Разрабатывается единая система автоматизированных платежей на пассажирском транспорте

7 декабря 2005

Распоряжением мэра создана рабочая группа по разработке предложений о внедрении единой системы автоматизированных платежей на пассажирском транспорте.

Перед руководством департаментов транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, экономики и финансов, связи и информатизации мэр Владимир Городецкий поставил задачу рассмотреть возможность внедрения электронного учета пассажиров на наземном общественном транспорте с целью создания единой системы платежей.

Электронная система учета необходима для расчета реальных затрат транспортных предприятий на одну поездку. Нужно четко знать стоимость проезда пассажиров, число совершаемых ими поездок, в том числе и льготными категориями горожан. Это необходимо для определения реальной стоимости проездных документов, в том числе единого социального билета.

Эти данные помогут определить межбюджетные отношения в рамках действия закона о монетизации льгот. Одна из задач городской власти — обеспечить проезд пассажиров по единому социальному билету не только на муниципальном транспорте, но и на коммерческом. Зная реальное количество перевезенных пассажиров, в том числе и льготных категорий, власть может выплачивать транспортному предприятию установленную законом компенсацию.

Электронные системы расчета в общественном транспорте внедрены в некоторых городах России. Платежным документом является пластиковая карточка с компьютерным чипом, либо бесконтактная карта. Специалисты управления пассажирских перевозок ознакомились с опытом Челябинска и Москвы. Например, в столице в некоторых парках электротранспорта на подвижном составе установлены турникеты, подобные тем, которые используются в метро. На оборудование входов троллейбусов стационарными считывающими устройствами требуется немалая сумма.

Дешевле обходится внедрение системы мобильных ридеров, которая внедрена на наземном транспорте в Челябинске. С их помощью кондукторы считывают информацию о количестве оплаченных пассажирами поездок, в том числе и льготных. Такая система действует в Челябинске с 2003 года и уже доказала свою эффективность. Потери муниципальных транспортных предприятий на перевозке пассажиров сократились.

Рабочей группе, в составе которой руководители и ведущие специалисты отраслевых департаментов мэрии, метрополитена, а также разработчики пластиковых карт, поручено изучить и обобщить опыт российских городов, где введена электронная система оплаты проезда в наземном транспорте. В течение месяца рабочая группа должна подготовить предложения по внедрению подобной системы в нашем городе и представить ее мэру для обсуждения.