Связь с мэрией

Дизайн-код Новосибирска — муниципалитет намерен навести «визуальный порядок» в городе

В Новосибирске разрабатывают дизайн-код города: проект документа, подготовленного специалистами мэрии, представили архитектурно-художественному экспертному сообществу.

К наведению «визуального порядка» в Новосибирске специалисты департамента строительства и архитектуры мэрии, главный художник города Иван Фаткин приступили по поручению мэра Анатолия Локтя. Они начали разработку понятных и прозрачных требований к качеству содержания городской среды. Специалисты изучили опыт других городов и подготовили проект дизайн-кода Новосибирска.

«Сегодня в Новосибирске пора принимать соответствующие решения: наводить порядок в сфере размещения информационных конструкций, — уверен заместитель мэра Новосибирска Артём Скатов. — Главная цель этой работы — создание комфортной среды проживания, такую задачу поставил мэр Анатолий Локоть. Для этого необходим документ, проект которого подготовлен и будет вынесен на всеобщее обсуждение».

В качестве экспертов на презентацию дизайн-кода были приглашены члены художественного совета города, комиссии по общественным пространствам общественного экспертного совета при мэре города Новосибирска по вопросам градостроительства, архитекторы районов, депутаты Совета депутатов города, операторы рекламного рынка.

Проект представил начальник отдела дизайна городской среды — главный художник города Иван Фаткин.

«В каких-то городах такой документ занимает 2-3 страницы, в других — 4 тома. То, что мы сейчас разрабатываем, касается пока рекламно-информационного оформления фасадов. Документ занимает около 70 страниц вместе с иллюстрациями», — сказал главный художник города.

В проекте документа прописан точный допустимый размер информационных конструкций, определены стандарты для стационарных объектов. В планах — отказаться от баннерного типа вывесок, по крайней мере, на центральных улицах города.

Документ определяет понятие информационных конструкций, разграничивает категории информационных конструкций, размещаемых в пределах фасада зданий, строений, сооружений, обозначает основные требования к таким конструкциям и их размещению. Основная цель документа — закрепить такие требования к информационным конструкциям, как безопасность, соответствие нормам технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов, обозначить единые — общегородские — требования к виду конструкций и их размещению на внешних поверхностях зданий, сооружений. В том числе с тем, чтобы информационные конструкции не нарушали архитектурно-художественный облик Новосибирска и соответствовали стилистике объекта, на котором они размещаются.

Разработчики документа исходили из того, что в настоящее время в Новосибирске не урегулирован вопрос размещения информационных конструкций не только на зданиях и сооружениях общественно-делового, торгово-развлекательного назначения, но и на многоквартирных домах. Не урегулированы и вопросы использования в качестве информационных конструкций, размещенных на фасадах и торцах зданий, динамических систем смены изображений, электронных носителей, неоновых светильников, мигающих (мерцающих) элементов, конструкций, выполненных из быстроизнашивающихся и загрязняющихся материалов, таких, например, как картон, ткань, баннерная ткань.

Разработанные требования предусматривают упорядоченность при размещении информационных конструкций, гармоничное цветовое решение, определяют, как могут быть размещены на зданиях информационные конструкции — в зависимости от их вида (витрины, вывески на подложке, вывески без подложки, световые короба, вывески-таблички, уникальные вывески, стяговые конструкции, вывески на маркизах, на крыше), а также от архитектурных особенностей зданий (наличие колонн, пилястр, элементов декора (барельефов, горельефов, розеток, рустов, наличников, тяг оконных, замковых камней, оконных и дверных обрамлений).

Эксперты активно откликнулись на предложение мэрии обсудить проект нового документа, они затронули такие вопросы, как оформление торцов зданий, ограничение по материалам для изготовления вывесок, табличек. Их интересовало, как можно снизить количество агрессивной звуковой рекламы и пресечь фрагментарную покраску городских зданий, как регламентируется вопрос содержания достопримечательных мест города. На вопрос, какие ещё разделы будут разработаны специалистами мэрии, Иван Фаткин отметил: «Надо подумать про отдельно стоящие конструкции, нестационарные объекты, провода, которые засоряют городскую среду, остановочные павильоны».

Все предложения и пожелания, прозвучавшие на презентации дизайн-кода, будут учтены при доработке проекта документа. Сбор мнений будет продолжен — в ближайшее время проект станет доступен для обсуждения в сети Интернет.

«Важно, что после презентации и обмена мнениями, мы поняли, куда идём и что хотим получить. Нам предстоит определиться, как будем реализовывать новые правила, опираясь на какую нормативную базу. Работа предстоит большая — нужно оценить мнение и реакцию всех целевых, заинтересованных групп, в том числе предпринимательского сообщества, изучить общественное мнение, получить юридическую экспертную оценку. У нас нет цели ввести новые правила революционным способом, важно оценить все риски и перейти к нововведениям цивилизованным путём, без переломных моментов», — резюмировал заместитель мэра Новосибирска Артём Скатов.

Фото Ростислава Нетисова