Октябрьскому мосту – 50 лет

30 ноября 2005

Завтра исполняется 50 лет со дня ввода в постоянную эксплуатацию «мостового перехода через реку Обь в городе Новосибирске». Акт его приемки был подписан Правительственной комиссией с 22 по 30 ноября 1955 года.

Позже первый коммунальный мост в Новосибирске был назван Октябрьским. Его строительство велось силами нескольких организаций. Основной объем работ — возведение моста, эстакады и путепровода — выполнили специалисты «Мостостроя № 2». Сейчас это мощное строительное объединение — ОАО «Сибмост» — является лидером Сибирского региона по сооружению и реконструкции железобетонных и стальных мостовых переходов. Металлоконструкции первого моста изготовлены на Кузнецком и Челябинском заводах. Подходы, съезды и дамба на левом берегу Оби построены специалистами трестов № 43 и «Востокспецтранстрой».

Строительство моста в Новосибирске планировалось еще до Великой Отечественной войны. Так, проект мостового перехода через Обь был разработан в 1938 году (автор Г.Д.Попов), однако приступить к его реализации смогли только в 1952-м. Долгие годы транспортное сообщение между левым и правым берегом Новосибирска было нерегулярным. Зимой — по ледовой временной переправе, а летом — по наплавному мосту. Строительство мостового перехода не только обеспечило надежное транспортное сообщение, но и дало мощный импульс для развития промышленности, социальной инфраструктуры не только в Левобережье, но и во всем городе.

Мост представляет собой комбинированную балочно-арочную систему с семью пролетами, отвечающую самым строгим архитектурным требованиям. Расстояние между опорами составляет 120 метров, ширина моста — 24,1 м, в том числе проезжей части — 19,6 м. Его строительство велось в тесном взаимодействии с учеными НИИЖТа. Наибольший вклад внесли сотрудники кафедры «Мосты», под руководством профессора Константина Якобсона. Например, их разработки были использованы при устройстве проезжей части Октябрьского моста. Так, учеными проведены исследования сборной железобетонной плиты, объединенной с металлическими балками. В те годы такая сталежелезобетонная конструкция только входила в практику мостостроения. Сотрудниками института также была разработана и внедрена технология устройства стыков между этими плитами. Статистические и динамические испытания моста проводились специалистами НИИЖТа в течение нескольких дней. В качестве нагрузки потребовалось 113 груженых автомобилей.

Правительственная комиссия, ознакомившись с техническими и производственными документами, с результатами испытания и на основании визуального осмотра, поставила оценку «отлично» за качество выполненных работ по сооружению моста, эстакады и путепровода. Октябрьский мост является выдающимся архитектурным сооружением нашей страны. Его силуэт часто изображается на различных эмблемах Новосибирска. С этим мостом неразрывно связаны имена выдающихся специалистов, проектировщиков, строителей. В их числе главный инженер Николай Богдзель, начальник дирекции строительства моста Владимир Богаенко и многие другие.