1 февраля 2012

Отчеты мэра

Отчет мэра перед Советом депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2011 год

Уважаемые депутаты!
Отчет о результатах деятельности мэрии города Новосибирска в 2011 году завершает цикл мероприятий по подведению итогов нашей совместной работы за прошедший год. Подробные отчеты руководителей основных функциональных блоков мэрии прозвучали на итоговых круглых столах, на собрании депутатов. Материалы о развитии города, выполнении плана социально-экономического развития представлены каждому из вас. Поэтому я остановлюсь на ключевых моментах нашей работы, которые определили ее результат в целом.
1. Общая характеристика 2011 года
Считаю, что в целом прошедший год для нашего города был успешным. Об этом говорят основные экономические показатели, реализация масштабных инфраструктурных проектов и выполнение городских комплексных целевых и ведомственных программ.
Очень важно, что мы можем говорить об итогах развития города в 2011 году в контексте достижения целей Стратегического плана устойчивого развития города за пятилетний период. По большинству показателей мы достигли плановых параметров или превзошли их. Произошел существенный рост благосостояния жителей, а это рост не только доходов, но и показателей здоровья и продолжительности жизни, социальная стабильность, удовлетворение жизненно важных потребностей.
С 2010 года мы имеем естественный прирост населения. В то же время, требуется разработка комплексных мер для достижения прогнозных параметров показателей экономического роста.
2. Значимые события года
В 2011 году произошел ряд значимых событий в жизни города.
В честь 50-летия полета первого человека в космос, 2011 год в России был объявлен годом космонавтики. Мы реализовали по настоящему крупный проект не только по меркам Новосибирска, но и в масштабах всей страны — на Ключ-Камышенском плато был возведен крупнейший за Уралом детско-юношеский астрофизический центр, который скоро начнет работу и укрепит статус Новосибирска как крупнейшего культурно-образовательного центра в азиатской части России.
Еще одним знаковым событием года стало открытие уникального крытого футбольного манежа. Он будет служить не только спортсменам и болельщикам, а станет центром притяжения спортивной и культурной жизни всего левобережья.
2011 год, безусловно, для всей страны стал годом серьезных политических событий. Начал работу новый созыв государственной Думы. Президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию огласил конкретные шаги, нацеленные на демократизацию политического процесса.
С осени 2011 года по поручению Президента ведется активная работа по анализу принципов распределения полномочий и источников их финансирования между уровнями власти, обсуждаются пути их пересмотра. Все эти политические события говорят о том, что нынешний — 2012 год — пройдет под знаком модернизации политической системы, которая будет оказывать длительное влияние на деятельность всех уровней власти.
3. Итоги работы мэрии города Новосибирска в 2011 году
В течение прошедшего года я, как мэр города, представлял Новосибирск и Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов в различных организациях российских и зарубежных муниципальных образований, на деловых мероприятиях, проходивших как в Новосибирске, так и в других городах нашей страны и за рубежом.
Особо отмечу развитие связей с городами побратимами. В 2011 году список городов-побратимов Новосибирска пополнился украинским Харьковом. Укрепились наши отношения с корейским городом Тэджоном, где располагается штаб-квартира Всемирной ассоциации Технополисов, в которой мы остаемся единственным российским городом-участником.
Наш город традиционно выступает дискуссионной площадкой, где встречаются представители власти, бизнесмены, эксперты со всей страны.
В 2011 году состоялся V Градостроительный форум «Город Завтра», который является единственным в России регулярным мероприятием, на котором на высоком уровне идет обмен теоретическим и практическом опытом в области развития городов. Этот форум позволяет нам совершенствовать градостроительную политику Новосибирска в соответствии с последними тенденциями в мировой практике.
Особенно хотел бы отметить участие в международной конференции «Современный город: задача для государства и гражданина», которая прошла в Берлине в октябре 2011 года. На германо-российском форуме нашу страну представляли два участника — Новосибирск и Пермь. На этой конференции был представлен новосибирский опыт взаимодействия муниципалитета и общественности города. Структура взаимодействия власти и населения, выстроенная в нашем городе, получила высокую оценку коллег. Вместе с тем, нам есть еще чему учиться у европейских городов в этой сфере.
Важной была работа в федеральных консультативных советах по развитию местного самоуправления при президенте и председателе Госдумы, на которых был принят ряд важных решений. В частности, было решено осуществлять поэтапное внедрение новых санитарных норм в образовательных учреждениях, что позволит нам системно провести эту работу.
Мы неоднократно поднимали вопросы продления деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также предоставления местным органам власти полномочий по контролю за качеством работы управляющих организаций. Федеральный центр пошел нам на встречу: работа Фонда содействия реформированию ЖКХ продлена как минимум на год, а в Жилищный кодекс внесены поправки, которые повышают роль муниципалитета в контроле за качеством услуг ЖКХ.
В прошедшем году мы сосредоточили свою деятельность на нескольких приоритетных направлениях. Помимо строительства трех крупных объектов — третьего моста через Обь, футбольного манежа и астрофизического центра, это — благоустройство придомовых территорий, федеральная программа модернизации здравоохранения и программа по созданию новых мест в детских садах. Все поставленные задачи в этих направлениях успешно решены, а по некоторым, таким, как, например, благоустройство дворов, мы, благодаря эффективному расходованию средств, сделали больше, чем планировали.
Хороших результатов нам удалось добиться во многом благодаря улучшению экономической ситуации. Практически по всем финансовым и экономическим показателям наблюдается заметный рост по сравнению с 2010 годом.
Новосибирск стабильно входит в число лидеров среди других городов-«миллионников» и крупных городов Сибири по величине доходов и расходов бюджета города, по объемам введенного жилья и по размеру среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий.
По итогам 2011 года отмечен рост в промышленности. Отгрузка промышленной продукции крупными и средними предприятиями города в действующих ценах выросла почти на 15 % к уровню 2010 года, а по обрабатывающим производствам, на долю которых приходится свыше 70% отгруженной продукции, прирост составил более 18%.
Важнейший инструмент социально-экономического развития города — инвестиции в основной капитал. По итогам 9 месяцев 2011 года крупными и средними предприятиями и организациями города привлечено 37 миллиардов рублей — на 10% больше (в сопоставимых ценах), чем в соответствующем периоде 2010 года.
На поддержание общеэкономической динамики в прошедшем году существенное влияние оказывал потребительский рынок, основными тенденциями развития которого было увеличение объемов оборота розничной торговли — на 28%, общественного питания — на 24% и платных услуг населению — на 9%.
В течение прошлого года в Новосибирске было введено в действие 247 тысяч квадратных метров новых торговых площадей. Весной открылся крупнейший в Сибири торгово-развлекательный центр «Аура».
Начала работу первая городская социальная продовольственная ярмарка в торговом центре «Гиперон».
С каждым годом возрастает вклад в экономику города малого бизнеса. Сейчас на малых предприятиях на постоянной основе трудится каждый 5-й из общей численности занятых на предприятиях и в организациях города. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам 9 месяцев 2011 года превысил соответствующий показатель 2010 года на 11%.
Важную роль в поддержке начинающих предпринимателей начал играть открытый в прошлом году бизнес-инкубатор в Дзержинском районе. Этот проект получит дальнейшее развитие: аналогичный центр откроется на левом берегу.
В значительной степени на создание малым бизнесом новых инновационных производств ориентирован и Технопарк в Академгородке, занимающий, согласно рейтингу Минкомсвязи, лидирующие позиции среди 12 технопарков страны.
Развитие бизнеса положительно влияет на состояние рынка труда. В Новосибирске снижается уровень безработицы. За 2011 год численность официально зарегистрированных в центрах занятости безработных уменьшилась почти на 1,5 тысячи человек. Кроме того в Новосибирске люди, оказавшиеся без работы, в два раза быстрее находят новое место заработка, чем в среднем по стране.
В городе растет как номинальная, так и реальная заработная плата.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и организаций города в 2011 году составила 25 тысяч, тогда как средняя заработная плата по стране — около 23 тысяч.
Однако отмечу, что, несмотря на наше лидерство, разрыв в уровне заработной платы между Новосибирском и другими городами-миллионниками и крупными городами Сибири за последний год заметно сократился. Это свидетельствует о том, что в 2011 году прирост среднемесячной заработной платы в нашем городе (на 10,4 % -номинальной и на 2,6 % — реальной, по итогам 11 месяцев) был одним из самых низких.
Авторитетные рейтинговые агентства, экспертные журналы дают сравнительно высокую оценку экономики нашего города. В известном ежегодном рейтинге «Лучшие города по привлекательности для бизнеса», составленном агентством «РБК», Новосибирск ежегодно улучшает результаты, в 2011 году он занял 4 место, тогда как в 2010 году у нас было 5-е место, а в 2009 — шестое. Новосибирск вошел в первую десятку авторитетного рейтинга самых перспективных мегаполисов России, а также в число городов, наиболее привлекательных для жизни в средне- и долгосрочной перспективе, благодаря устойчивой экономике и сильному инфраструктурному потенциалу.
Высокую оценку заслуживает исполнение в 2011 году бюджета города. Доходы составили 33 миллиарда 900 миллионов рублей, а расходы — 36 миллиардов 800 миллионов рублей, что является рекордом для нашего города. Исполнение по доходам и расходам — около 97% к запланированному объему.
Дефицит бюджета города в 2011 году составил 2,9 миллиарда рублей. Примерно половина этой суммы — 1,5 миллиарда рублей — это федеральный бюджетный кредит на строительство третьего моста, который не учитывается при расчете предельных величин дефицита и муниципального долга. Параметры новосибирского бюджета соответствуют всем нормам бюджетного законодательства.
На 2,3 миллиарда рублей возросли собственные доходы бюджета. Налоговые доходы увеличились на 800 млн. рублей, в основном за счет поступлений по налогу на доходы физических лиц. Неналоговые доходы выросли на 1,5 миллиарда рублей, в том числе на сумму около 300 миллионов рублей за счет повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
Самыми емкими направлениями расходов бюджета прошлого года были образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение. Капитальные вложения по этим направлениям возросли по сравнению с 2011 годом в совокупности на 41%, что связано с реализацией инфраструктурных программ и программ в социальной сфере. Бюджет сохраняет социальную направленность. В 2011 году расходы на образование, здравоохранение, социальную поддержку, физкультуру и спорт составили около 57% бюджета, в абсолютных цифрах это 21 миллиард рублей.
Непрерывно ведется работа по оптимизации расходов. Благодаря росту эффективности размещения муниципального заказа в 2011 году мы получили экономию около 600 миллионов рублей.
Необходимо особенно отметить эффективную работу по управлению муниципальным долгом, что способствовало снижению расходов на обслуживание муниципального долга примерно на 7,4% по сравнению с уровнем 2010 года. В 2011 году муниципальные контракты по предоставлению кредитных ресурсов заключались только на пятилетний срок. Это одни из самых выгодных условий кредитования территориальных органов власти в нашей стране.
Результаты бюджетной политики отразились на оценках кредитоспособности Новосибирска. В марте 2011 года агентство Стэндард энд Пурс повысило долгосрочный кредитный рейтинг города с «ББ-минус» до «ББ», а рейтинг по национальной шкале с «руAА-минус» до «руAА». На текущий момент прогноз рейтинга — «Позитивный».
Развитие экономики города, привлечение федеральных финансовых ресурсов позволяет осуществлять дальнейшее формирование комфортной среды проживания, повышение доступности и улучшения качества таких базовых для горожанина потребностей, как жилье, транспорт, благоустройство, медицинская помощь, образование.
В прошедшем году подготовлены и утверждены 8 проектов планировки территории Новосибирска. Определены 16 территорий для комплексного многоэтажного жилищного строительства общей площадью порядка 900 гектаров (планируемый объем ввода жилья — порядка 8 миллионов квадратных метров) и 6 территорий для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства общей площадью порядка 380 гектаров.
В Новосибирске по итогам 2011 года введено 1 миллион 29 тысяч квадратных метров жилья, объем введенного жилья в расчете на душу населения в Новосибирске в 1,6 раза превысил общероссийский показатель.
Отдельного внимания заслуживают мероприятия по достройке «проблемных» объектов и взаимодействию с инвесторами. В результате в 2011 году введены в эксплуатацию три многоквартирных дома и несколько жилых объектов на Ключ-Камышенском плато. На высокой стадии готовности находятся еще пять домов с нарушенными сроками ввода.
Быстрыми темпами велось строительство объектов общественного и производственного назначения. Рост по сравнению с прошлым годом — более 40%.
Развитие строительного сектора, обеспечение растущих коммунальных потребностей со стороны жилого фонда, объектов общественного назначения, требует модернизации инженерной инфраструктуры. В 2011 году продолжалась реализация Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Завершено строительства правобережного дюкера через реку Обь протяженностью более километра, который позволит развиваться перспективным участкам городской застройки правобережья. Вышел на стадию согласования проект строительства коллектора Ключ-Камышенского жилмассива протяженностью 1 километр 600 метров.
В системе теплоснабжения было заменено почти 20 километров магистральных и внутриквартальных теплотрасс, проводился капитальный ремонт транзитных теплотрасс, ТЭЦ, ведомственных источников теплоснабжения. Прямым доказательством эффективности проводимых мероприятий на объектах теплоснабжения является прохождение отопительного сезона 2011/2012 года без крупных технологических сбоев.
Одновременно со строительством новых объектов, проводится модернизация жилого фонда, устраняется недоремонт прошлых лет. Основная часть средств по данному направлению поступает из федерального бюджета по 185-му Федеральному закону, но есть и важные программы, которые обеспечиваются городскими ресурсами. Так, в соответствии с адресной программой «О капитальном ремонте многоквартирных домов» отремонтировано 10 домов на общую сумму 86 миллионов рублей.
В соответствии с ведомственной целевой программой «О реконструкции и модернизации жилищного фонда города Новосибирска» введено в эксплуатацию 3 дома, что позволяет улучшить условия проживания 95 семей.
В рамках предоставления из бюджета города субсидий проведены работы по срочному капитальному ремонту 88 домов.
Возможность улучшить жилищные условия получили более 800 семей, которым были предоставлены новые благоустроенные жилые помещения или социальные выплаты на приобретение жилья.
В ходе расселения аварийного жилого фонда 240 семей получили жилые помещения во вновь возведенных домах.
В городе ведется планомерная работа по повышению энергоэффективности жилого фонда и объектов соцкультбыта — в прошлом году на объектах жилищного фонда города смонтировано 900 общедомовых узлов учета энергоресурсов.
За семь лет работы по модернизации лифтового хозяйства заменены и отремонтированы более 2100 подъемных механизмов. В течение 2011 года отремонтировано 66 лифтов.
В целом, если говорить об облике и формировании комфортной городской среды, то 2011 год стал годом благоустройства. Подрядные организации провели комплексное благоустройство внутриквартальных территорий более чем на 700 (семистах) объектах, предусматривающее создание во дворах комфортных условий для досуга жителей. На придомовых территориях были обустроены 253 детские площадки со специальными игровыми и спортивными комплексами.
Неотъемлемым элементом благоустройства городских улиц являются фонтаны. В прошлом году фонтан появился у жителей Калининского района на улице Рассветной. В 2011 году было высажено более 27 тысяч деревьев и кустарников.
В частном секторе за последние 5 лет построены и реконструированы десятки километров водопроводных и канализационных сетей.
В прошедшем году газифицировано 2 130 домов, а общий уровень газификации частного сектора составляет 70%. В наших планах — завершить газификацию в ближайшие три года.
В дорожно-транспортном комплексе сегодня реализуется самый крупный инфраструктурный проект в городе — строительство третьего моста через Обь. В целом, строительство выполняется в соответствии с установленным графиком.
По итогам последнего визита в наш город премьер-министра Владимира Путина и министра транспорта Игоря Левитина достигнута предварительная договоренность о федеральном софинансировании стройки в объеме 6,5-7 миллиардов рублей до 2014 года, что составляет практически половину от необходимых затрат. Это позволяет нам уверенно говорить не только о сдаче третьего моста в установленные сроки, но и о дополнительных финансовых возможностях для развития дорожной сети.
В 2011 году выполнен большой объем работ по ремонту дорог. Обновлено более 890 тысяч квадратных метров полотна. Ремонт дорог прошлого года в совокупности с рекордным ремонтом 2010 года позволяет поддерживать дорожную сеть города в надлежащем состоянии.
Благодаря масштабному ремонту последних лет Новосибирск находится в числе лидеров по качеству дорог и безопасности дорожного движения.
И это не наши оценки, а оценки, в том числе, автомобилистов, общественных организаций, осуществляющих мониторинг безопасности дорог в городах и регионах страны.
Одновременно с дорожной сетью идет развитие транспортной системы. В 2011 году впервые в России в нашем городе разработан, изготовлен и вышел на регулярный маршрут троллейбус с использованием литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающих пробег без контактной сети до 40 километров. Первые итоги его эксплуатации, а также тот факт, что под Новосибирском запущено самое крупное в мире производство литий-ионных аккумуляторов, позволяют говорить о дальнейшем развитии данного экологичного вида транспорта.
В 2011 году в целях поддержания технического состояния путевого хозяйства, выполнен капитальный ремонт 4,5 километров трамвайных путей.
Важную роль в транспортной системе Новосибирска играет метрополитен. Строительство новых станций, в существующих финансовых условиях возможно только при помощи Центра. В правительстве понимание этой проблемы есть и, я надеюсь, что при сохранении экономической стабильности мы получим субсидии на развитие метрополитена.
Продолжается реализация ряда инновационных проектов. Развивается система «АСУ-Навигация», к которой в настоящее время уже подключено почти 2 200 единиц подвижного состава.
В прошлом году началась реализация федеральной программы модернизации здравоохранения. За прошедший год отремонтировано 17 лечебно-профилактических учреждений.
За два года будет отремонтировано и оснащено медицинским оборудованием 44 лечебно-профилактических учреждения города на общую сумму 1,9 миллиарда рублей.
В течение года приобретен и выведен на линию 31 новый автомобиль скорой помощи, в том числе 3 детских реанимобиля. В 2012 году планируем приобрести 10 реанимобилей.
В 2011 году открылись несколько крупных объектов здравоохранения. Это уникальное и единственное в стране педиатрическое отделение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 4 лет на базе детской больницы № 3.
Начали работу детское поликлиническое отделение и женская консультация в пристройке к городской поликлинике № 14 на улице Демакова в Советском районе, в микрорайоне «Родники» в Калининском районе открылось поликлиническое отделение городской поликлиники № 29. На улице Орджоникидзе разместилось педиатрическое отделение № 2.
В сентябре открыто отделение общей врачебной практики в Железнодорожном районе по улице Владимировская. Сегодня в Новосибирске функционирует 7 Центров здоровья: 4 для взрослых и 3 для детей. Центры здоровья в 2011 году посетили около 43 тысяч человек.
В течение года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» проведена дополнительная диспансеризация 29 тысяч работающих.
Уверен, что позитивные изменения в здравоохранении напрямую влияют на демографические показатели. С каждым годом в Новосибирске снижается уровень смертности. Продолжительность жизни горожан постепенно растет и составляет почти 70 лет, что выше, чем в среднем по стране. Снизился уровень общей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет. В Новосибирске он на 7,5 процента ниже, чем в среднем по России. С 2005 года в городе наблюдается стабильный рост рождаемости, темпы которого стали рекордными за последние двадцать лет.
Как следствие, развитие системы дошкольного образования стало одним из приоритетных направлений деятельности муниципалитета. С 2011 года реализуется специальная пятилетняя программа, нацеленная на решение этой проблемы. За год в городе создано 3220 новых мест для дошкольников за счет дополнительных групп, освобождения от арендаторов и возвращение в систему дошкольного образования зданий детских садов, а также строительства новых детских садов. В 2011 году построено и сдано в эксплуатацию три детских сада: в Первомайском, Калининском и Советском районах.
С сентября 2011 года первые классы всех школ перешли на обучение по новым образовательным стандартам.
К началу учебного года открылись после комплексного капитального ремонта школы № 100 Заельцовского района и школы № 186 Октябрьского района. В 172-х школах города проведен текущий и выборочный капитальный ремонт.
В рамках программы «Школьное окно» проведена замена окон в 26 школах. Выполнены работы по капитальному ремонту спортивных залов.
Улучшение качества образования невозможно без повышения мотивации педагогов. Не один год мы и многие наши коллеги обращались в правительство с предложением о повышении заработной платы учителей. В прошедшем году решение об этом было принято, и в результате средняя заработная плата учителей в Новосибирске за ноябрь составила 23 тысячи рублей, став вполне конкурентоспособной.
Жители города в целом высоко оценивают качество школьного образования. По результатам опроса, проведенного Центром стратегических исследований компании «Росгосстрах» в октябре 2011 года в 11 городах — миллионниках, 95 % жителей Новосибирска считают, что в городе можно получить современное и качественное школьное образование.
По удельному весу медалистов в общем количестве выпускников общеобразовательных учреждений Новосибирск занимает лидирующие позиции среди других крупных городов страны. В прошедшем году 30 новосибирцев стали победителями и призерами на заключительном этапе Всероссийском олимпиады. 40 новосибирских школьников стали дипломантами Всероссийской научно-практической конференции, 7 их них завоевали высшую награду — серебряный знак «Национальное достояние России».
Система образования тесно связана с профилактикой социального сиротства, семейного неблагополучия, а также вопросами досуга, творческой и спортивно-физической деятельности детей, подростков и молодежи.
Сохраняется положительная динамика в вопросе предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В прошлом году 222 выпускникам были обеспечены жильем. Жилые помещения приобретаются исключительно в новостройках города. С 2007 года были обеспечены жилыми помещениями 635 ребят.
Особую роль мы отводим укреплению здоровья новосибирцев, их физическому развитию, привлечению жителей к активному образу жизни.
В 2011 году проведено более 500 общегородских спортивных мероприятий, в которых участвовали горожане.
Мы гордимся победами наших спортсменов — боксеров, борцов, волейболистов, лыжников, биатлонистов, в том числе на международном уровне.
В городе ведется подготовка к проведению Международных детских Игр «Спорт — Искусство — Интеллект». Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ официально подтвердило включение данного проекта в свой Единый календарный план на 2013 год с долевым финансированием из федерального бюджета. В последние годы мы вкладываем серьезные средства в ремонт и переоборудование спортивных объектов, чтобы провести Игры на высоком уровне.
Очень важная задача нашей работы — это социальная поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Объем различных выплат адресной помощи вырос на 19,3% по сравнению с 2010 годом. Организована работа по оказанию адресной социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны на ремонт жилья и решение других социальных вопросов. В соответствии с Указом Президента в 2011 году квартиры получили 58 ветеранов. Всего с 2008 года было предоставлено жилье 551 ветерану Великой Отечественной войны.
Отдельно хотел бы сказать о роли общественности города в реализации многих наших начинаний. Во многом благодаря участию жителей городу удается выполнять такие серьезные задачи, как благоустройство, замена лифтов, капремонт домов и многое другое. Это значит, что меняется отношение горожан к своему жилью, его содержанию. С каждым годом растет число акций, связанных с решением значимых вопросов городского сообщества, проводимых общественными организациями.
Этому способствует муниципальная грантовая поддержка инициатив и работа ресурсных центров общественных объединений — идея их создания была абсолютно выверенной и правильной. В каждом Центре в течение года работало от 20 до 40 общественных организаций и территориальных общественных самоуправлений.
4. Исполнение наказов депутатов
Особым направлением взаимодействия исполнительного и представительного органов муниципалитета является выполнение наказов избирателей.
В 2011 году благодаря финансированию из федерального и областного бюджетов были выделены дополнительные средства на благоустройство дворов, установку детских городков, на решение проблем общеобразовательных и детских дошкольных учреждений, учреждений культурного и спортивного назначения.
В результате, финансирование плана по исполнению наказов было перевыполнено более чем в 2,7 раза и составило более 1 миллиарда 700 миллионов рублей, что позволило выполнить 502 наказа избирателей вместо запланированных 301, в том числе перенесенных с предыдущих периодов, а также наказов прошлого года, ранее не вошедших в план. Это хороший задел, который позволит нам успешно завершить работу по оставшимся наказам депутатов 5-го созыва в установленные сроки.
5. Планы на 2012 год
Проведенный анализ итогов 2011 года и мониторинг выполнения Стратегического плана устойчивого развития до 2020 года, показывает, что город имеет хороший потенциал для дальнейшего поступательного развития.
Стратегической целью на 2012 год считаю сохранение темпов роста экономики города и повышение качества жизни горожан.
Несмотря на простоту формулировки, достижение этой цели потребует серьезных усилий. Мировая экономика продолжает пребывать в нестабильном состоянии, не исключены новые всплески кризиса, которые могут негативно отразиться на ситуации и в Новосибирске. А значит, повышается риск ухудшения не только экономического, но и социального положения. При этом граждане стали более политизированными и предъявляют больше требований к эффективности деятельности органов власти, их открытости и ориентированности на обеспечение социальной справедливости.
Исходя из сформулированной цели и возможных рисков, считаю приоритетными на 2012 год ряд задач.
Во-первых, необходимо изменение подходов в работе с жителями города.
Эта функция для нас является главной, но есть значительный потенциал для ее совершенствования. В этом я лично убедился во время проведения прямых линий с горожанами и при личных встречах с ними. Люди хотят более качественной и четкой работы, большей прозрачности. На этот общественный запрос мы обязаны реагировать.
Мы должны вывести работу с обращениями граждан на новый уровень — четко отвечать на обращения и строго контролировать исполнение по каждому из них. Важно активизировать работу наших ресурсных центров общественных организаций, максимально использовать их потенциал в работе и с общественниками, и с населением.
Эта задача актуальна не только для местных органов власти, но и для всего государства. Как справедливо отметил премьер-министр Владимир Путин: «Нужен широкий диалог — о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии и национальных перспективах. Граждане все чаще не ограничиваются справедливыми требованиями к власти, а сами берутся за множество прозаичных, но очень нужных дел: благоустройство дворов, забота об инвалидах, помощь нуждающимся, организация досуга детей и многое другое».
Потребуется усилить и работу районных администраций. Они ближе всего к жителям, именно на этом уровне должна идти активная работа с горожанами. В середине февраля начнет работу мобильная приемная мэра, куда сможет обратиться любой человек, и каждое обращение будет рассматриваться в оперативном режиме — в течение 3-5 дней, с выездом на место и определением на месте возможных вариантов решения.
Приоритетной экономической задачей является обеспечение роста инвестиционного потенциала города. Это потребует совершенствования процесса согласований, выдачи разрешений на строительство и других условий, переход на работу по принципу «одного окна». Нужно решать проблему согласования технических условий с ресурсоснабжающими организациями. Одновременно требуется увеличение инвестиций в инновационный сектор, без чего невозможна модернизация промышленного потенциала города и развитие новых наукоемких производств.
В течение пяти лет ежегодно город вводит около 1 миллиона квадратных метров жилья. Это — высокая планка, которую мы должны удержать и в 2012 году.
Необходима совместная с правительством области работа по расширению границ Новосибирска для обеспечения дальнейшего развития города и малоэтажного строительства в частности.
Обновление жилого фонда города должно сочетаться с постоянной модернизацией существующего. Эта задача включает капитальный ремонт домов и переселение жителей из ветхого и аварийного жилья; масштабную замену лифтовых механизмов в рамках действующих программ, разработку концепции по реконструкции пятиэтажного жилого фонда, который уже морально, а порой и физически устарел.
В сфере ЖКХ важно помнить о том, что любая работа должна быть нацелена на удовлетворение интересов и запросов конечно потребителя. Особенно важно выстроить эффективную цепочку взаимодействия «собственник жилья — управляющая компания — органы власти». Проблемы в ЖКХ одинаковые во всем городе, а вот отношение людей — разное. И в тех районах и жилмассивах, где есть диалог по этим проблемам, есть и совместная работа, и люди понимают, кто и за что отвечает. Сегодня федеральный центр пошел нам навстречу, подкрепил нас полномочиями по контролю за деятельностью управляющих организаций, дал жителям возможность взаимодействовать с ними через советы домов. Это ставит перед нами задачу наполнения новым смыслом работы координационного совета по жилищно-коммунальному хозяйству.
Мы должны сформулировать свои предложения в проект областного закона об управляющих компаниях, разработка которого ведется в соответствии с указаниями губернатора. Этот закон касается в первую очередь города, и наша позиция в нем должна найти свое отражение.
Также в рамках модернизации жилого фонда мы продолжим программу комплексного благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов с тем, чтобы за три года привести все дворы города, требующие ремонта, в надлежащее состояние.
Другое важное направление в сфере благоустройства города — улучшение инфраструктуры частного сектора. В 2012-м году мы приступим к реализации четырехлетней программы, предусматривающей ремонт дорог, ремонт и реконструкцию водопровода и электрических сетей, снос аварийных деревьев, строительство линий наружного освещения и многое другое.
Приоритетными проектами на следующий год для нас является строительство третьего моста через Обь и продолжение работ по развитию дорожной сети. Вместе с этим необходимо сохранить темпы ремонта городских дорог, а также обеспечить прозрачность конкурсных процедур и проверку качества ремонта.
Важнейшей задачей на следующий год в сфере медицинского обслуживания является успешное завершение федеральной программы модернизации здравоохранения.
В 2012 году на улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений будет выделено более 947 миллионов рублей, и эти средства должны быть использованы с максимальной эффективностью. В Первомайском и Советском районах будут построены новые подстанции Скорой помощи.
В сфере образования, как и в прошлом году, нам необходимо сконцентрировать работу на увеличении мест в детских садах, улучшении условий воспитания дошкольников — построить 8 детских садов, обеспечить создание 2400 новых мест для дошкольников.
Для всех бюджетных отраслей остается серьезной проблемой обеспеченность кадрами. Поэтому считаю необходимым возродить практику формирования муниципального заказа на подготовку кадров для бюджетной сферы в учебных заведениях города — медиков, педагогов, социальных работников.
В конце декабря 2011 года по результатам конкурса концепций «Школы Сколково» наша общественная организация Центр развития образования «Умка» с проектом образовательного комплекса нового поколения вошла в число 12 лауреатов, и ей присвоен статус «Федеральной инновационной площадки».
Образовательный центр «Созвездие Малой Медведицы» встраивается в комплекс инновационного технологического образования молодежи — астрофизического, межвузовской инженерной магистратуры, технопарка. Хорошим подспорьем для него станет астрофизический центр на Ключ-Камышенском плато. Существующая концепция потребует разработки рабочего проекта.
Особая роль будет отведена развитию спорта и физической культуры. С этого года начнется реализация пятилетней ведомственной целевой программы, нацеленной на дальнейшее развитие городской спортивной инфраструктуры.
Уважаемые депутаты, таково мое видение итогов проделанной работы в прошлом году с оценкой перспектив деятельности на этот год.
Нам удалось многое сделать. Еще каких-то пять-шесть лет назад мы о большинстве реализованных сегодня проектов и программ даже не могли мечтать и это притом, что экономика недавно испытала серьезнейший кризис. Наш город продолжает развиваться вопреки всем сложностям. И важно понимать, что меняется не только экономика и облик города, но и люди, живущие в нем. Поэтому наша с вами главная задача — быть на острие происходящих перемен и направлять их в прогрессивное русло. Это потребует и от исполнительной власти и от представительного органа кропотливой работой по анализу текущей ситуации не только в нашем городе, но и в стране и мире, выстраивания новых форм диалога и методов коммуникации с горожанами, привлечения их к выработке и реализации конкретных решений. Я уверен, что совместными усилиями нам удастся справиться со всеми препятствиями и начавшийся 2012 год будет не менее результативным, чем год прошедший.
Спасибо за внимание!

Название: Отчет мэра перед Советом депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2011 год

Детальное описание: 

Уважаемые депутаты!
Отчет о результатах деятельности мэрии города Новосибирска в 2011 году завершает цикл мероприятий по подведению итогов нашей совместной работы за прошедший год. Подробные отчеты руководителей основных функциональных блоков мэрии прозвучали на итоговых круглых столах, на собрании депутатов. Материалы о развитии города, выполнении плана социально-экономического развития представлены каждому из вас. Поэтому я остановлюсь на ключевых моментах нашей работы, которые определили ее результат в целом.
1. Общая характеристика 2011 года
Считаю, что в целом прошедший год для нашего города был успешным. Об этом говорят основные экономические показатели, реализация масштабных инфраструктурных проектов и выполнение городских комплексных целевых и ведомственных программ.
Очень важно, что мы можем говорить об итогах развития города в 2011 году в контексте достижения целей Стратегического плана устойчивого развития города за пятилетний период. По большинству показателей мы достигли плановых параметров или превзошли их. Произошел существенный рост благосостояния жителей, а это рост не только доходов, но и показателей здоровья и продолжительности жизни, социальная стабильность, удовлетворение жизненно важных потребностей.
С 2010 года мы имеем естественный прирост населения. В то же время, требуется разработка комплексных мер для достижения прогнозных параметров показателей экономического роста.
2. Значимые события года
В 2011 году произошел ряд значимых событий в жизни города.
В честь 50-летия полета первого человека в космос, 2011 год в России был объявлен годом космонавтики. Мы реализовали по настоящему крупный проект не только по меркам Новосибирска, но и в масштабах всей страны — на Ключ-Камышенском плато был возведен крупнейший за Уралом детско-юношеский астрофизический центр, который скоро начнет работу и укрепит статус Новосибирска как крупнейшего культурно-образовательного центра в азиатской части России.
Еще одним знаковым событием года стало открытие уникального крытого футбольного манежа. Он будет служить не только спортсменам и болельщикам, а станет центром притяжения спортивной и культурной жизни всего левобережья.
2011 год, безусловно, для всей страны стал годом серьезных политических событий. Начал работу новый созыв государственной Думы. Президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию огласил конкретные шаги, нацеленные на демократизацию политического процесса.
С осени 2011 года по поручению Президента ведется активная работа по анализу принципов распределения полномочий и источников их финансирования между уровнями власти, обсуждаются пути их пересмотра. Все эти политические события говорят о том, что нынешний — 2012 год — пройдет под знаком модернизации политической системы, которая будет оказывать длительное влияние на деятельность всех уровней власти.
3. Итоги работы мэрии города Новосибирска в 2011 году
В течение прошедшего года я, как мэр города, представлял Новосибирск и Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов в различных организациях российских и зарубежных муниципальных образований, на деловых мероприятиях, проходивших как в Новосибирске, так и в других городах нашей страны и за рубежом.
Особо отмечу развитие связей с городами побратимами. В 2011 году список городов-побратимов Новосибирска пополнился украинским Харьковом. Укрепились наши отношения с корейским городом Тэджоном, где располагается штаб-квартира Всемирной ассоциации Технополисов, в которой мы остаемся единственным российским городом-участником.
Наш город традиционно выступает дискуссионной площадкой, где встречаются представители власти, бизнесмены, эксперты со всей страны.
В 2011 году состоялся V Градостроительный форум «Город Завтра», который является единственным в России регулярным мероприятием, на котором на высоком уровне идет обмен теоретическим и практическом опытом в области развития городов. Этот форум позволяет нам совершенствовать градостроительную политику Новосибирска в соответствии с последними тенденциями в мировой практике.
Особенно хотел бы отметить участие в международной конференции «Современный город: задача для государства и гражданина», которая прошла в Берлине в октябре 2011 года. На германо-российском форуме нашу страну представляли два участника — Новосибирск и Пермь. На этой конференции был представлен новосибирский опыт взаимодействия муниципалитета и общественности города. Структура взаимодействия власти и населения, выстроенная в нашем городе, получила высокую оценку коллег. Вместе с тем, нам есть еще чему учиться у европейских городов в этой сфере.
Важной была работа в федеральных консультативных советах по развитию местного самоуправления при президенте и председателе Госдумы, на которых был принят ряд важных решений. В частности, было решено осуществлять поэтапное внедрение новых санитарных норм в образовательных учреждениях, что позволит нам системно провести эту работу.
Мы неоднократно поднимали вопросы продления деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также предоставления местным органам власти полномочий по контролю за качеством работы управляющих организаций. Федеральный центр пошел нам на встречу: работа Фонда содействия реформированию ЖКХ продлена как минимум на год, а в Жилищный кодекс внесены поправки, которые повышают роль муниципалитета в контроле за качеством услуг ЖКХ.
В прошедшем году мы сосредоточили свою деятельность на нескольких приоритетных направлениях. Помимо строительства трех крупных объектов — третьего моста через Обь, футбольного манежа и астрофизического центра, это — благоустройство придомовых территорий, федеральная программа модернизации здравоохранения и программа по созданию новых мест в детских садах. Все поставленные задачи в этих направлениях успешно решены, а по некоторым, таким, как, например, благоустройство дворов, мы, благодаря эффективному расходованию средств, сделали больше, чем планировали.
Хороших результатов нам удалось добиться во многом благодаря улучшению экономической ситуации. Практически по всем финансовым и экономическим показателям наблюдается заметный рост по сравнению с 2010 годом.
Новосибирск стабильно входит в число лидеров среди других городов-«миллионников» и крупных городов Сибири по величине доходов и расходов бюджета города, по объемам введенного жилья и по размеру среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий.
По итогам 2011 года отмечен рост в промышленности. Отгрузка промышленной продукции крупными и средними предприятиями города в действующих ценах выросла почти на 15 % к уровню 2010 года, а по обрабатывающим производствам, на долю которых приходится свыше 70% отгруженной продукции, прирост составил более 18%.
Важнейший инструмент социально-экономического развития города — инвестиции в основной капитал. По итогам 9 месяцев 2011 года крупными и средними предприятиями и организациями города привлечено 37 миллиардов рублей — на 10% больше (в сопоставимых ценах), чем в соответствующем периоде 2010 года.
На поддержание общеэкономической динамики в прошедшем году существенное влияние оказывал потребительский рынок, основными тенденциями развития которого было увеличение объемов оборота розничной торговли — на 28%, общественного питания — на 24% и платных услуг населению — на 9%.
В течение прошлого года в Новосибирске было введено в действие 247 тысяч квадратных метров новых торговых площадей. Весной открылся крупнейший в Сибири торгово-развлекательный центр «Аура».
Начала работу первая городская социальная продовольственная ярмарка в торговом центре «Гиперон».
С каждым годом возрастает вклад в экономику города малого бизнеса. Сейчас на малых предприятиях на постоянной основе трудится каждый 5-й из общей численности занятых на предприятиях и в организациях города. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам 9 месяцев 2011 года превысил соответствующий показатель 2010 года на 11%.
Важную роль в поддержке начинающих предпринимателей начал играть открытый в прошлом году бизнес-инкубатор в Дзержинском районе. Этот проект получит дальнейшее развитие: аналогичный центр откроется на левом берегу.
В значительной степени на создание малым бизнесом новых инновационных производств ориентирован и Технопарк в Академгородке, занимающий, согласно рейтингу Минкомсвязи, лидирующие позиции среди 12 технопарков страны.
Развитие бизнеса положительно влияет на состояние рынка труда. В Новосибирске снижается уровень безработицы. За 2011 год численность официально зарегистрированных в центрах занятости безработных уменьшилась почти на 1,5 тысячи человек. Кроме того в Новосибирске люди, оказавшиеся без работы, в два раза быстрее находят новое место заработка, чем в среднем по стране.
В городе растет как номинальная, так и реальная заработная плата.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и организаций города в 2011 году составила 25 тысяч, тогда как средняя заработная плата по стране — около 23 тысяч.
Однако отмечу, что, несмотря на наше лидерство, разрыв в уровне заработной платы между Новосибирском и другими городами-миллионниками и крупными городами Сибири за последний год заметно сократился. Это свидетельствует о том, что в 2011 году прирост среднемесячной заработной платы в нашем городе (на 10,4 % -номинальной и на 2,6 % — реальной, по итогам 11 месяцев) был одним из самых низких.
Авторитетные рейтинговые агентства, экспертные журналы дают сравнительно высокую оценку экономики нашего города. В известном ежегодном рейтинге «Лучшие города по привлекательности для бизнеса», составленном агентством «РБК», Новосибирск ежегодно улучшает результаты, в 2011 году он занял 4 место, тогда как в 2010 году у нас было 5-е место, а в 2009 — шестое. Новосибирск вошел в первую десятку авторитетного рейтинга самых перспективных мегаполисов России, а также в число городов, наиболее привлекательных для жизни в средне- и долгосрочной перспективе, благодаря устойчивой экономике и сильному инфраструктурному потенциалу.
Высокую оценку заслуживает исполнение в 2011 году бюджета города. Доходы составили 33 миллиарда 900 миллионов рублей, а расходы — 36 миллиардов 800 миллионов рублей, что является рекордом для нашего города. Исполнение по доходам и расходам — около 97% к запланированному объему.
Дефицит бюджета города в 2011 году составил 2,9 миллиарда рублей. Примерно половина этой суммы — 1,5 миллиарда рублей — это федеральный бюджетный кредит на строительство третьего моста, который не учитывается при расчете предельных величин дефицита и муниципального долга. Параметры новосибирского бюджета соответствуют всем нормам бюджетного законодательства.
На 2,3 миллиарда рублей возросли собственные доходы бюджета. Налоговые доходы увеличились на 800 млн. рублей, в основном за счет поступлений по налогу на доходы физических лиц. Неналоговые доходы выросли на 1,5 миллиарда рублей, в том числе на сумму около 300 миллионов рублей за счет повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
Самыми емкими направлениями расходов бюджета прошлого года были образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение. Капитальные вложения по этим направлениям возросли по сравнению с 2011 годом в совокупности на 41%, что связано с реализацией инфраструктурных программ и программ в социальной сфере. Бюджет сохраняет социальную направленность. В 2011 году расходы на образование, здравоохранение, социальную поддержку, физкультуру и спорт составили около 57% бюджета, в абсолютных цифрах это 21 миллиард рублей.
Непрерывно ведется работа по оптимизации расходов. Благодаря росту эффективности размещения муниципального заказа в 2011 году мы получили экономию около 600 миллионов рублей.
Необходимо особенно отметить эффективную работу по управлению муниципальным долгом, что способствовало снижению расходов на обслуживание муниципального долга примерно на 7,4% по сравнению с уровнем 2010 года. В 2011 году муниципальные контракты по предоставлению кредитных ресурсов заключались только на пятилетний срок. Это одни из самых выгодных условий кредитования территориальных органов власти в нашей стране.
Результаты бюджетной политики отразились на оценках кредитоспособности Новосибирска. В марте 2011 года агентство Стэндард энд Пурс повысило долгосрочный кредитный рейтинг города с «ББ-минус» до «ББ», а рейтинг по национальной шкале с «руAА-минус» до «руAА». На текущий момент прогноз рейтинга — «Позитивный».
Развитие экономики города, привлечение федеральных финансовых ресурсов позволяет осуществлять дальнейшее формирование комфортной среды проживания, повышение доступности и улучшения качества таких базовых для горожанина потребностей, как жилье, транспорт, благоустройство, медицинская помощь, образование.
В прошедшем году подготовлены и утверждены 8 проектов планировки территории Новосибирска. Определены 16 территорий для комплексного многоэтажного жилищного строительства общей площадью порядка 900 гектаров (планируемый объем ввода жилья — порядка 8 миллионов квадратных метров) и 6 территорий для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства общей площадью порядка 380 гектаров.
В Новосибирске по итогам 2011 года введено 1 миллион 29 тысяч квадратных метров жилья, объем введенного жилья в расчете на душу населения в Новосибирске в 1,6 раза превысил общероссийский показатель.
Отдельного внимания заслуживают мероприятия по достройке «проблемных» объектов и взаимодействию с инвесторами. В результате в 2011 году введены в эксплуатацию три многоквартирных дома и несколько жилых объектов на Ключ-Камышенском плато. На высокой стадии готовности находятся еще пять домов с нарушенными сроками ввода.
Быстрыми темпами велось строительство объектов общественного и производственного назначения. Рост по сравнению с прошлым годом — более 40%.
Развитие строительного сектора, обеспечение растущих коммунальных потребностей со стороны жилого фонда, объектов общественного назначения, требует модернизации инженерной инфраструктуры. В 2011 году продолжалась реализация Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Завершено строительства правобережного дюкера через реку Обь протяженностью более километра, который позволит развиваться перспективным участкам городской застройки правобережья. Вышел на стадию согласования проект строительства коллектора Ключ-Камышенского жилмассива протяженностью 1 километр 600 метров.
В системе теплоснабжения было заменено почти 20 километров магистральных и внутриквартальных теплотрасс, проводился капитальный ремонт транзитных теплотрасс, ТЭЦ, ведомственных источников теплоснабжения. Прямым доказательством эффективности проводимых мероприятий на объектах теплоснабжения является прохождение отопительного сезона 2011/2012 года без крупных технологических сбоев.
Одновременно со строительством новых объектов, проводится модернизация жилого фонда, устраняется недоремонт прошлых лет. Основная часть средств по данному направлению поступает из федерального бюджета по 185-му Федеральному закону, но есть и важные программы, которые обеспечиваются городскими ресурсами. Так, в соответствии с адресной программой «О капитальном ремонте многоквартирных домов» отремонтировано 10 домов на общую сумму 86 миллионов рублей.
В соответствии с ведомственной целевой программой «О реконструкции и модернизации жилищного фонда города Новосибирска» введено в эксплуатацию 3 дома, что позволяет улучшить условия проживания 95 семей.
В рамках предоставления из бюджета города субсидий проведены работы по срочному капитальному ремонту 88 домов.
Возможность улучшить жилищные условия получили более 800 семей, которым были предоставлены новые благоустроенные жилые помещения или социальные выплаты на приобретение жилья.
В ходе расселения аварийного жилого фонда 240 семей получили жилые помещения во вновь возведенных домах.
В городе ведется планомерная работа по повышению энергоэффективности жилого фонда и объектов соцкультбыта — в прошлом году на объектах жилищного фонда города смонтировано 900 общедомовых узлов учета энергоресурсов.
За семь лет работы по модернизации лифтового хозяйства заменены и отремонтированы более 2100 подъемных механизмов. В течение 2011 года отремонтировано 66 лифтов.
В целом, если говорить об облике и формировании комфортной городской среды, то 2011 год стал годом благоустройства. Подрядные организации провели комплексное благоустройство внутриквартальных территорий более чем на 700 (семистах) объектах, предусматривающее создание во дворах комфортных условий для досуга жителей. На придомовых территориях были обустроены 253 детские площадки со специальными игровыми и спортивными комплексами.
Неотъемлемым элементом благоустройства городских улиц являются фонтаны. В прошлом году фонтан появился у жителей Калининского района на улице Рассветной. В 2011 году было высажено более 27 тысяч деревьев и кустарников.
В частном секторе за последние 5 лет построены и реконструированы десятки километров водопроводных и канализационных сетей.
В прошедшем году газифицировано 2 130 домов, а общий уровень газификации частного сектора составляет 70%. В наших планах — завершить газификацию в ближайшие три года.
В дорожно-транспортном комплексе сегодня реализуется самый крупный инфраструктурный проект в городе — строительство третьего моста через Обь. В целом, строительство выполняется в соответствии с установленным графиком.
По итогам последнего визита в наш город премьер-министра Владимира Путина и министра транспорта Игоря Левитина достигнута предварительная договоренность о федеральном софинансировании стройки в объеме 6,5-7 миллиардов рублей до 2014 года, что составляет практически половину от необходимых затрат. Это позволяет нам уверенно говорить не только о сдаче третьего моста в установленные сроки, но и о дополнительных финансовых возможностях для развития дорожной сети.
В 2011 году выполнен большой объем работ по ремонту дорог. Обновлено более 890 тысяч квадратных метров полотна. Ремонт дорог прошлого года в совокупности с рекордным ремонтом 2010 года позволяет поддерживать дорожную сеть города в надлежащем состоянии.
Благодаря масштабному ремонту последних лет Новосибирск находится в числе лидеров по качеству дорог и безопасности дорожного движения.
И это не наши оценки, а оценки, в том числе, автомобилистов, общественных организаций, осуществляющих мониторинг безопасности дорог в городах и регионах страны.
Одновременно с дорожной сетью идет развитие транспортной системы. В 2011 году впервые в России в нашем городе разработан, изготовлен и вышел на регулярный маршрут троллейбус с использованием литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающих пробег без контактной сети до 40 километров. Первые итоги его эксплуатации, а также тот факт, что под Новосибирском запущено самое крупное в мире производство литий-ионных аккумуляторов, позволяют говорить о дальнейшем развитии данного экологичного вида транспорта.
В 2011 году в целях поддержания технического состояния путевого хозяйства, выполнен капитальный ремонт 4,5 километров трамвайных путей.
Важную роль в транспортной системе Новосибирска играет метрополитен. Строительство новых станций, в существующих финансовых условиях возможно только при помощи Центра. В правительстве понимание этой проблемы есть и, я надеюсь, что при сохранении экономической стабильности мы получим субсидии на развитие метрополитена.
Продолжается реализация ряда инновационных проектов. Развивается система «АСУ-Навигация», к которой в настоящее время уже подключено почти 2 200 единиц подвижного состава.
В прошлом году началась реализация федеральной программы модернизации здравоохранения. За прошедший год отремонтировано 17 лечебно-профилактических учреждений.
За два года будет отремонтировано и оснащено медицинским оборудованием 44 лечебно-профилактических учреждения города на общую сумму 1,9 миллиарда рублей.
В течение года приобретен и выведен на линию 31 новый автомобиль скорой помощи, в том числе 3 детских реанимобиля. В 2012 году планируем приобрести 10 реанимобилей.
В 2011 году открылись несколько крупных объектов здравоохранения. Это уникальное и единственное в стране педиатрическое отделение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 4 лет на базе детской больницы № 3.
Начали работу детское поликлиническое отделение и женская консультация в пристройке к городской поликлинике № 14 на улице Демакова в Советском районе, в микрорайоне «Родники» в Калининском районе открылось поликлиническое отделение городской поликлиники № 29. На улице Орджоникидзе разместилось педиатрическое отделение № 2.
В сентябре открыто отделение общей врачебной практики в Железнодорожном районе по улице Владимировская. Сегодня в Новосибирске функционирует 7 Центров здоровья: 4 для взрослых и 3 для детей. Центры здоровья в 2011 году посетили около 43 тысяч человек.
В течение года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» проведена дополнительная диспансеризация 29 тысяч работающих.
Уверен, что позитивные изменения в здравоохранении напрямую влияют на демографические показатели. С каждым годом в Новосибирске снижается уровень смертности. Продолжительность жизни горожан постепенно растет и составляет почти 70 лет, что выше, чем в среднем по стране. Снизился уровень общей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет. В Новосибирске он на 7,5 процента ниже, чем в среднем по России. С 2005 года в городе наблюдается стабильный рост рождаемости, темпы которого стали рекордными за последние двадцать лет.
Как следствие, развитие системы дошкольного образования стало одним из приоритетных направлений деятельности муниципалитета. С 2011 года реализуется специальная пятилетняя программа, нацеленная на решение этой проблемы. За год в городе создано 3220 новых мест для дошкольников за счет дополнительных групп, освобождения от арендаторов и возвращение в систему дошкольного образования зданий детских садов, а также строительства новых детских садов. В 2011 году построено и сдано в эксплуатацию три детских сада: в Первомайском, Калининском и Советском районах.
С сентября 2011 года первые классы всех школ перешли на обучение по новым образовательным стандартам.
К началу учебного года открылись после комплексного капитального ремонта школы № 100 Заельцовского района и школы № 186 Октябрьского района. В 172-х школах города проведен текущий и выборочный капитальный ремонт.
В рамках программы «Школьное окно» проведена замена окон в 26 школах. Выполнены работы по капитальному ремонту спортивных залов.
Улучшение качества образования невозможно без повышения мотивации педагогов. Не один год мы и многие наши коллеги обращались в правительство с предложением о повышении заработной платы учителей. В прошедшем году решение об этом было принято, и в результате средняя заработная плата учителей в Новосибирске за ноябрь составила 23 тысячи рублей, став вполне конкурентоспособной.
Жители города в целом высоко оценивают качество школьного образования. По результатам опроса, проведенного Центром стратегических исследований компании «Росгосстрах» в октябре 2011 года в 11 городах — миллионниках, 95 % жителей Новосибирска считают, что в городе можно получить современное и качественное школьное образование.
По удельному весу медалистов в общем количестве выпускников общеобразовательных учреждений Новосибирск занимает лидирующие позиции среди других крупных городов страны. В прошедшем году 30 новосибирцев стали победителями и призерами на заключительном этапе Всероссийском олимпиады. 40 новосибирских школьников стали дипломантами Всероссийской научно-практической конференции, 7 их них завоевали высшую награду — серебряный знак «Национальное достояние России».
Система образования тесно связана с профилактикой социального сиротства, семейного неблагополучия, а также вопросами досуга, творческой и спортивно-физической деятельности детей, подростков и молодежи.
Сохраняется положительная динамика в вопросе предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В прошлом году 222 выпускникам были обеспечены жильем. Жилые помещения приобретаются исключительно в новостройках города. С 2007 года были обеспечены жилыми помещениями 635 ребят.
Особую роль мы отводим укреплению здоровья новосибирцев, их физическому развитию, привлечению жителей к активному образу жизни.
В 2011 году проведено более 500 общегородских спортивных мероприятий, в которых участвовали горожане.
Мы гордимся победами наших спортсменов — боксеров, борцов, волейболистов, лыжников, биатлонистов, в том числе на международном уровне.
В городе ведется подготовка к проведению Международных детских Игр «Спорт — Искусство — Интеллект». Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ официально подтвердило включение данного проекта в свой Единый календарный план на 2013 год с долевым финансированием из федерального бюджета. В последние годы мы вкладываем серьезные средства в ремонт и переоборудование спортивных объектов, чтобы провести Игры на высоком уровне.
Очень важная задача нашей работы — это социальная поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Объем различных выплат адресной помощи вырос на 19,3% по сравнению с 2010 годом. Организована работа по оказанию адресной социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны на ремонт жилья и решение других социальных вопросов. В соответствии с Указом Президента в 2011 году квартиры получили 58 ветеранов. Всего с 2008 года было предоставлено жилье 551 ветерану Великой Отечественной войны.
Отдельно хотел бы сказать о роли общественности города в реализации многих наших начинаний. Во многом благодаря участию жителей городу удается выполнять такие серьезные задачи, как благоустройство, замена лифтов, капремонт домов и многое другое. Это значит, что меняется отношение горожан к своему жилью, его содержанию. С каждым годом растет число акций, связанных с решением значимых вопросов городского сообщества, проводимых общественными организациями.
Этому способствует муниципальная грантовая поддержка инициатив и работа ресурсных центров общественных объединений — идея их создания была абсолютно выверенной и правильной. В каждом Центре в течение года работало от 20 до 40 общественных организаций и территориальных общественных самоуправлений.
4. Исполнение наказов депутатов
Особым направлением взаимодействия исполнительного и представительного органов муниципалитета является выполнение наказов избирателей.
В 2011 году благодаря финансированию из федерального и областного бюджетов были выделены дополнительные средства на благоустройство дворов, установку детских городков, на решение проблем общеобразовательных и детских дошкольных учреждений, учреждений культурного и спортивного назначения.
В результате, финансирование плана по исполнению наказов было перевыполнено более чем в 2,7 раза и составило более 1 миллиарда 700 миллионов рублей, что позволило выполнить 502 наказа избирателей вместо запланированных 301, в том числе перенесенных с предыдущих периодов, а также наказов прошлого года, ранее не вошедших в план. Это хороший задел, который позволит нам успешно завершить работу по оставшимся наказам депутатов 5-го созыва в установленные сроки.
5. Планы на 2012 год
Проведенный анализ итогов 2011 года и мониторинг выполнения Стратегического плана устойчивого развития до 2020 года, показывает, что город имеет хороший потенциал для дальнейшего поступательного развития.
Стратегической целью на 2012 год считаю сохранение темпов роста экономики города и повышение качества жизни горожан.
Несмотря на простоту формулировки, достижение этой цели потребует серьезных усилий. Мировая экономика продолжает пребывать в нестабильном состоянии, не исключены новые всплески кризиса, которые могут негативно отразиться на ситуации и в Новосибирске. А значит, повышается риск ухудшения не только экономического, но и социального положения. При этом граждане стали более политизированными и предъявляют больше требований к эффективности деятельности органов власти, их открытости и ориентированности на обеспечение социальной справедливости.
Исходя из сформулированной цели и возможных рисков, считаю приоритетными на 2012 год ряд задач.
Во-первых, необходимо изменение подходов в работе с жителями города.
Эта функция для нас является главной, но есть значительный потенциал для ее совершенствования. В этом я лично убедился во время проведения прямых линий с горожанами и при личных встречах с ними. Люди хотят более качественной и четкой работы, большей прозрачности. На этот общественный запрос мы обязаны реагировать.
Мы должны вывести работу с обращениями граждан на новый уровень — четко отвечать на обращения и строго контролировать исполнение по каждому из них. Важно активизировать работу наших ресурсных центров общественных организаций, максимально использовать их потенциал в работе и с общественниками, и с населением.
Эта задача актуальна не только для местных органов власти, но и для всего государства. Как справедливо отметил премьер-министр Владимир Путин: «Нужен широкий диалог — о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии и национальных перспективах. Граждане все чаще не ограничиваются справедливыми требованиями к власти, а сами берутся за множество прозаичных, но очень нужных дел: благоустройство дворов, забота об инвалидах, помощь нуждающимся, организация досуга детей и многое другое».
Потребуется усилить и работу районных администраций. Они ближе всего к жителям, именно на этом уровне должна идти активная работа с горожанами. В середине февраля начнет работу мобильная приемная мэра, куда сможет обратиться любой человек, и каждое обращение будет рассматриваться в оперативном режиме — в течение 3-5 дней, с выездом на место и определением на месте возможных вариантов решения.
Приоритетной экономической задачей является обеспечение роста инвестиционного потенциала города. Это потребует совершенствования процесса согласований, выдачи разрешений на строительство и других условий, переход на работу по принципу «одного окна». Нужно решать проблему согласования технических условий с ресурсоснабжающими организациями. Одновременно требуется увеличение инвестиций в инновационный сектор, без чего невозможна модернизация промышленного потенциала города и развитие новых наукоемких производств.
В течение пяти лет ежегодно город вводит около 1 миллиона квадратных метров жилья. Это — высокая планка, которую мы должны удержать и в 2012 году.
Необходима совместная с правительством области работа по расширению границ Новосибирска для обеспечения дальнейшего развития города и малоэтажного строительства в частности.
Обновление жилого фонда города должно сочетаться с постоянной модернизацией существующего. Эта задача включает капитальный ремонт домов и переселение жителей из ветхого и аварийного жилья; масштабную замену лифтовых механизмов в рамках действующих программ, разработку концепции по реконструкции пятиэтажного жилого фонда, который уже морально, а порой и физически устарел.
В сфере ЖКХ важно помнить о том, что любая работа должна быть нацелена на удовлетворение интересов и запросов конечно потребителя. Особенно важно выстроить эффективную цепочку взаимодействия «собственник жилья — управляющая компания — органы власти». Проблемы в ЖКХ одинаковые во всем городе, а вот отношение людей — разное. И в тех районах и жилмассивах, где есть диалог по этим проблемам, есть и совместная работа, и люди понимают, кто и за что отвечает. Сегодня федеральный центр пошел нам навстречу, подкрепил нас полномочиями по контролю за деятельностью управляющих организаций, дал жителям возможность взаимодействовать с ними через советы домов. Это ставит перед нами задачу наполнения новым смыслом работы координационного совета по жилищно-коммунальному хозяйству.
Мы должны сформулировать свои предложения в проект областного закона об управляющих компаниях, разработка которого ведется в соответствии с указаниями губернатора. Этот закон касается в первую очередь города, и наша позиция в нем должна найти свое отражение.
Также в рамках модернизации жилого фонда мы продолжим программу комплексного благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов с тем, чтобы за три года привести все дворы города, требующие ремонта, в надлежащее состояние.
Другое важное направление в сфере благоустройства города — улучшение инфраструктуры частного сектора. В 2012-м году мы приступим к реализации четырехлетней программы, предусматривающей ремонт дорог, ремонт и реконструкцию водопровода и электрических сетей, снос аварийных деревьев, строительство линий наружного освещения и многое другое.
Приоритетными проектами на следующий год для нас является строительство третьего моста через Обь и продолжение работ по развитию дорожной сети. Вместе с этим необходимо сохранить темпы ремонта городских дорог, а также обеспечить прозрачность конкурсных процедур и проверку качества ремонта.
Важнейшей задачей на следующий год в сфере медицинского обслуживания является успешное завершение федеральной программы модернизации здравоохранения.
В 2012 году на улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений будет выделено более 947 миллионов рублей, и эти средства должны быть использованы с максимальной эффективностью. В Первомайском и Советском районах будут построены новые подстанции Скорой помощи.
В сфере образования, как и в прошлом году, нам необходимо сконцентрировать работу на увеличении мест в детских садах, улучшении условий воспитания дошкольников — построить 8 детских садов, обеспечить создание 2400 новых мест для дошкольников.
Для всех бюджетных отраслей остается серьезной проблемой обеспеченность кадрами. Поэтому считаю необходимым возродить практику формирования муниципального заказа на подготовку кадров для бюджетной сферы в учебных заведениях города — медиков, педагогов, социальных работников.
В конце декабря 2011 года по результатам конкурса концепций «Школы Сколково» наша общественная организация Центр развития образования «Умка» с проектом образовательного комплекса нового поколения вошла в число 12 лауреатов, и ей присвоен статус «Федеральной инновационной площадки».
Образовательный центр «Созвездие Малой Медведицы» встраивается в комплекс инновационного технологического образования молодежи — астрофизического, межвузовской инженерной магистратуры, технопарка. Хорошим подспорьем для него станет астрофизический центр на Ключ-Камышенском плато. Существующая концепция потребует разработки рабочего проекта.
Особая роль будет отведена развитию спорта и физической культуры. С этого года начнется реализация пятилетней ведомственной целевой программы, нацеленной на дальнейшее развитие городской спортивной инфраструктуры.
Уважаемые депутаты, таково мое видение итогов проделанной работы в прошлом году с оценкой перспектив деятельности на этот год.
Нам удалось многое сделать. Еще каких-то пять-шесть лет назад мы о большинстве реализованных сегодня проектов и программ даже не могли мечтать и это притом, что экономика недавно испытала серьезнейший кризис. Наш город продолжает развиваться вопреки всем сложностям. И важно понимать, что меняется не только экономика и облик города, но и люди, живущие в нем. Поэтому наша с вами главная задача — быть на острие происходящих перемен и направлять их в прогрессивное русло. Это потребует и от исполнительной власти и от представительного органа кропотливой работой по анализу текущей ситуации не только в нашем городе, но и в стране и мире, выстраивания новых форм диалога и методов коммуникации с горожанами, привлечения их к выработке и реализации конкретных решений. Я уверен, что совместными усилиями нам удастся справиться со всеми препятствиями и начавшийся 2012 год будет не менее результативным, чем год прошедший.
Спасибо за внимание!

Количество показов: 9167