Финансово-экономический блок мэрии наполняет бюджет и обеспечивает социальную стабильность

13 февраля 2018

Разработка стратегического плана развития города до 2030 года, выполнение наказов избирателей, исполнение и планирование бюджета, поэтапная ликвидация задолженности бюджета перед хозяйствующими субъектами, увеличение доходов в бюджет города и исключение роста долгов за аренду земли — задачи финансово-экономического блока мэрии Новосибирска на 2018 год, плановый период 2019 и 2020 гг.

На рабочем совещании специалисты обсудили результаты работы за 2017 год и обозначили планы. В обсуждении приняли участие мэр Новосибирска Анатолий Локоть, врио заместителя председателя Правительства Новосибирской области, министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко, врио заместителя председателя Правительства министр экономического развития Ольга Молчанова, начальник департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Роман Шилохвостов, представители Росреестра, УФНС, МФЦ, районных администраций города.

Финансово-экономический блок мэрии работает под руководством первого заместителя мэра Бориса Буреева и включает в себя департамент экономики и стратегического планирования, департамент финансов и налоговой политики, департамент земельных и имущественных отношений. Эти подразделения обеспечивают своевременное финансирование реализации приоритетных направлений развития Новосибирска, обозначенных мэром Анатолием Локтем, выполнение всех социальных обязательств перед горожанами, устойчивое функционирование городского хозяйства и организаций социальной сферы, развитие экономики города.

Итоги 2017 года и задачи на 2018 год представила начальник департамента экономики и стратегического планирования мэрии города Новосибирска Лариса Уткина. Деятельность департамента направлена на решение двух взаимосвязанных приоритетных задач: обеспечение социальной стабильности и содействие росту эффективности бюджетных расходов.

Как отметила Лариса Анатольевна, социальная стабильность во многом зависит от ситуации на рынке труда, которую осложняет наличие неформальной занятости и применение «теневых» схем выплаты заработной платы. В течение 2017 года департамент проводил системную работу по легализации трудовых отношений в организациях города Новосибирска. В результате: до уровня, установленного Региональным соглашением, повышена заработная плата около 8,5 тысячи работников; легализовано около 64 тысяч трудовых договоров. В Территориальное соглашение на 2018–2020 годы внесено условие о недопущении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда работодателями города Новосибирска. Продолжается работа по заключению коллективных договоров. На 1 января 2018 года ими охвачено более 76 % от среднесписочной численности работников крупных и средних организаций города.

Работа по оптимизации расходов бюджета города проводилась по различным направлениям. Так, в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на проектирование, строительство, реконструкцию и ремонт объектов муниципальной собственности, проведена экспертиза более 700 сметных расчетов, что позволило сэкономить более 220 млн рублей еще на стадии проектирования.

При оценке достижения поставленных целей и определении приоритетов развития города учитывается реализация насущных потребностей граждан, оформленных в виде наказов избирателей депутатам Совета депутатов города Новосибирска. Специалисты департамента ведут ежемесячный мониторинг исполнения наказов избирателей, актуальная информация в ежедневном режиме вносится в информационную систему «Наказы избирателей». Так, в 2017 году выполнены мероприятия по реализации более 820 наказов.

В 2018 году департамент экономики мэрии продолжит работу по стратегическому планированию. Создана рабочая группа под руководством мэра по разработке проекта стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года. Стратегию будут формировать в тесном сотрудничестве с Правительством Новосибирской области, представителями науки, бизнеса и общественности. Документ должен быть разработан до 1 января 2019 года.

Начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии Александр Веселков представил основные итоги исполнения бюджета в 2017 году: доходы — 36,7 млрд рублей; расходы — 39,2 млрд рублей; дефицит бюджета — 2,5 млрд рублей.

Увеличение поступлений собственных доходов по сравнению с уровнем 2016 года составило более 850 млн рублей, или 4,1 %. При этом налоговые доходы выросли на 745 млн рублей, или на 4,7 %. Продолжается тенденция дальнейшего снижения темпов поступления неналоговых доходов. Практически по всем налоговым источникам, за исключением единого налога на вмененный доход и земельного налога, наблюдается рост поступлений по сравнению с уровнем 2016 года.

Приоритетными направлениями финансирования в 2017 году являлись: строительство дорог, строительство объектов общего образования, ремонт и обустройство дворовых территорий в рамках региональной программы капремонта имущества многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (в том числе развитие застроенных территорий). Так, департамент обеспечивал процесс финансирования из бюджетов разных уровней, инвестиционных средств строительства дорог на ул. Объединения, ул. Порт-Артурской, ул. Спортивной. После завершения строительства введена в эксплуатацию ливневая канализация к автомобильной дороге на ул. Республиканской.

В сфере объектов общего образования продолжено строительство специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 37; завершено строительство и введена в эксплуатацию школа на ул. Ключ-Камышенское Плато, 1а на 750 мест. На ремонт и обустройство дворовых территорий и внутриквартальных проездов в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды» на 2018–2022 годы направлено 244,2 млн рублей, в том числе из областного бюджета — 68,7 млн рублей, из федерального бюджета — 127,5 млн рублей.

Расходы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (в том числе развитие застроенных территорий) составили 88,8 млн рублей за счет средств бюджета города.

«15 ноября 2017 года городу Новосибирску впервые присвоен долгосрочный рейтинг кредитоспособности рейтинговым агентством „Эксперт РА“ на уровне „ruA-“, прогноз „Стабильный“. Кроме того, в настоящее время город Новосибирск имеет рейтинг „ВВ“, прогноз „Стабильный“ международного рейтингового агентства Fitch Ratings. Аналогичными рейтингами подтверждены ценные бумаги Новосибирска, находящиеся в обращении. Наличие двух достаточно высоких рейтингов от разных независимых агентств, имеющих подтвержденную репутацию на рынке, даёт объективную оценку кредитоспособности Новосибирска и дополнительные гарантии стабильности для инвесторов, что позволяет городу рассчитывать на более низкую стоимость денежных средств при осуществлении заимствований», — рассказал Александр Веселков.

О работе департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска доложил Георгий Жигульский. В 2017 году в бюджет города привлечено 3,5 млрд рублей. В течение года продолжилась работа по оптимизации состава муниципального имущества, повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений и предприятий и использования ими муниципального имущества. Такая работа велась в отношении 30 действующих муниципальных предприятий и 683 муниципальных учреждений, наделенных муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. «По результатам проведенного анализа принято решение о передаче в состав муниципальной казны для включения в Прогнозный план приватизации либо предоставления в аренду 19 объектов недвижимости общей площадью 8 835,5 кв. м», — отметил Георгий Жигульский.

В течение года активно велась работа по приватизации муниципального имущества, из выставленных на торги 413 лотов по результатам аукционов продано 36 объектов общей площадью 23,6 тыс. кв. м. Самой дорогостоящей сделкой по продаже имущества на аукционе в 2017 году стала продажа промышленной площадки на ул. Тихой, 3. Общая стоимость сделки — 87,6 млн рублей.

В 2017 году заключено восемь договоров о развитии застроенных территорий общей площадью 10,96 га, цена права на заключение договоров составляет 67,9 млн рублей.

По итогам проведенной работы по инициированию выкупа земельных участков под объектами недвижимости площадь проданных в 2017 году земельных участков составила 226,6 га на сумму 336,6 млн рублей. Наиболее значимые продажи: земельный участок площадью 107,5 га выкуплен АО «СИБЭКО» за 44,1 млн рублей, земельный участок под торгово-развлекательным центром площадью 5,5 га выкуплен ООО «Энергомонтаж» за 51 млн рублей.

Для включения города Новосибирска в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги» департамент провел кадастровые работы в отношении 139 автомобильных дорог и шести мостовых переходов, по результатам которых внесены изменения в государственный кадастровый учет, зарегистрировано право муниципальной собственности на 133 автомобильных дороги и пять мостовых переходов.

В 2018 году продолжится реализация мероприятий по повышению эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов города Новосибирска, а также обеспечение полноты поступлений доходов в бюджет города от использования муниципального имущества и земельных ресурсов. Также будет продолжена работа по взысканию задолженности по арендной плате за землю и муниципальное имущество, в том числе с использованием механизма процедуры банкротства. В результате специалисты департамента планируют обеспечить поступления в городской бюджет около 700 млн рублей.