Около 16,7 миллиона рублей вернули горожанам за некачественные услуги и товары

23 июля 2020

За шесть месяцев 2020 года специалисты отделов по защите прав потребителей мэрии и районов города Новосибирска рассмотрели 8 830 обращений граждан. В результате работы за некачественно оказанные услуги и товары, проданные с недостатками, новосибирцам возвращено 16 675 181 рубль.

В структуре департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска работает отдел по защите прав потребителей, специалисты по защите прав потребителей есть и в администрациях районов города. К специалистам устно или письменно может обратиться любой гражданин, консультации и работа по обращениям проводятся бесплатно.

Всего за отчетный период в отдел мэрии и к соответствующим специалистам районных администраций по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей обратилось 8 830 горожан (что на 20,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Из общего количества обращений 2 042 потребовали более длительного и детального рассмотрения, связанного с привлечением других организаций и служб, надзорных и судебных органов.

В целях установления фактов нарушений или ущемлений продавцами и исполнителями услуг прав потребителей проанализировано 2 215 договоров, в результате рассмотрения которых составлялись претензии и исковые заявления (оказана помощь в составлении 371 заявления в суд). В досудебном порядке за некачественные товары и услуги потребителям возвращено чуть более 10 млн рублей, по решению суда — около 2,3 млн рублей.

Из общего количества поступивших обращений граждан 76,9 % получили устные правовые консультации.

Наибольшее количество нареканий граждан выявляется в сферах, представляющих жизненный интерес для человека: торговля, бытовое обслуживание, ремонт бытовой техники, изготовление и установка окон, изготовление мебели, предоставление жилищно-коммунальных, финансовых и других услуг.

Необходимо отметить, что 65,6 % обращений потребителей связаны с продажей товаров, остальные обращения поступили в связи с приобретением работ и услуг — 34,4 %.

За шесть месяцев 2020 года получено 5 794 обращений из-за ненадлежащего качества товаров, 3 036 — из-за некачественных услуг.

Наибольшая доля обращений поступила в связи с последствиями приобретения технически сложных товаров ненадлежащего качества (35,2%), из них наибольшая доля обращений приходится на качество телефонных аппаратов (10, 3%) и на электробытовые машины и приборы (12,5%). Технически сложные товары пользуются наибольшим спросом у населения, это объясняет лидерство в структуре обращений.

В сфере услуг лидирующую позицию занимает услуга по ремонту бытовой техники, доля обращений составила 5,9 %. Количество обращений по услугам ЖКХ заняло вторую позицию, доля от всех обращений составляет 2,9 %. На третьем месте — изготовление и установка окон — 2,8 %.

В связи с распространением коронавирусной инфекцией COVID-19 и принятием мер по недопущению дальнейшего распространения инфекции, зарегистрирован всплеск обращений к специалистам по защите прав потребителей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на туристские (+845 %) и транспортные услуги (+1007,7 %) из-за массовой отмены авиарейсов и туров заграницу и в регионы России. Увеличилось количество обращений потребителей по поводу возврата денежных средств за отмененные культурно-развлекательные мероприятия (+750,0 %), и оплаченные услуги общественного питания в кафе, банкетных залах (+433,3 %).

Введенный режим самоизоляции побудил жителей города больше приобретать товары и услуги дистанционно. В связи с этим принимались обращения, касающиеся приобретения продуктов питания, службы доставки продуктов и лекарственных средств (нарушение сроков доставки), услуг такси, приобретение контента (онлайн-фильмов, игр и др.).

Проводимая специалистами работа по защите прав потребителей мэрии города Новосибирска позволяет оказать реальную помощь многим жителям города, пострадавшим от недобросовестной деятельности на потребительском рынке продавцов, исполнителей работ и услуг, предприятий-изготовителей.