О скидках, распродажах и правилах сохранения бюджета

С наступлением лета: сезона скидок и распродаж, учащаются обращения потребителей на невозможность обменять купленный со скидкой товар. В связи с этим, размещаем разъяснения некоторых понятий и положений законодательства о правилах обмена и возврата товара, приобретенного со скидкой.

В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара.

Следует различать причины предлагаемых скидок.

Одной из причин является распродажа. Распродажа — это ликвидация старой коллекции. При этом со скидкой продается качественный товар. Просто продавец решил снизить цены, чтобы быстрее распродать устаревшую коллекцию, или же распродает остатки товара. Сама суть от этого не меняется — это обычная купля-продажа качественного товара с сезонной скидкой, не связанной с недостатками товара.

Такой непродовольственный товар надлежащего качества, но не подошедший по цвету, размеру или фасону можно обменять или вернуть деньги в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки в соответствии с ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г. (далее — Закон). При обнаружении производственных дефектов — права потребителя установлены в ст. 18 Закона, несмотря на то, что товар продан «с сезонной скидкой».

Другой случай — это уцененный товар.

Если в товаре обнаружился какой-то дефект, который не влияет на свойства товара и возможность его использования по прямому назначению, то продавец может снизить на него цену и продать как уцененный товар со значительной скидкой.

В таком случае, продавец должен еще до покупки предупредить потребителя о том, что в товаре есть недостаток и почему он уценен. Это предупреждение должно быть сделано не только устно, но и в письменном виде — в товарном чеке, договоре.

Вы, покупая данный товар, соглашаетесь с этими недостатками и не в праве в будущем предъявлять требования, связанные именно с этими недостатками.

В случае же, если возникнут другие проблемы, не оговоренные заранее продавцом, то в таком случае вы имеете полное право предъявлять требования, предусмотренные статьей 18 Закона «О защите прав потребителей».

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

— потребовать замены

— потребовать соразмерного уменьшения цены;

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков, обнаруженных в товаре, или возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать вернуть уплаченные деньги.

Законом не оговаривается форма заявления своих требований потребителем, однако подача претензии с указанием в письменном виде требований, значительно увеличит шансы на удовлетворение требований продавцом или восстановление своих прав в случае обращения в суд.

При получении отказа от продавца в удовлетворении требований, заявленных надлежащим образом и в установленные законом сроки, у потребителя возникает право обращения в суд.

Здесь и пригодится письменная претензия, свидетельские показания, товарный или кассовый чек, договор (если он есть).

Закон требует от продавца в 10-дневный срок выполнить требования, выдвинутые потребителем. Продавец в этот же срок может дать мотивированный отказ, однако административная ответственность за не предоставление ответа на претензию потребителя законодательством не предусмотрена. То есть, получив отказ продавца в удовлетворении своих требований или не получив ответа вообще, потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в суд.