Что следует учитывать при покупке товаров через Интернет-магазины

5 мая 2014

Сегодня дистанционным способом можно купить все: продукты питания, бытовую технику, мебель, парфюмерные и косметические товары, одежду, обувь и многое другое. Однако среди организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих продукцию через Интернет-магазины, есть и недобросовестные продавцы, предоставляющие заведомо ложную информацию о своем местонахождении (адресе) либо дающие несуществующие контактные данные. В глобальной сети, буклетах, каталогах, проспектах, договорах купли-продажи такие предприниматели пишут только название сайта магазина, телефон или номер почтового абонентского ящика. Позже это становится препятствием для потребителей, поскольку они лишаются возможности предъявить претензию по качеству товара, вернуть его или заменить.

Одно из нарушений при осуществлении торговли дистанционным способом — до оформления договора розничной купли-продажи продавец не предоставляет покупателю информацию о своем полном фирменном наименовании, основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, гарантийном сроке, сроке службы, цене и условиях приобретения и доставки. Очень часто и в момент доставки товара покупатель не владеет письменными сведениями о наименовании технического регламента, основных потребительских свойствах товара, его цене, гарантийном сроке, сроке службы, правилах и условиях эффективного и безопасного использования, адресе и полном фирменном наименовании продавца и т.д.

Конечно, потребителям нужно самим быть более внимательными. Надо взвешенно подходить к выбору продавца, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом. В первую очередь, следует обращать внимание на то, чтобы он предоставлял необходимую информацию как до заключения договора купли-продажи, так и при его совершении.

Помимо этого, не забывайте о праве потребителя на отказ от товара в любое время до его передачи, а также после передачи в течение 7 дней (п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612). Подчеркнем, что потребителю придется заплатить за доставку, если ее стоимость ранее оговаривалась и не была включена в стоимость товара.

В случае если в момент доставки информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была представлена в письменном виде, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его передачи. Возврат товара надлежащего качества возможен, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства. Также необходим документ, подтверждающий факт и условия покупки, но, заметим, отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

При отказе покупателя от товара продавец должен вернуть ему сумму, уплаченную согласно договору, за исключением расходов на доставку от покупателя возвращенного товара. Проводится эта операция не позднее чем через 10 дней с даты предъявления потребителем соответствующего требования.

Внимание: потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его лицом. Кроме того, следует знать, что продажа алкогольной продукции и товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, дистанционным способом не допускается (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом). Правила продажи товаров дистанционным способом не применяются в отношении работ и услуг, за исключением работ или услуг, выполняемых или оказываемых продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом (п. 6), как и в отношении продажи товаров с использованием автоматов и договоров купли-продажи, заключенных на торгах (п. 6).