Задачи на 2018 год: выступление мэра Новосибирска Анатолия Локтя

19 января 2018 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть провел расширенное аппаратное совещание и поставил приоритетные задачи по обеспечению эффективного развития города на 2018 год. Текст выступления мэра:

Уважаемые коллеги, товарищи!

В начале года мы всегда с вами собираемся, чтобы сверить планы работы на предстоящий год.

Департаментам необходимо понимание не только своей зоны ответственности — нужен комплексный взгляд на решение вопросов развития города. И при этом умение искать резервы для повышения эффективности своей работы.

Задача, с которой я хочу начать, направлена на раскрытие потенциала муниципалитета. Считаю, что именно сейчас назрела необходимость всерьёз обсудить тезис особый статус в российской системе местного самоуправления для таких крупных мегаполисов, как Новосибирск.

Четыре года общественность возвращается к теме изъятия из городского бюджета части отчислений НДФЛ. Не раз эту дискуссию представляли как политический конфликт руководителей из разных партий или противостояние депутатов Горсовета и Заксобрания.

Но главная причина этих споров кроется в проблемах финансовой обеспеченности городов. По факту мы являемся бюджетными донорами экономики своих регионов, а в реальности — львиную долю доходов отчисляем в бюджеты другого уровня. В результате практически ни одну серьезную программу невозможно выполнить на уровне муниципалитета самостоятельно, без помощи вышестоящих бюджетов.

Система государственного управления должна выработать более современный дифференцированный подход к бюджетной политике. Должен учитываться экономический потенциал муниципалитетов. Крупным городам нужен особый статус в системе местного самоуправления. Сегодня возможно их выделение в отдельную группу муниципальных образований с расширенным кругом полномочий, дополнительными источниками доходов и иным взглядом на межбюджетные отношения.

Поэтому поручаю своим заместителям разработать соответствующий пакет предложений для обсуждения возможных изменений федерального и регионального законодательства. Уверен, что депутаты Государственной Думы от региона окажут нам необходимую поддержку в этом вопросе.

Хочу подчеркнуть, что город понимает важность развития сельских территорий. Но бюджетная политика должна учитывать интересы муниципалитета, где проживает более половины жителей области. Новосибирская область могла бы стать пилотным регионом, где отношения между властью субъекта и его столицей будут выстроены на новых принципах управления.

Такой подход мог бы стать особенностью Стратегии социально-экономического развития Новосибирска до 2030 года.

Разработка и утверждение этого документа ­— ещё одна задача 2018 года. Он должен отражать наш взгляд на будущее, задавать ориентиры развития и соответствовать региональной стратегии. Принимая решения сегодня, мы должны видеть, каким городом будет Новосибирск через 5, 10, 20 лет.

Я вижу Новосибирск комфортным городом, где хочется жить и работать, городом, где есть все возможности для развития, центром науки и технологий будущего. Мы должны бороться за каждую возможность привлечения инвестиций, создания новых предприятий и высокотехнологичных производств. Задействовать потенциал СО РАН, высокий уровень образования и кадровый потенциал Новосибирска. Опережать другие территории в части внедрения научных разработок в городское хозяйство. Ставлю задачу департаменту промышленности, инноваций и предпринимательства представить соответствующие предложения. В том числе, по мерам поддержки и набору стимулов для привлечения инвесторов и повышения заинтересованности бизнес-сообщества к работе в Новосибирске.

Без создания привлекательной городской среды это невозможно. Градостроительная политика должна определять векторы для экономики и промышленности, транспортного развития, социальной инфраструктуры.

Главной задачей 2018 года считаю актуализацию Генерального плана Новосибирска. Требую ускорить эту работу.

Мы должны приблизить его к реалиям и перспективам развития города. Масштабная работа потребует усилий не только департамента строительства и архитектуры, но и большинства структурных подразделений мэрии. Прошу существенно усилить роль муниципального «Института градостроительного планирования» в этом процессе. Важно также перенастроить транспортную схему в связке с Новосибирской агломерацией.

Отдельно обозначу комплекс задач по повышению эффективности управления и финансовой устойчивости бюджета.

Мы перезапустили работу комиссии по административной реформе. Её цель не механическое сокращение штатов. Главное — это повысить эффективность работы. В том числе, путём реорганизаций и исключения дублирующих функции в подразделениях мэрии и муниципальных предприятиях.

Уже в этом году я ставлю задачу изменить систему управления по следующим приоритетным для города направлениям:

Первое — создать единый центр благоустройства парков и скверов, общественных территорий, озеленения города. Размытая ответственность между департаментом транспорта и департаментом культуры тормозит развитие городских пространств. Увеличиваются финансовые издержки, разрастается структура управления, не хватает системного взгляда на проблемы и приоритеты, тратится время на согласование.

Для комплексного развития парков, скверов и всех зелёных уголков нам важно изменить подходы. Избавиться от дублирования функций, от путаницы — кто за что отвечает, от «кривых» управленческих надстроек.

Поэтому я принял решение сконцентрировать все функции и полномочия в департаменте культуры, спорта и молодежной политики. Зеленые зоны и парки Новосибирска должны получить новое развития. Соответствующая Концепция разработана в 2016 году и помогла привлечь федеральные средства.

Второе направление — актуально для департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса. Сегодня работа, связанная с инфраструктурой безопасности дорожного движения, ведется разрозненно. Функции разбросаны по разным МУПам и подразделениям. Когда знаки устанавливают одни, ограждение вторые, разметку наносят третьи, растут риски несогласованных действий. Недопустимо, чтобы это влияло на качество нашей работы. Ряд таких примеров в этом году был при реализации программы «Безопасные и качественные дороги».

Поэтому все задачи по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо замкнуть на МБУ «Городской центр организации дорожного движения».

Требую также усилить роль и повысить ответственность районных администраций за уборку, закрепив территории путем части передачи управленческих функций ДЭУ.

Что касается экономики города и бюджетной политики, земельных ресурсов, то здесь я вижу ряд задач, которым нужно уделить большее внимание.

Важно продолжить работу с регионом в рамках рабочей группы по межбюджетным отношениям. Временно исполняющий обязанности губернатора области и председатель Законодательного собрания ранее поддержали решение продолжить взаимодействие в таком формате. В прошлом году это помогло привлечь дополнительные средства на развитие города. Прошу финансовый блок мэрии подготовить предложения для обсуждения, часть из них я обозначу.

С другой стороны — нужно усилить работу по сокращению недоимки по налогам и сборам на территории города и долгов перед бюджетом. В 2018 году считаю вполне реальным обеспечить взыскание не менее 700 млн рублей долгов за землю и муниципальное имущество.

Наведение порядка с городскими земельными ресурсами — основная задача, которую я ставлю перед департаментом земельных и имущественных отношений.

В ближайшие годы предстоит провести инвентаризацию городской земли. Сегодня мы не всегда обладаем полной информацией, чтобы своевременно выявлять нарушения земельного законодательства, предотвращать самозахваты, нецелевое использование. Поэтому так важно поставить на контроль все неучтённые земельные участки. За 2018 год ставлю задачу провести эту работу в Центральном округе.

Управлению потребительского рынка из администраций районов переданы полномочия по демонтажу незаконных нестационарных объектов. На 2 млн рублей увеличено финансирование этих работ. И я рассчитываю на соответствующие результаты в борьбе с незаконной деятельностью, которая наносит ущерб экономическим интересам города и добросовестным предпринимателям.

Напомню ещё одно решение 2017 года — создание управления инвестиционной политики. Привлечение частных инвестиций — это самый надёжный путь к экономической самостоятельности Новосибирска. Один из ярких примеров движения в этом направлении — реконструкция муниципальной бани № 8, превращение их в «Новосибирские Сандуны». Ставлю задачу: продолжить оптимизацию управления.

2017-й стал сложным годом для строительной отрасли, существенно снизились объемы работ. Тем не менее, по итогам года в эксплуатацию введено более 1 млн. кв. метров жилья. Но в то же время мы видим, как обостряются финансовые проблемы у ряда застройщиков. Пример — «ПТК-30», где мы вынуждены включаться в поиск решения проблем коммерческой компании. Нельзя допустить появления новой волны «обманутых дольщиков», когда у нас еще остается 32 недостроенных объекта с прошлых лет. В 2017 году мы ввели 12 домов — это разные объекты по сложности, по количеству пострадавших семей. Департамент строительства и архитектуры должен сохранить динамику в решении проблем «обманутых дольщиков» и не допустить появления новых проблемных объектов.

Объем программы капитального ремонта ежегодно увеличивается — в 2018 году департаменту энергетики и ЖКХ нужно обеспечить выполнение плана по 628 многоквартирным домам. Это более 1200 различных видов работ, которые должны выполнить подрядчики. Другая сторона проблемы старения жилого фонда — снос и расселение домов, непригодных для проживания. В 2018 году завершится действие программы по развитию застроенных территорий. Ставлю задачу разработать и утвердить новую программу, которая будет включать аварийное жилье, признанное таковым на 31 декабря 2017 года.

Хочу обратиться к вам, Андрей Александрович. Муниципалитет сталкивается с проблемой приобретения жилья для переселенцев из аварийного фонда. Стоимость квадратного метра, определенная регионом, не соответствует реалиям новосибирского рынка жилья. Цена рыночная превышает установленный лимит, ограниченные возможности городского бюджета не позволяют нам добавлять средства. Это существенно осложняет приобретение квартир для расселения граждан.

Для департамента ЖКХ в 2018 году важно решить вопросы, связанные с вывозом и утилизацией мусора. В прошлом году нам пришлось вмешиваться в ситуацию из-за управленческих ошибок руководства «Спецавтохозяйства». До конца января муниципальное предприятие должно получить лицензию на транспортировку и размещение отходов. Следующим шагом предстоит завершить процедуру вывода территории Гусинобродского мусорного полигона за границы города. Стратегически важная задача — ускорить разработку проектов рекультивации двух городских мусорных полигонов.

Перечисленные выше задачи я отношу к числу наиболее значимых с точки зрения управления. Такая работа не всегда заметна горожанам, но без решения этих проблем город рано или поздно забуксует в своем развитии.

Следующий блок задач в 2018 год нацелен на реализацию городских приоритетов развития Новосибирска.

В 2017 году мы вложили в них более 3 млрд рублей из разных источников. Дальнейших результатов по реализации этих приоритетов люди ждут. Важно сохранить намеченные объемы финансирования, задействовать резервы, последовательно повышать эффективность управления.

Приоритет «Дороги и транспорт»:

За год профильному департаменту необходимо разработать два ключевых документа, которые определят перспективу развития регулярных пассажирских перевозок. Первое — это комплексная схема организации транспортного обслуживания в Новосибирске.

В прошедшем году я ставил задачу департаменту транспорта осуществить модернизацию системы безналичных расчетов на коммерческом транспорте. По итогам 2017 года разработаны необходимые технические требования для модернизации системы, которые внедрены частью перевозчиков. Но для полного перехода необходимо создать условия, а именно принять на областном уровне решение по изменению тарифа на проезд в общественном транспорте, в том числе предусмотрев дифференцированную плату при наличной и безналичной оплате. Без этого шага кардинально изменить ситуацию не представляется возможным.

Наша главная внутренняя задача — расширить функционал безналичной оплаты проезда и внедрить «Единую транспортную карту онлайн» на муниципальном пассажирском транспорте. Требую ускорить запуск пилотного проекта на базе маршрута ГЭТ и метрополитена по введению «Сетевого тарифа», когда пассажир не платит за дополнительные пересадки с одного транспорта на другой. Дальнейшие действия по развитию отрасли мы должны принимать, опираясь на результаты этой работы.

Развитие новосибирского метрополитена — стратегическая задача. Идут разные обсуждения, делаются разные предложения в какую сторону вести развитие. Всё разработано, есть документация, принятые решения, готовые проекты, которые надо внедрять. Мы поднимает вопрос строительства метрополитена на федеральном уровне. Муниципальному бюджету при поддержке областного эту проблему не решить.

Помимо этого муниципальные транспортные предприятия должны найти финансовые возможности для обновления подвижного состава. Для «ПАТП-4» — это закупка не менее 50 современных автобусов для внутригородских маршрутов, для «ГЭТ» — продолжение программы по сборке трамваев на базе предприятия «БКМ Сибирь».

В сфере дорожного ремонта предстоит большой объем работ. Мы продолжаем участие в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» — это более 1 млрд рублей, при этом доля городского бюджета в этом году выросла. Утвержден список объектов, но прежде чем приступать к новым работам ставлю перед департаментом задачу, как только сойдет снег, провести проверку состояния участков отремонтированных в прошлом году. Напоминаю, что программой предусмотрена 5-летняя гарантия. Выполнения гарантийных обязательств потребую от всех подрядчиков.

На дороги частного сектора, как и в прошлом году, направим 100 млн. рублей в равных долях из бюджета города и области. На ремонт тротуаров заложили 47 млн рублей, конкурсы на проведение этих работ уже состоялись.

К сожалению, в целом по ремонту городских дорог, всех этих средств недостаточно для выполнения норматива по ремонту 1,3 млн кв. метров, как это было в 2017 году.

Мы будем обращаться за поддержкой в областной бюджет, город просит рассмотреть возможность выделения субсидии в размере 300 млн рублей для проведения текущего ремонта дорог помимо БКД. Предлагаю этот вопрос обсудить в рамках нашей рабочей группы, о которой уже говорил.

Что касается нового дорожного строительства, то наши возможности бюджета ограничены, поэтому, прежде всего, завершаем проект ул. Георгия Колонды. Подрядчик готов завершить работы ко Дню города. Для начала работ по продлению ул. Петухова в Кировском районе и ул. Титова в Ленинском районе также нужна поддержка областного бюджета, необходимый задел сделан застройщиком — разработаны проекты этих дорог.

И последнее в этом блоке задач. Мы провели аукцион по закупке 48 единиц техники для всесезонной уборки улиц, в январе будем принимать и включать в работу первые машины. Техника должна оперативно поступать в дорожные учреждения, это раз. Второе — по итогам зимнего сезона я жду от департамента выводов по аутсорсингу на уборку снега в Пашино. Если эксперимент будет признан успешным экономически и с точки зрения качества — рассмотрите перспективы его тиражирования.

Приоритет «Социальная инфраструктура»:

В 2018 году продолжится масштабное для Новосибирска строительство школ. Это стало возможным благодаря поддержке федерального и регионального бюджетов. В течение года необходимо завершить работы и открыть пять объектов — это школа № 82 в Дзержинском районе, школа-интернат № 37 для детей с нарушениями слуха, пристройка к школе № 183 в Кировском районе, здание на 1100 мест на «Чистой Слободе», на 1250 мест в «Весеннем». Помимо этого начнется строительство еще 3-х крупных школ в микрорайонах Южно-Чемской, Плющихинский и Родники.

Дошкольная система в 2018 году прирастёт двумя учреждениями: на ул. Макаренко нужно провести реконструкцию здания для детсада на 210 мест; на Южно-Чемском начнется возведение нового здания.

Совместно с регионом мы должны принять принципиальные решения по строительству крупных спортивных объектов, которых хронически не хватает. Мы не можем терять ещё год. Во-первых, это ледовая арена. Во-вторых, своей очереди давно ждут волейбольный центр и региональный центр по спортивной гимнастике. В Новосибирске появится уникальный спортивный кластер. Появление базы для подготовки профессиональных спортсменов, повысит общую привлекательность Новосибирска, как города, ориентированного на здоровый образ жизни.

В целом перед системой подготовки спортсменов стоит серьёзная задача. В соответствии с требованиями федерального законодательства необходимо преобразовать 16 муниципальных спортшкол в организации нового типа. Речь идёт о переходе на подушевое финансирование. Хочу подчеркнуть, решение этого вопроса находится в зоне ответственности региона. По нашей оценке, потребуется порядка 1,5 млрд рублей. Андрей Александрович, мы направляли письмо в ваш адрес, и считаю, что в ближайшее время необходимо приступить к детальному рассмотрению вопроса.

За счёт городского бюджета мы должны решить две очень давние проблемы: завершить реконструкцию здания на проспекте Дзержинского для муниципального центра «Олеся» и найти помещение для школы искусств в Пашино, которая с осени 2017 года вынуждена вести занятия на разных площадках.

Как я уже говорил, важная задача для муниципалитета — это привлечение средств частных инвесторов, в том числе в социальной сфере. В этом году начнется реализация трех таких проектов: реконструкция бывшего кинотеатра «Космос» под центр хоккейного мастерства и ремонт двух бассейнов — «Дельфин» в Пашино и «Фламинго» в Кировском районе.

Особое внимание хочу обратить на реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Пионер». Отыгран конкурс на проектирование этих работ. Но до сих пор нет понимания по финансированию самих работ. От департамента культуры мне нужна ясность в этом вопросе, в том числе по участию вышестоящих бюджетов.

Приоритет «Зеленый город и комфортная городская среда»:

В 2018 году мы берёмся за второй этап реконструкции Михайловской набережной. На эти цели запланировано 148 млн. рублей. Внимание к срокам и качеству работ! Эту площадку увидят все горожане, уже в июне тысячи людей соберутся на трансляцию матчей чемпионата мира по футболу. Затем набережная примет основные мероприятия празднования 125-летия Новосибирска.

Мы должны сделать ранней весной — провести мониторинг состояния отремонтированного участка набережной.

В прошлом году мы организовали инвентаризацию 237 общественных пространств Новосибирска. Теперь предстоит выбрать голосованием, какие проекты войдут в федеральную программу в 2019 году. Определить наиболее востребованные территории должны сами жители, поэтому задача муниципалитета — обеспечить возможность широкого участия в выборе общественных пространств для благоустройства. Провести такое голосование решено в форме прямого участия горожан 18 марта в день выборов Президента РФ.

Благоустройство дворовых территорий продолжим по двум программам. Около 200 млн. рублей — на работы по федеральной программе в 90 дворах, при этом мы расширяем виды работ по сравнению с прошлым годом. По наказам депутатам в городском бюджете предусмотрено 100 млн рублей на 126 дворов. Запланированы деньги и в областном бюджете. Прошу департамент ЖКХ проработать наши предложения и вынести на обсуждение рабочей группы по межбюджетным отношениям.

Главному архитектору и художнику ставлю задачу разработать концепцию праздничного освещения и убранства города.

Наступивший 2018 год будет насыщен важными событиями и праздничными датами. Например, 100-летие ВЛКСМ.

Нам предстоит решить ряд серьезных вопросов, связанных с проведением двух избирательных кампаний на территории города — это выборы Президента Российской Федерации и губернатора Новосибирской области. Речь об организации работы избирательных участков, обеспечении безопасности, согласовании общественных акций, которые будут проходить в период агитации и многом другом.

Событием 2018 года для Новосибирска будет юбилей города — 125 лет со дня основания. Это не просто один праздничный день. Это историческая дата. Новосибирцы уже дарят к юбилею свои идеи, свои инициативы — они придумали много интересного и сами включились в реализацию проектов конкурса «125 идей для Новосибирска».

В этом году задача всех подразделений максимально осуществить проекты, которые предложили и выбрали горожане. Каким новосибирцы запомнят год 125-летия — сейчас во многом зависит от каждого из нас.