О результатах работы правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в жилищно-коммунальной сфере

30 декабря 2019

26.12.2019 прокуратурой г.Новосибирска проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов о результатах работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в жилищно-коммунальной сфере.

Совещанием установлено, что за истекший период 2019 года в правоохранительные органы г. Новосибирска поступило всего 7 сообщений о преступлении в указанной сфере (Октябрьский — 2, Советский — 1, Заельцовский — 4). По результатам рассмотрения указанных сообщений возбуждено 4 уголовных дела. В настоящее время, по сообщениям о преступлениях в сфере ЖКХ проводится 14 уголовно-процессуальных проверок, 7 из которых в Октябрьском районе.

Срок проверки по указанным материалам составляет почти 4 года, что является грубым нарушением требований ст. 6.1 УПК РФ, согласно которой уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок.

Указанные случаи не единичны, так аналогичные нарушения допущены следственным органом системы МВД в Заельцовском районе.

При этом прокуратурой района неоднократно принимались меры реагирования, способствовавшие принятию законного и обоснованного решения.

К положительным примерам надзорной деятельности следует отнести, проведенную в марте 2019 года проверку прокуратуры Заельцовского района, в ходе которой, проверенна законность расходования бывшим председателем ТСЖ «Дружба» денежных средств собственников многоквартирного дома, внесенных для формирования капитального ремонта дома.

По результатам проверки сотрудниками прокуратуры Заельцовского района выявлены факты хищения денежных средств в особо крупном размере, в связи с чем, материалы проверки в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в Заельцоский МСО СУ СК России по Новосибирской области, где возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, указанное уголовное дело в последующем направлено в суд для рассмотрения по существу.

Кроме этого, в 2019 году в производстве органов предварительного расследования находилось 17 уголовных дел, анализируемой категории
(с учетом соединенных), 4 из которых направлены в суд с утвержденным обвинительным заключением.

По другим уголовным делам следователями допущена грубая волокита, которая влечет за собой нарушение принципа уголовного судопроизводства, регламентированного ст. 6 УПК РФ, а именно, защиту прав и законных интересов лиц, а так же интересов государства и общества, потерпевших от преступлений.

При выявлении, предупреждении и устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе имеющих коррупционную составляющую, объектами проверки должны стать организации коммунального комплекса: управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, организации, оказывающие услуги отопления, водоснабжения, водоотведения; подрядные и обслуживающие предприятия, с которыми заключались договоры на проведение соответствующих видов работ (капитальный ремонт за счет средств Фонда, текущий ремонт за счет средств собственников и нанимателей жилых помещений); а также органы местного самоуправления.

На цели пресечения деятельности преступных элементов, исключения возможности использования ими новых мошеннических схем, новых подходов, позволяющих похищать денежные средства, в том числе бюджетные, должна быть направлена совместная работа заинтересованных ведомств, в том числе с использованием возможностей оперативно-розыскной деятельности органов полиции.

Прежде всего, следует уделить пристальное внимание вопросам осуществления надзора при использовании схем вывода денежных средств из оборота предприятий ЖКХ и ТЭК.

В ходе проведения проверок по вопросам установления и взимания платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в первую очередь следует проверить соответствие фактически производимых организациями коммунального комплекса расходов при осуществлении регулируемого вида деятельности тем затратам, которые учитываются при утверждении тарифов.

Пристальное внимание должно уделяться фактам наличия задолженности предприятий коммунального комплекса и управляющих компаний за товары, поставляемые ресурсоснабжающими организациями. При сопоставлении фактического объема собираемых от населения платежей за определенный период и динамики задолженности перед поставщиками коммунальных ресурсов следует установить причины наличия долгов. В такой ситуации оценке подлежат факты системного перечисления денежных средств на счета иных контрагентов в приоритетном порядке с использованием сложных финансовых схем. Следует проверить как фактическое выполнение работ такими предприятиями, наличие у них трудового ресурса, техники, и т.д., так и аффилированности учредителей и руководителей.

В поле зрения должны попасть и вопросы обоснованности расходов управляющих компаний на собственное содержание, соблюдения процедуры установления платы на данные расходы, получения согласия собственников жилых помещений, доведения до них отчетов о произведенных расходах.

Пресечению подлежат факты использования управляющими компаниями средств граждан на приобретение автотранспортных средств, предоставление беспроцентных займов и т.д., самоуправного установления различного рода дополнительных платежей, например, на озеленение придомовой территории, незаконного распоряжения общедомовым имуществом в ущерб интересам собственников (предоставление рекламных мест, размещение платных парковок).

На системной основе следует обеспечить проведение проверок на предприятиях-банкротах, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которых давать оценку фактам доведения юридических лиц до состояния банкротства, в том числе путем изъятия у них имущества собственником, предоставления его в пользование третьим лицам по заниженной стоимости либо аренды у данных лиц по завышенной стоимости.

Учитывая, что институты банкротства и самоликвидации могут использоваться как уход от погашения кредиторской задолженности, исполнения взятых на себя обязательств, необходимо давать оценку заключенным в рамках процедур банкротства договорам оказания консультационных, правовых, консалтинговых и иных услуг.

Кроме того, необходимо уделять внимание вопросам осуществления надзора при проведении работ по модернизации ЖКХ с использованием средств граждан, местных бюджетов и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

При наличии признаков уголовно-наказуемых деяний инициировать направление материалов в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.