Отчет мэра перед Советом депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2009 год

27 января 2010

Добрый день, уважаемые депутаты!
В соответствии с Уставом города Новосибирска деятельность мэра и мэрии города направлена на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Новосибирской области.
Эффективная работа в данных направлениях предполагает максимальную открытость и прозрачность власти, активное участие граждан, общественных и профессиональных организаций в процессе подготовки управленческих решений и контроле за их исполнением. Для обеспечения этого участия мы используем целый ряд мобилизационных механизмов, как предусмотренных действующим законодательством, так и разработанных самостоятельно.
Созданная в процессе разработки Стратегического плана устойчивого развития система общественных и координационных советов получила свое дальнейшее развитие и теперь охватывает все сферы жизнедеятельности города.
В городе на настоящий момент принят ряд программ, регулирующих отношения с общественностью.
Действенным механизмом, предусмотренным федеральным законодательством, направленным на привлечение граждан к обсуждению проектов решений, стали общественные слушания.
В Новосибирске создана тщательно продуманная и выстроенная система ежегодного подведения итогов развития города.
Коллективное обсуждение проблем позволяет выходить на новый уровень управленческих решений, которые требуется принять для развития нашего мегаполиса, и достигать высоких результатов. Итоговые совещания по работе администраций районов города, департаментов мэрии, городское и областное собрания стали традиционными мероприятиями, в их работе активное участие принимают депутаты Совета депутатов города Новосибирска, Новосибирского областного Совета депутатов.
Мы наладили полноценную обратную связь с населением, позволяющую новосибирцам получать видимую реакцию по волнующим их вопросам. В этой сфере, помимо традиционных горячих линий и работы общественных приемных, мы наладили систему реагирования на критические публикации в средствах массовой информации, в постоянном режиме я и другие руководители мэрии рассказываем о нашей текущей работе, о путях решения проблем, волнующих горожан, в радиопередачах.
На систематической основе мы проводим изучение общественного мнения с помощью социологических исследований и опросов, что дает нам возможность в режиме ежеквартального мониторинга оценивать социальное самочувствие горожан, удовлетворенность предоставляемыми услугами, давать оценку работы городских служб, и корректировать при необходимости управленческие решения.
В 2009 году приняты изменения в 131-й закон, предусматривающие отчет мэра о результатах его деятельности, деятельности мэрии, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Новосибирска. Это, как Вы знаете, тенденция, затронувшая все уровни власти в нашей стране — сейчас и премьер министр и губернаторы отчитываются о своей работе перед соответствующими законодательными органами власти.
Во многом данные изменения формализовали существующую систему отчетов. Но, хочу сказать, что, ни я, ни представители мэрии никогда не избегали прямого диалога, поэтому наши отчеты, в том числе и наш сегодняшний, — нормальный рабочий процесс — такой, каким был и остается сейчас.
2009 год был не вполне обычным с точки зрения подведения итогов. Фактически, итоги и 2008 года, и пяти лет моего второго срока нахождения в должности мэра были подведены 1 марта, когда состоялись выборы мэра города Новосибирска. Избиратели дали высокую оценку не только мне лично, но и всем органам местного самоуправления города, тем приоритетным направлениям развития, которые мы с вами утверждаем в наших основополагающих документах и которыми руководствовались все эти годы.
На прошлой неделе — 21 января — на собрании депутатов Совета депутатов города Новосибирска руководители ключевых департаментов мэрии подробно рассказали о своей работе в прошедшем году. Сейчас я бы хотел остановиться на своих оценках прошлого года, тех событиях, которые считаю наиболее важными для дальнейшего развития нашего города.
Если говорить о 2009 годе в целом, то год был непростым. И нам, и жителям города пришлось нелегко. Нам с вами неоднократно приходилось корректировать бюджет города, пришлось отложить реализацию целого ряда инфраструктурных и социальных проектов.
Но главный итог прошедшего года — это то, что нам удалось выстоять, сохранить все то хорошее, что было наработано в предыдущие годы. Несмотря на все сложности, наш город благодаря диверсифицированной экономике и слаженной конструктивной работе всех ветвей власти, бизнеса и общественности неплохо пережил этот сложный период.
Прошедший год не относится к таким, по итогам которого принято рапортовать о высоких достижениях. Тем не менее, говоря об итогах, необходимо выделить две ключевые задачи, решение которых является приоритетным для всей страны.
Во-первых, это обеспечение стабильности. Нам удалось сохранить в городе стабильность экономическую, стабильность социальную, стабильность работы муниципального сектора.
Благодаря слаженным действиям всех уровней власти и антикризисным программам удалось избежать обвала на крупных экономических объектах города, что отразилось в том числе и на уровне заработной платы и безработицы. Стабильно работают предприятия городского хозяйства, социальной сферы. Мы продолжаем выполнять все взятые социальные обязательства, в том числе и в части мер по поддержке жителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Реализуются все принятые социальные программы.
Во-вторых, мы понимаем, что город живет не только сегодняшним днем, и что даже в кризис нельзя забывать о будущем. Динамика развития города сохранилась, хотя и замедлилась. Мы на максимально возможном уровне сохранили инвестиции в инфраструктуру, экономику и, что самое главное, в человека. Ряд знаковых проектов, способных уже в ближайшее время оказать позитивное влияние на динамику, были успешно завершены в прошедшем году.
С этими двумя задачами, я считаю, мы справились успешно, и это не только наша оценка, но и оценка сторонних экспертов, федеральных структур и жителей нашего города.
Мы заняли 3-е место среди самых перспективных с точки зрения экспертов журнала «Русский репортер» мегаполисов страны, 6 место в рейтинге самых привлекательных для бизнеса городов страны по версии агентства «РосБизнесКонсалтинг», 5 место среди городов с благоприятными условиями для бизнеса по версии российской редакции журнала «Форбс». Мы в числе городов — лидеров по объемам ввода жилья и по реализации программы капитального ремонта Фонда содействия реформированию ЖКХ.
За всеми этими результатами стоит кропотливая работа.
Негативные тенденции мирового финансового кризиса стали серьезным фактором, тормозящим социально-экономическое развитие Новосибирска. Кризисные процессы затронули практически все сферы экономики нашего города. Но следует признать, что последствия кризиса для нас не столь разрушительны, как для других городов, и причиной этому является широкий спектр отраслей и производств, не завязанных на сырьевые рынки.
Тем не менее, мы вынуждены констатировать спад практически по всем отраслям экономики.
В промышленности кризис коснулся, в первую очередь, предприятий, связанных с металлургическим производством и производством строительных материалов. Вместе с тем есть отрасли, которым удалось сохранить положительную динамику. К ним, прежде всего, относятся предприятия, работающие на удовлетворение внутреннего спроса: производство пищевых продуктов, обуви и некоторых других, а также выполняющие экспортные заказы.
Но в результате, несмотря на оживление в целом ряде отраслей, по итогам 2009 года объем отгруженной продукции по крупным и средним промышленным предприятиям составил более 142 миллиардов рублей, что на 8 % меньше, чем в 2008 году. Для сравнения, падение промышленного производства по стране в целом составило 10,8%.
Примерно на 8% в сопоставимых ценах сократился и общий объем розничного товарооборота по крупным и средним предприятиям города, который оценивается примерно в 174 миллиарда рублей.
В сложившихся условиях в конце 2008 года был разработан План мероприятий, направленный на преодоление кризисных явлений в различных отраслях экономики.
Для поддержки строительства была проведена реструктуризация задолженности по оплате земельных участков. Из бюджета области выделен 1 миллиард рублей для предоставления госгарантий. На сегодняшний день на территории города 4 строительные компании получили банковские кредиты под госгарантию для завершения строительства 5 объектов. Все 5 объектов введены в эксплуатацию.
Для стабилизации розничных цен в 2009 году проведено 24 городских и 52 районных сельскохозяйственных ярмарок, организована работа 10 постоянно действующих площадок расширенных продаж основных продуктов питания, цены на которых на 15-20 % ниже средних розничных цен в торговой сети города. Данные меры оказали существенное влияние на сдерживание роста цен на основные продукты питания.
Позитивным итогом является то, что средняя зарплата по 2009 году по городу пусть и незначительно, но выросла и составила примерно 21 тысячу рублей.
Нами были взяты под контроль такие важные вопросы, как своевременность выплаты заработной платы и борьба с безработицей.
В качестве антикризисной меры мэрией города Новосибирска было принято решение, о сохранении на уровне 2008 года ставок аренды помещений и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Те горожане, кто по разным причинам лишился работы, смогли получить материальную поддержку — выплаты пособий осуществляются в течение 5-7 дней.
О стабильности экономики города свидетельствуют параметры бюджета города. Несмотря на кризис, по сравнению с 2008 годом снижение налоговых доходов составляет всего 3,2 %.
Более сложная ситуация наблюдается по неналоговым доходам, которые снизились на треть, что связано со значительным уменьшением поступлений по арендной плате за земельные участки, отведенные для строительства, доходов от продажи земли и имущества.
По безвозмездным перечислениям из бюджетов других уровней по сравнению с 2008 годом наблюдается увеличение на 10 с половиной процентов.
В целом, снижение доходов в прошедшем году привело к сокращению расходной части бюджета по сравнению с 2008 годом на 2,7 млрд. рублей или на 8,7 %.
Мы с вами совместно приняли принципиальное решение о сохранении расходов на развитие приоритетных отраслей и финансирование социально-значимых объектов: заработной платы работников бюджетной сферы, расходов на обеспечение жизнедеятельности учреждений, на развитие дорожно-благоустроительного комплекса, в том числе строительство метро. Наибольшее сокращение расходов коснулось капитальных вложений в объекты, строительство которых планировалось начать в 2009 году.
Тем не менее, Новосибирск остается муниципальным образованием не только с самой большой численностью населения, но и с самым большим бюджетом.
Социальные статьи расходов были выполнены в прошедшем году в полном объеме.
Проведена большая работа по обеспечение жильем ветеранов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. В городе Новосибирске таких ветеранов 196.
Успешно работают проекты «Муниципальная дисконтная карта и «Студенческая муниципальная дисконтная карта».
Объемы финансирования позволили нам без особых проблем осуществлять текущую деятельность муниципальных предприятий и учреждений. В результате именно отрасли социальной сферы и городского хозяйства сыграли важную роль в стабилизации социально-экономической ситуации в городе в целом.
Мы продолжили техническое переоснащение дорожно-благоустроительного комплекса. В 2009 году приобретено 55 единиц спецтехники для уборки города. На конец 2009 года парк специализированной техники составил 811 единиц.
На уровне прошлого года сохранились показатели ремонта дорог.
Продолжились текущие работы по освещению и озеленению.
За истекший год высажено более 11 тысяч деревьев, 16 тысяч кустарников, более 3 миллионов однолетних и многолетних цветов. Выполнен снос 5 с половиной тысяч аварийных деревьев.
Существенное улучшение наблюдается в сфере теплоснабжения.
В межотопительный период 2009 года ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» в ходе ремонтно-восстановительных работ выполнена замена 33,5 км трубопроводов тепловых сетей, в том числе 12 км сетей в рамках аварийного ремонта по итогам гидравлических испытаний.
В результате проделанной работы количество сбоев в энергетике в последние годы стало заметно меньше, а систему централизованного отопления города стало возможным запустить на пять дней быстрее, чем в прошлом отопительном сезоне. Как результат — число обращений в центральную диспетчерскую службу в этот период по вопросам теплоснабжения по сравнению с 2008 годом снизилось более чем в 2 раза.
Несмотря на все финансовые трудности, мы в этом году продолжили выделение средств на решение задач модернизации социальной и инженерной инфраструктуры города, поддержку перспективных экономических проектов. И на первом месте у нас стоят инвестиции в человека.
В первую очередь это касается образования, финансирование которого в последние годы постоянно росло, и в прошедшем году доля отрасли в бюджете города составила более 30%.
Хочу с удовлетворением отметить, что в 2009 году произошло значительное — на 7,5% — обновление кадрового состава руководителей образовательных учреждений: были назначены 46 руководителей в возрасте до 40 лет. В образовательные учреждения города пришли 184 молодых специалиста, это на 54 больше, чем в прошлом году. Впервые в этом году в образовательных учреждениях города нет вакансий.

В 2009 году завершен:
— капитальный ремонт 5 объектов образования,
— текущий и выборочный капитальный ремонт проведен на 87 объектах образования.
В рамках приоритетного национального проекта в сфере образования и за счет средств городского бюджета проводится активная модернизация отрасли. Особое внимание в системе муниципалитета уделяется мероприятиям по приведению образовательных учреждений в соответствие с требованиями СанПиН, противопожарной безопасности, созданию комфортных условий для обучения и воспитания детей, сохранению и укреплению их здоровья, созданию безопасного образовательного пространства.
По инициативе депутатов городского Совета мы приступили к решению вопросов ремонта и материально-технического обеспечения подростковых клубов.
Прошедший год стал ключевым в программе реформирования системы образования России.
С 2009 года единственной формой итоговой аттестации выпускников, а значит, и оценкой работы отрасли в целом, стал Единый государственный экзамен. Результаты ЕГЭ выпускников школ Новосибирска в 2009 году практически по всем предметам выше, чем в Российской Федерации. 100-балльный результат на ЕГЭ по разным предметам набрали 27 выпускников школ города Новосибирска. Есть и проблема: не справились с государственными итоговыми экзаменами 289 человек (менее 3% выпускников), в основном это учащиеся вечерних школ.
По итогам 2008/2009 учебного года 528 выпускников общеобразовательных учреждений Новосибирска награждены медалями «За особые успехи в учении», из них 192 — золотой медалью. 81% выпускников школ Новосибирска поступили в ВУЗы.
В 2009 году наша область заняла в рейтинге эффективности участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 7 место из 83 команд субъектов Федерации.
У нас учатся и растут талантливые дети, и мы будем прилагать все усилия для того, чтобы они смогли полностью реализовать свой потенциал в нашем городе.
Полноценное развитие человека невозможно без обеспечения здоровья, и определяющую роль в этом играет система здравоохранения. На первое место выходят такие вопросы, как реорганизация отрасли, развитие медицинских, и в первую очередь диагностических, технологий.
С целью оптимизации работы отрасли, улучшения качества медицинской помощи жителям города проведено укрупнение районных поликлиник, создана система общеврачебных практик в отдалённых районах города, расширена система дневных стационаров. Для уменьшения очередей в 2009 году в рамках программы информатизации отрасли разработан проект «Электронная регистратура».
Нами реализуется ведомственная целевая программа «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи жителям города Новосибирска на 2009-2011 годы», основной упор в которой сделан на модернизацию системы управления станции скорой медицинской помощи. С целью централизации вызовов «03» создан современный колл-центр. Все 162 автомобиля скорой помощи оборудованы средствами навигации Глонасс, что обеспечивает оперативное реагирование на вызовы пациентов.
Для расширения оказания высокотехнологичной медицинской помощи создана система взаимодействия муниципальных учреждений здравоохранения города Новосибирска с клиникой НИИ Патологии кровообращения по применению современных инвазивных методов лечения острого коронарного синдрома, ведется работа по созданию современного центра для оказания медицинской помощи пожилым людям на базе муниципальной больницы № 12.
В целом, если в 2006 году высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных лечебных учреждениях, расположенных на территории города, получили чуть больше 2,5 тысяч человек, то за 2009 год их число превысило 5 тысяч.
Итогом работы в этом направлении является, в частности, стабилизация демографической ситуации. С одной стороны, снижаются показатели смертности, в том числе и по предотвратимым причинам: в 2009 году умерших на 700 меньше, чем в 2008 году. С другой — повышается уровень рождаемости: в 2009 году родилось на 1000 младенцев больше, чем в 2008 году.
Второе важное направление инвестиций — это инвестиции в городскую инфраструктуру, которая обеспечивает развитие города.
В целях управления развитием территории города, формирования градостроительной политики мэрией города разрабатывается комплект градостроительной документации.
В 2007 году после активного обсуждения на открытых слушаниях и в Совете депутатов утвержден Генеральный план города — базовый, системообразующий документ.
На его основе в 2008 году утвержден План реализации Генерального плана города Новосибирска, а 24 июня 2009 года — Правила землепользования и застройки города Новосибирска. В настоящее время ведется разработка документации по планировке территорий города. На Градостроительном совете города были рассмотрены концепции развития новых микрорайонов города, Заельцовского бора и парка, Соснового бора.
Ключевое место в развитии городской среды играет транспортная инфраструктура. В 2009 году завершено строительство ряда знаковых для города проектов.
Во-первых, завершено строительство улицы Кирова до улицы Выборной.
Во-вторых, завершен основной этап строительство двухуровневой развязки в Первомайском районе на разъезде Иня.
В-третьих, завершен первый этап реконструкции улицы Петухова от улицы Громова до въезда в ЛогопаркОбь.
В-четвертых, после строительства метрополитена выполнен первый этап благоустройства улицы Кошурникова
В 2008 году приступили к строительству перспективной трассы по улице Объединения от Красного проспекта до улицы Фадеева. Эта магистраль позволит перераспределить с улицы Богдана Хмельницкого значительную часть транспорта, следующего на жилые массивы «Снегири» и «Родники» и поселок Пашино.
Но главным итогом является завершение подготовительного этапа строительства нового моста через Обь и с 2010 года официально начато строительство третьего моста. Получено положительное заключение в Главэкспертизе России. 10 декабря были объявлены итоги конкурса по определению генерального подрядчика, который убедительно выиграл Сибмост. При этом стоимость проекта была снижена на 21%, почти на 4 миллиарда рублей Срок строительства составит 5 лет.
Активно продолжается и реализация программы по модернизации подвижного состава муниципальных транспортных предприятий. За 2009 год приобретено 29 новых троллейбусов, 16 автобусов. 7 автобусов оснащены выдвижной аппарелью и приспособлены для перевозки маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников.
В 2009 году продолжилось оснащение немуниципального подвижного состава бортовыми блоками «АСУ-Навигация». В настоящее время под электронным контролем работает 1790 единиц подвижного состава. Наша цель — соблюдение маршрутов и частоты движения городского пассажирского транспорта, как муниципального, так и коммерческих перевозчиков, взявших на себя обязательства по обеспечению пассажирских перевозок в городе.
Продолжилась реализация утвержденных Советом депутатов города Новосибирска инвестиционных программ ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» и МУП «Горводоканал».
Самая, наверное, проблемная отрасль, доставшаяся нам в наследство — это ЖКХ. Под лозунгом реформирования отрасли прошли несколько последних лет, и сейчас можно подвести промежуточные итоги.
Наиболее очевидными стали преобразования в системе управления жилищным фондом. Результатом работы, направленной на создание конкурентной среды и развитие рынка управляющих организаций, стало увеличение количества многоквартирных домов, управление которыми осуществляют коммерческие компании.
В городе в настоящий момент работают 64 управляющих организации, обслуживающих около 6,5 тысяч многоквартирных жилых домов. Более 1 200 домов находятся в управлении семисот ТСЖ. К концу 2009 года доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений создали ТСЖ, составила более 17% и по сравнению с 2005 увеличилась почти в 5 раз.
В августе были подведены итоги рейтинга управляющих компаний по итогам первого полугодия 2009 года, в рамках которого их работа оценивалась по 23 показателям, что позволяет облегчить жителям выбор организации, которой они доверят управление своим жильем.
Тем не менее, нареканий на работу управляющих компаний много. Не все механизмы отработаны, законодательно не определена роль муниципалитета в контроле за ситуацией в ЖКХ. Это вопросы, которые необходимо решать в самое ближайшее время.
Значительное внимание было уделено решению проблемы модернизации жилищного фонда города. Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ стали своеобразным катализатором роста темпов капитального ремонта и решения проблем ветхого жилья. Данный инструмент позволяет не только улучшать состояние жилищного фонда, но и существенную роль играет в формировании инициативного и ответственного отношения собственников к своему имуществу.
В 2009 году было отремонтировали 87 домов, причем в 63 домах был произведен комплексный капитальный ремонт. На совещании в Москве отметили только 4 региона, которые справились с задачами двух лет, в числе которых и Новосибирская область. На основании этого мы получили право на дополнительное финансирование в 2010 году.
Несмотря на то, что Жилищный кодекс возложил бремя содержания общего имущества многоквартирных домов на собственников, муниципалитет планомерно продолжает политику выделения средств на проведение обновления и модернизация жилищного фонда.
Только за годы реализации городской целевой Программы «Реконструкция и модернизация жилищного фонда на территории города Новосибирска» на 2007 — 2009 годы, реконструировано 12 ветхих жилых домов, общей площадью 15,3 тыс. кв. м. Условия проживания улучшили 326 семей. Объем реконструкции жилищного фонда города с каждым годом увеличивается.
На всех объектах реконструкции и модернизации жилищного фонда выполнены энергосберегающие мероприятия.
Одновременно с реконструкцией и модернизацией жилья выполняются мероприятия по улучшению среды обитания вокруг них, создаются площадки для стоянок автомашин и скверы для отдыха жильцов, полосы озеленения, благоустраиваются места для сбора бытовых отходов. В 2009 году установлено 119 детских городков на сумму около 18 миллионов рублей.
В полной мере выполнена программа модернизации лифтов, которая реализуется уже 6-й год.
В рамках Программы энергосбережения в результате оснащения приборами учёта тепловой энергии, горячей и холодной воды объектов жилищного фонда города смонтировано около 300 приборов учета энергоресурсов. Затраты составили более 53 миллионов рублей, в том числе из бюджета города — почти 7 миллионов рублей.
Снижение затрат на оплату потребленных энергоресурсов составило: по объектам маневренного фонда — около 15 миллионов рублей, по объектам жилищного фонда — 6,6 миллионов рублей.
Всего из 8700 домов 1200 домов имеют приборы учета. Задача — до 1 января 2012 года установить приборы учета всем потребителям коммунальных услуг.
Приборы учета установлены во всех муниципальных организациях. В результате эксплуатации в режиме коммерческих расчётов приборов учёта энергоресурсов, установленных на объектах муниципальной бюджетной сферы, сэкономлено 225,6 миллионов рублей.
Эта программа приобретает особую актуальность при обсуждении вопросов энергоэффективности и обеспечения прозрачности расчетов за потребленные энергоресурсы.

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, в 2009 году активными темпами продолжалось расселение ветхого и аварийного жилищного фонда Новосибирска.
В IV квартале 2008 года и в 2009 году на территории Новосибирска были расселены и снесены 60 аварийных жилых домов общей площадью более 22 тысяч квадратных метров. Жилые помещения в новых домах были предоставлены 582 семьям.
Особое внимание в этом году было уделено строительной отрасли как наиболее подверженной влиянию кризиса. Меры областной администрации и мэрии сработали достаточно эффективно, что позволило обеспечить ввод около 814 тысяч квадратных метров жилья. Также в городе построено около 750 тысяч квадратных метров социальных и коммерческих объектов.
Из наиболее значимых муниципальных объектов бассейн на улице Лазурной, крытые катки на стадионе «Локомотив» и в Кировском районе на улице Зорге.
Смонтированы конструкции многофункционального спортивного комплекса на ул. Часовой — комплексный спортивный зал.
Одним из итогов года стал первый в истории выход футбольного клуба «Сибирь» в премьер-лигу. Этот результат — не на пустом месте. Мы планомерно в течение нескольких последних лет создавали условия для развития футбола в городе. Были построены новые поля. В этом году закончена реконструкция футбольного стадиона с трибунами на стадионе «Электрон». И вот теперь для молодежи есть хороший пример для подражания и хороший стимул для занятий этим самым массовым видом спорта.
И, наконец, говоря об инвестициях в городскую инфраструктуру, о создании комфортной среды жизнедеятельности для горожан, нельзя пройти мимо такой важной темы, как экология.
Вопросы сохранения природы, развития зеленых зон города занимают в нашей работе важное место.
С целью стабилизации и улучшения качества окружающей среды, повышения уровня экологической безопасности жителей реализуются мероприятия Программы по улучшению экологического состояния города Новосибирска на 2006-2010 годы. В рамках реализации Программы были выполнены расчистка русел рек Тула, Ельцовка-1, благоустройство и укрепление берегов реки Н. Ельцовка.
Последовательно проводится реконструкция городских парков, скверов и лесов. В 2009 году произведена реконструкция скверов «Пашинский», «Белый сад», «Театральный», «На Башне», бульваров «Победы», «Красный проспект» и парков «Березовая роща» и «Сосновый бор».
Построены новые скверы: «Лучистый» в Заельцовском районе и по улице Рассветной в Калининском районе.
Все это, включая проекты развития набережных реки Обь, направлено на развитие среды для активного отдыха горожан.
Для того, чтобы развитие города в будущем опиралось на твердый фундамент, необходимо уже сейчас инвестировать средства в будущий экономический базис города. Мы связываем развитие экономики, прежде всего, с созданием и внедрением в производство новых товаров и технологий, для чего необходимо усиление взаимодействия экономики и науки.
С 2005 года в нашем городе проходит конкурс грантов мэрии молодым ученым. С каждым годом возрастает число участников, увеличивается грантовый фонд.
Большой интерес вызвал и конкурс инновационных проектов, проводившийся в рамках международного молодежного форума «Интерра», ставшего своеобразной кульминацией проведения Года молодежи в нашем городе. Наш регион стал одним из первых, где работает система поддержки инновационной деятельности молодежи, и отрадно, что в числе трех победителей этого конкурса — магистрант Новосибирского государственного университета.
Выявлению инновационных разработок, внедрению новых технологий, повышению конкурентоспособности выпускаемой в Новосибирске продукции способствует и проведение городского конкурса продукции, услуг и технологий «Новосибирская марка».
Для стабилизации финансово-экономической ситуации в научно-промышленной сфере в рамках городской целевой программы «Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и взаимодействие мэрии города Новосибирска с научно-промышленным комплексом» из бюджета города на реализацию инвестиционных проектов предприятий направлено 51,7 млн. рублей.
Ключевым для нас остается проект создания Технопарка в Академгородке. В 2009 году в инженерную инфраструктуру было вложено 1,7 миллиарда рублей из бюджетов разных уровней. С этого года в «Центре технологического обеспечения» технопарка должны начать работу первые 15 инновационных компаний.
Особую роль в развитии инновационной экономики мы возлагаем на малые и средние предприятия, над которым не довлеет груз старых технологий, и которые могут создавать современных производства с нуля на самом передовом уровне.
В прошедшем году мы многое сделали для поддержки и развития малого и среднего бизнеса в нашем городе. В настоящее время действует уже третья по счету городская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске» на 2008 — 2010 годы, утвержденная Советом депутатов и направленная на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
В 2009 году мы расширили виды финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Важным нашим достижением считаю принятие 159-го закона и поправок к нему, расширяющих перечень малых предприятий, которые могут претендовать на льготную приватизацию арендуемых помещений.
Предпринимается и ряд других системных мер. Сегодня в районах города ведут активную работу Советы предпринимателей, созданные в прошлом году. Сейчас эти Советы работают в интерактивном режиме с органами власти не только в сфере защиты своих предпринимательских интересов, но и доведения консолидированного мнения малого бизнеса о своих проблемах и предлагаемых вариантах их решения.
Важным шагом на пути формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства стало открытие в конце прошлого года муниципального автономного учреждения «Городской центр развития предпринимательства». Уверен, это позволит обеспечить равноправное партнерство исполнительных органов государственной власти и предпринимателей, информационную доступность и прозрачность мер по поддержке малых предприятий со стороны органов местного самоуправления.
Еще раз повторюсь. Прошедший год — не самый лучший из последних лет. И не наша в этом вина. Я считаю, что мы смогли сделать практически все из того, что было возможно в данных условиях. И причина этого — в активном взаимодействии всех заинтересованных сторон. В первую очередь, речь идет об исполнительной и законодательной ветвях власти города и области. Наше конструктивное взаимодействие позволило оперативно находить пути решения стоящих перед нами проблем.
Важное место в системе управления играет система общественных и консультативных советов, созданных при мэрии города. Их работа позволяет координировать усилия мэрии, общественных организаций, бизнеса по реализации городских проектов и программ.
В нашем городе с каждым годом набирает силу добровольческое движение. Муниципалитет поддерживает его всего 3 года. В рамках поддержки добровольческого движения в городе Новосибирске проведены более 1000 мероприятий, в которых участвовало более 500 общественных организаций, органов ТОС, ресурсные Центры общественных объединений.
Особенно хочется отметить активное участие в добровольческом движении молодежи. Мы возродили такие традиции, как регулярные Вахты памяти на «Монументе славы», поисковые экспедиции в места боевых действий ‑ в Смоленскую и Ленинградскую область, движение студенческих отрядов. К настоящему моменту в учебных заведениях Новосибирска работают более 35 молодежных студенческих отрядов, а одному из них в Москве на Всероссийском слете вручили знамя как лучшему строительному отряду олимпийской стройки.
В конце 2008 года на съезде общественных объединений города и по их инициативе была принята «Хартия города Новосибирска». Новосибирск — наш общий дом, и многим людям не безразлично, что происходит в нем сегодня, что его ждет завтра, да и что было хорошо или плохо вчера.
Именно в этом главный смысл Хартии — не стоять в стороне от происходящего. И тот факт, что за прошедший год ее подписали 100 тысяч новосибирцев, говорит о многом.
Мы стали свидетелями новой традиции: в день подписания хартии, в Новосибирске будет звучать «Колокол мира», который символизирует любовь к нашей планете, мирную жизнь, толерантность, дружбу и солидарность народов.
Активной работе в районах города способствовала координация усилий администраций районов, депутатов городского и областного Советов, органов ТОС. Сейчас в городе работает 120 органов территориального общественного самоуправления, практически все они обеспечены помещениями, на содержание которых из городского бюджета выделены необходимые средства. Сегодня спектр их деятельности охватывает практически все направления работы по месту жительства: благоустройство, поддержка здорового образа жизни, работа с детьми, здравоохранение, защита малоимущих слоев населения, материнства и детства, создание здоровой среды обитания, содействие охране общественного порядка.
Для поддержки общественных организаций, помогающих нам в решении вопросов местного значения, в 2009 году была организована работа пяти районных ресурсных Центров общественных объединений: Калининского, Кировского, Первомайского, Советского, Центрального. Создание ресурсных Центров позволило скоординировать работу общественных объединений, органов ТОС, депутатов Совета депутатов города Новосибирска. Успешно ведет работу городской центр «Единство».
В течение года в каждом ресурсном Центре работало от 20 до 30 общественных организаций и органов территориальных общественных самоуправлений, среди них творческие объединения, общественные организации ветеранов, инвалидов, пенсионеров, молодежные организации, женские организации.
Такая активность горожан, их взаимодействие с органами власти закладывают надежную основу для постепенного решения всех проблем на территории города.
В настоящее время у нас существует два механизма реализации таких «точечных» проблем.
В первую очередь, это — наказы избирателей. Они касаются главным образом таких проблем, как работа ЖКХ, городского транспорта, состояние дорог, внутриквартального благоустройства, работа и ремонт учреждений здравоохранения и образования, снос ветхого и аварийного жилья — в общем, все то, что непосредственно волнует людей.
Всего было принято к исполнению на 5 лет около 1100 наказов, в том числе в прошедшем году — 164 наказа. Большинство из наказов исполнены.
Мы с вами совместно проделали большую работу по совершенствованию механизмов реализации наказов, что нашло отражение в новом положении. Теперь наказы утверждаются на 5 лет с разбивкой по годам и обязательно входят в план социально-экономического развития ежегодно. Это позволяет, с одной стороны, решать текущие проблемы жителей, а с другой — сохранять комплексность развития города, отраслей городского хозяйства.
Вторым механизмом реагирования на точечные проблемы стал уже традиционный конкурс социально значимых проектов, по результатам которого выделяются муниципальные гранты. За девять лет существования муниципальных грантов в Новосибирске за их счет построено 50 спортивных площадок, открыты новые цеха по производству продукции, проведено более 600 общественных мероприятий. Год от года улучшается уровень проектов, растет количество участников, разнообразнее становятся инициативы общественности. Многие проекты носят долгосрочный характер и реализуются на протяжении нескольких лет.
Уже три года мы организуем проведение конкурса «Лучший проект благоустройства водных объектов и их водоохранных зон, расположенных на территории города Новосибирска» при поддержке Федерального агентства водных ресурсов. Несколько заброшенных уголков благодаря этим грантам обрели новую жизнь. В 2009 году реализовано 5 таких проектов.
В 2009 году Советом депутатов города Новосибирска перед мэрией города был поставлен ряд вопросов, сформулированных по итогам рекомендаций депутатских слушаний, утвержденных на сессии Совета депутатов города Новосибирска, протокольных поручений, предложений и рекомендаций, данных мэрии города Новосибирска и ее структурным подразделениям на сессиях Совета депутатов.
Рекомендации депутатских слушаний «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в городе Новосибирске», утвержденные решением Совета депутатов города Новосибирска, выполнены в установленный срок и в полном объеме.
Из 24 протокольных поручений и предложений, данных на сессиях Совета депутатов, выполнено 23. Поручение о разработке нормативного правового акта, регулирующего взаимодействие между структурными подразделениями мэрии и администрациями районов по вопросу предоставления участков под индивидуальное жилищное строительство, выполнено частично. Документ находится в процессе согласования.

Уважаемые коллеги!
Несколько слов о моей персональной работе.
Работа в соответствии с обязанностями, предусмотренными Уставом города, это мой повседневный труд, видимый всем, но помимо него есть еще целый пласт задач, которые я решаю, занимая пост мэра города Новосибирска.
С 2006 года я вхожу в состав национальной делегации Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, являюсь членом комитета по устойчивому развитию, участвую в подготовке документов и работе пленарных сессий Конгресса, заседаниях комитета.
В течение прошедшего года я, как мэр города, представлял Новосибирск в различных ассоциациях муниципальных образований, принимал участие в работе федеральных консультативных советов — по местному самоуправлению при председателе Государственной думы, реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте, деловых мероприятиях, проходивших, как в Новосибирске, так и в других городах нашей страны. Работа в ассоциациях и тесное сотрудничество с исполнительными и законодательными органами государственной власти во многом способствует заметным в последние годы позитивным изменениям во всех сферах жизни Новосибирска.
Очень важную роль играет непосредственное взаимодействие со структурами правительства в плане участия нашего города в различных программах, предусматривающих финансирование из федерального бюджета, своевременность поступления этого финансирования, возможность заблаговременно готовить требуемые для этого документы.
Для более активной работы в этой сфере открыто представительство города Новосибирска в Москве, очень тесно мы сотрудничаем с новосибирским землячеством в столице. Только в прошедшем году нам удалось привлечь около 2 300 (двух миллиардов трехсот) миллионов рублей федеральных средств, которые во многом позволили нам достичь тех результатов, о которых я говорил выше.
Мэры городов, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, с 2003 года доверяют мне представлять их консолидированную позицию на всех уровнях в качестве президента АСДГ. Это старейшая ассоциация муниципальных образований нашей страны, последовательное продвижение консолидированной позиции городов-членов которой заставляет считаться с ней при обсуждении проблематики местного самоуправления и на федеральном уровне.
Например, сейчас по нашей инициативе Минрегионом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти вырабатываются предложения по совершенствованию действующего бюджетного и налогового законодательства, направленные на увеличение доходной части местных бюджетов. В частности, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, проработан и поддержан Минфином России вопрос о зачислении в местные бюджеты доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Следует признать, что далеко не все наши предложения воспринимаются сразу и на «ура». Но самое главное то, что АСДГ научилась работать в режиме содержательного диалога с федеральным центром.
Если говорить в целом, то помимо широкого обсуждения мер и механизмов борьбы с кризисом, сейчас происходит определенное переформатирование большинства ассоциаций муниципальных образований, выстраивание новых форм взаимодействия с общероссийскими объединениями муниципальных образований, как потенциальных лоббистов интересов местного самоуправления.
Здесь я последовательно выступаю за палатный принцип работы общероссийских ассоциаций, в частности за включение крупных городов с развитой экономикой в отдельную палату с тем, чтобы, во-первых, объединить наши усилия по корректировке законодательства о местном самоуправлении, во-вторых, не отвлекаться самим и не отвлекать другие муниципальные образования от работы по проблематике, актуальной для разных типов муниципальных образований.
Участие в работе федеральных консультативных советов позволяет Новосибирску не только находиться в центре событий, оперативно адаптироваться к решениям, принимаемым на федеральном уровне, но и глубже понимать суть проблем, решением которых занята Федерация.
Финансово-экономический кризис еще больше заострил проблемы, которые органы местного самоуправления регулярно поднимают на федеральном уровне.
В первую очередь, это проблемы ограниченности финансовых и правовых возможностей органов местного самоуправления для решения задач развития своих территорий. На момент, предшествующий началу экономического кризиса, было получено принципиальное согласие ряда федеральных министров о пересмотре существующих нормативов налоговых отчислений в пользу муниципальных образований, заинтересованных в развитии своей экономической базы. Вместе с тем на уровне, как руководителей городов-миллионников, так и в экспертной среде муниципального сообщества есть понимание, что после окончания кризиса эту работу придется начинать заново.
Работа в региональных консультативных органах при полномочном представителе президента в Сибирском федеральном округе и администрации Новосибирской области преимущественно была ориентирована на поддержку экономики. Разработанная нами антикризисная политика не ограничивается лишь тактическими мерами.
Её основа — это блок стратегических мер, направленных на структурное обновление экономики, на всестороннее и долговременное повышение её эффективности, создание новых условий для модернизации производства, развития инновационного сектора, малого бизнеса, инфраструктурных отраслей.
Антикризисная программа Новосибирской области получила высокие оценки федеральных экспертов, в частности представителей министерства социального развития и счетной палаты.
Наконец, Новосибирск выступал площадкой для проведения традиционных Градостроительного и инновационно-инвестиционного форумов, принимал участие в мероприятиях аналогичного уровня в других городах, в частности в Санкт-Петербурге. Хочу отметить интересный момент — при всей сложности оценки интегральных показателей инвестиционной привлекательности, в текущих условиях многие потенциальные инвесторы обращают внимание, в первую очередь, на качество и эффективность антикризисных мер, реализуемых на территории, а также на наличие у территорий долгосрочных программ развития экономики с четким определением приоритетов, развитие трудового потенциала.
Огромный интерес у наших коллег вызывает находящаяся в финальной стадии разработки программа «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года», поскольку она не просто укладывается в концепцию модернизации, озвученную в послании Президента, а предлагает конкретные меры создания инновационной экономики при эффективном взаимодействии трех факторов: науки, образования и предпринимательской инициативы деловых кругов.
В ноябре на сессии Совета депутатов мы с вами утвердили бюджет и план социально-экономического развития. Эти документы в целом отражают приоритеты нашей работы в 2010 году в соответствии с нашими возможностями.
Хочу сказать несколько слов о стратегических задачах, которые стоят перед Новосибирском в этом году.
Сейчас, когда все силы федеральных, региональных и местных органов власти направлены на преодоление негативных тенденций в социально-экономической сфере, мы должны четко понимать, что наша главная задача — удержать экономику, не дать ей провалиться, найти новые точки роста за счет реализации программ инновационного развития, постепенно занимать лидирующие позиции именно за счет наукоемкого производства, которое может перевести экономику на новый путь развития.
Поэтому сейчас нам принципиально важно утвердить «Программу развития наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года», и приступить к ее планомерному воплощению.
Стратегию инновационного развития мы последовательно строим на базе основного конкурентного преимущества Новосибирска — высокой концентрации научного, образовательного и промышленного потенциала.
Основная наша цель на долгосрочный период до 2020 года — создание постиндустриальной экономики на базе конкурентоспособного на внутренних и внешних рынках научно-промышленного комплекса города. Концентрация научно-исследовательских и научно-образовательных организаций, высокотехнологичных предприятий оборонного комплекса, малых фирм наукоемкого бизнеса создает для этого такие благоприятные потенциальные возможности, какие имеют не многие города в России.
Основная задача 2010 года в сфере строительства — сохранение достигнутых темпов. В настоящее время возвращается интерес инвесторов к городу. Необходима работа с ними по перспективным направлениям коммерческого и жилищного строительства, таким, как система набережных реки Обь; многоярусные наземные и подземные автостоянки; гостиницы; развитие застроенных территорий со сносом ветхих и аварийных зданий и дальнейшим комплексным освоением данной территории; строительство объектов социальной инфраструктуры, в частности, коммерческих детских садов и школ; развитие комплексных площадок под жилищное строительство. В 2010 году начнут работу первые объекты Технопарка.
Важнейшими инфраструктурными объектами, которым уделяется максимальное внимание, остаются третий мост и метрополитен. Ситуация с ними непростая. Но перестать работать по данным направлениям невозможно, третий мост нужен городу как воздух, а завершение строительства станции метро «Золотая нива» — это принципиальный момент, если хотите — дело чести. И мы постараемся сдать ее ко Дню города.
Реализация городской программы реконструкции и модернизации жилого фонда показала, что это перспективное направление. Необходимо увеличить объемы реконструируемого жилого фонда и инженерных коммуникаций, а также сократить сроки ввода в эксплуатацию обновленных домов. Кроме того, с помощью данной программы можно развивать еще не освоенные застройщиками микрорайоны.
Очень хорошо идет работа по капитальному ремонту жилого фонда в соответствии со 185 законом, Работа фонда будет продлена до 2013 включительно, и мы продолжим и дальше активно подавать заявки на капремонт, использовать эту возможность для приведения домов в порядок.
Реализация национальной образовательной инициативы президента Дмитрия Медведева «Наша новая школа» является логическим продолжением приоритетного национального проекта в сфере образования, и, по сути, объединяет многие проекты, реализующиеся на протяжении последних лет. Сейчас идет разработка масштабной федеральной программы, реализация которой запланирована на 2011-2019 годы.
Многие из задач программы уже поставлены и реализуются в документах муниципального уровня.
Сегодня главная задача модернизации системы образования — это повышение его качества, приведение стандартов образования в соответствие с требованиями времени. Новосибирск всегда находился в авангарде развития образования: мы участвуем в пилотных инновационных образовательных проектах и демонстрируем высокие достижения по итогам их внедрения. Наш город обладает мощными экономическими, научными, информационными, кадровыми ресурсами и интеграция этих ресурсов обеспечит реальные возможности для реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». 2010 год объявлен Годом Учителя.
Уже подготовлено распоряжение о проведении в Новосибирске приуроченных к нему мероприятий. Одна из значимых целей, которую мы ставим — повысить престиж профессии. А это не в последнюю очередь уровень заработной платы, материального содержания. Но, прежде всего, уважение к человеку, идущее от его профессиональной компетентности.
Социальная поддержка во все времена была, есть и остается одним из наших основных приоритетов, и сейчас — в условиях кризиса — она выходит на первое место, становится первостепенной задачей.
Отрабатываются новые механизмы поддержки горожан. Малообеспеченные семьи могут рассчитывать на дополнительную помощь за счет средств бюджета города. Созданы условия для оперативной работы служб социальной поддержки, все это поможет пережить нынешнее непростое время.
Отдельного разговора заслуживает поддержка многодетных и малоимущих семей с детьми в части предоставления им льгот на проезд в транспорте, горячее питание в школах, и так далее. Муниципалитет сохраняет материальное поощрение семей при рождении ребенка, возраст родителей в которых более 30 лет.
Мы продолжаем реализацию программ по поддержанию здорового образа жизни, развитие и совершенствование медицинской помощи слабозащищенным слоям населения: незрячих и слабовидящих и граждан с ограниченной способностью к передвижению.
Продолжает действовать система помощи пожилым новосибирцам. По-прежнему особое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны с целью оказания им адресной социальной помощи, обеспечению их жильем по президентской программе, и, конечно, подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Уважаемые депутаты!
Таково в целом мое видение прошедшего года и перспектив года текущего.
Позвольте мне поблагодарить весь депутатский корпус за совместную, слаженную работу по поиску более эффективных управленческих решений. Для нас не было мелких проблем в жизни города, мы всегда были настроены на созидание в нашем родном городе.
И результаты нашей слаженной работы особенно заметны на фоне нынешней непростой финансово-экономической ситуации. А это означает, что нам с вами необходимо с еще большими усилиями искать пути решения существующих социальных и экономических проблем, стараться максимально эффективно использовать те отнюдь не бесконечные ресурсы, которые есть у нас в распоряжении. И мы должны подходить к решению стоящих перед нами проблем сообща, имея, возможно, разные точки зрения, но преследуя общую для всех нас цель — развитие нашего города.