Связь с мэрией

Прокуратура информирует: уголовная ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы

Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы была закреплена в Уголовном кодексе РФ (далее — УК РФ) еще за шесть лет до принятия закона, определяющего порядок прохождения данной службы.

Диспозиция ч.2 ст.328 УК РФ имеет бланкетный характер. Содержание противоправного деяния в уголовно-правовой норме не раскрывается, для его уяснения необходимо обращаться к законодательству об альтернативной гражданской службе — к Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 N113-ФЗ (далее — Федеральный закон N 113) и Положению о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 N256 (далее — Положение).

Непосредственным объектом противоправного посягательства является порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

По признакам объективной стороны рассматриваемое преступление относится к длящимся. Такие преступления заключаются в длительном невыполнении лицом возложенных на него законом обязанностей.

Объективная сторона преступления представляет собой его внешние объективные признаки. Основными признаками объективной стороны уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы являются: общественно опасное деяние, время, место и способ совершения преступления.

Как указано в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» от 3 апреля 2008 N3 (далее — Постановление Пленума Верховного Суда РФ), в случае, если лицо, уклоняющееся от прохождения альтернативной гражданской службы, не явилось с повинной или не было задержано, преступление считается оконченным с момента, когда обязанности по прохождению альтернативной гражданской службы перестанут распространяться на гражданина. Таким моментом является достижение предельного возраста пребывания на альтернативной гражданской службы, а именно 28 лет и 9 месяцев или 28 лет и 6 месяцев в зависимости от срока службы.

Сроки альтернативной гражданской службы варьируются в зависимости от места ее прохождения. В соответствии с п.п.1, 2 ст.5 Федерального закона N113 общий срок составляет 21 месяц, но он сокращается до 18 месяцев, если гражданин распределен в организацию в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Если преступление окончено, но при этом лицо уклоняется от следствия или суда, течение сроков давности приостанавливается. Течение данных сроков возобновляется с момента задержания лица или его явки с повинной в соответствии с ч.3 ст.78 УК РФ.

В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ местом совершения преступления является место его окончания, в частности место задержания лица или его явки с повинной.

Способы уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы приводятся в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ.

К ним относятся:

— неявка без уважительных причин к месту прохождения службы в указанные в предписании сроки;

— самовольное оставление места работы (рабочего места);

— неявка в срок на работу без уважительных причин;

— отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор;

— досрочное увольнение со службы путем обмана.

Из приведенного перечня видно, что в тех случаях, когда нарушение состоит в неявке в установленные время и место, для уголовно-правовой квалификации необходимо отсутствие уважительных причин бездействия гражданина. Эти причины применительно к прохождению службы не определены ни в Федеральном законе N 113, ни в Положении. Но в п.5 ст.12 Федерального закона N 113 приводится перечень уважительных причин при неявке на заседание призывной комиссии.

К ним относятся:

«заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом».

Обязательным условием отнесения той или иной причины к уважительным является ее документальное подтверждение.

Субъектом рассматриваемого преступления является гражданин Российской Федерации, проходящий альтернативную гражданскую службу. Таким образом, данный субъект определяется как специальный, т.е. наделенный не только общими признаками (физическое лицо, вменяемость, достижение 16-летнего возраста), но и дополнительным, без которого уголовно-правовая квалификация совершенного им деяния невозможна.

Кроме того, субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, оказывающее содействие в осуществлении противоправного деяния.

Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ лицо, подделавшее по просьбе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, официальный документ в целях незаконного увольнения последнего со службы, подлежит уголовной ответственности по ч.5 ст.33, ч.2 ст.328 и ч.1 ст.327 УК РФ как пособник в совершении преступления.

Пособником признается и лицо, с той же целью причинившее вред здоровью гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (по его просьбе).

Гражданин, уклоняющийся от мероприятий, связанных с направлением на АГС (например, путем неявки без уважительных причин в военный комиссариат для получения предписания, отказа от получения предписания), не является субъектом преступления, предусмотренного ч.2 ст.328 УК РФ. Такой гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 № 53-ФЗ.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо имеет цель полностью уклониться от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. По мнению Пленума Верховного Суда РФ, в случае установления у гражданина такой цели фактическая продолжительность незаконного пребывания вне места службы (день, неделя, месяц и т.д.) для квалификации содеянного значения не имеет. Если же наличие преступного умысла не доказано, то действия или бездействие лица, формально содержащие признаки уклонения от прохождения службы, не влекут уголовной ответственности.

Мотивом совершения рассматриваемого преступления является нежелание испытывать трудности, связанные с выполнением обязанностей АГС, и соблюдать возложенные законом ограничения.

За уклонение от АГС суд назначает один из трех видов наказаний:

— штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;

— обязательные работы на срок до 480 часов;

— арест на срок до шести месяцев.

При вынесении наказания суд должен руководствоваться правилом ч.1 ст.60 УК РФ. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания».

Назначением уголовной ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы является обеспечение исполнения гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, возложенных на них обязанностей. В настоящее время практика возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 328 УК РФ, носит ограниченный характер. Уклонение от альтернативной гражданской службы не получило распространения как массовое явление, что в значительной степени связано с тем, что данный вид службы граждане выбирают добровольно в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием.