О программе модернизации троллейбусов

24 августа 2005

Специалисты департаментов транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса и промышленности, науки и технологии, представители научно-производственных предприятий и НГТУ обсудили реализацию программы модернизации городского электротранспорта.

Как отметили специалисты, в Новосибирске сложились благоприятные условия для производства троллейбусов на современных технологических принципах. Для этого в нашем городе есть промышленный потенциал и научные разработки. Например, предприятие «Сибирский троллейбус», изготавливающее кузова электромашин первой комплектности, ЗАО «АРС-ТЕРМ», более 10 лет занимающееся производством комплектующих. В НГТУ работает кафедра, специалисты которой ведут разработки современных электроприводов. В частности, ученые создали бесконтактный энергосберегающий тяговый электропривод, который соответствует мировым стандартам и позволяет экономить 25-40% электроэнергии, по сравнению с эксплуатируемыми в Новосибирске троллейбусами, на которых установлена система реостатно-контактного управления.

Рассмотрено два варианта электронных приводов троллейбуса. Один с использованием двигателя на переменном токе, другой — на постоянном. По техническим характеристикам и конструкции система управления и блок тягового преобразователя обоих аналогичны. Установка на троллейбусы приводов с двигателями на постоянном токе потребует меньше затрат и имеет меньший срок окупаемости. В то же время асинхронный двигатель перспективен с точки зрения развития электротранспорта. Однако в настоящее время такие двигатели отечественного производства пока не очень надежны и имеют ряд недостатков.

Обсудив оба варианта, специалисты решили объединить усилия предприятий и разработчиков, чтобы изготовить систему управления приемлемую для использования как двигателей переменного тока, так и постоянного. Учитывая бюджетные возможности и состояние муниципального парка электротранспорта, на первом этапе планируется освоить модернизацию существующего троллейбусного парка с применением энергосберегающего привода с двигателем на постоянном токе. В дальнейшем будет рассмотрена возможность перевода электротранспорта и на асинхронный двигатель.

В реализации программы модернизации троллейбусов будут участвовать несколько предприятий и НГТУ. Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Андрей Ксензов поручил разработчикам подготовить бизнес-план и организовать выездное совещание для ознакомления с научными разработками и технологией производства современных электроприводов.