьный медиа-центр продолжил публикацию сюжетов на актуальные темы. Организуются многочисленные челленджи и флэшмобы.

Директор Ситников Александр Сергеевич и коллектив МАОУ СОШ № 216 к использованию нового формата обучения относятся как к возможности роста: «Настоящий учитель всегда находится в профессиональном поиске, в режиме проб и ошибок. Главное – есть понимание, что для движения вперед необходимо выходить за пределы устоявшихся форм и методов обучения, то есть покидать привычную зону комфорта».

Информация МАОУ СОШ № 216