Прокуратура Новосибирска информирует о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора

Порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора установлен статьей 17.5 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 132-ФЗ).

Туристы, чей тур не состоялся по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта, могут обращаться в организацию, застраховавшую гражданскую ответственность за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Турист (его законный представитель) или иной заказчик вправе предъявить непосредственно страховщику письменное требование о выплате страхового возмещения.

В требовании туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения, указываются:

— фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике, если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком;

— дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;

— номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;

— наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение ответственности туроператора;

— информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

— размер реального ущерба, причиненного туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

К требованию о выплате страхового возмещения турист и (или) иной заказчик прилагают:

— копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, с предъявлением оригинала указанных документов;

— копию договора о реализации туристского продукта с предъявлением его оригинала в случае заключения договора о реализации туристского продукта на бумажном носителе;

— документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста и (или) иного заказчика в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

— договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации (в случае заключения договора о реализации туристского продукта в форме электронного документа).

Страховщик не вправе требовать представления иных документов, за исключением документов, указанных выше.

Страховщик обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения не позднее 30 (тридцати) календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.

В случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику обратились одновременно более одного туриста и (или) иного заказчика и общая сумма денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму размера финансового обеспечения туроператора, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях, к размеру финансового обеспечения ответственности туроператора.

Следует иметь ввиду, что получение от страховщика неполного страхового возмещения либо решения об отказе в осуществлении выплаты страхового возмещения является основанием для обращения туриста в Ассоциацию «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма „Турпомощь“ (далее — Ассоциация) с соответствующим заявлением о возмещении из фонда персональной ответственности туроператора разницы между денежной суммой реального ущерба и денежной суммой, полученной от страховой организации (за путевку, предусматривающей выезд за рубеж).

Порядок и сроки обращения в Ассоциацию установлены постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 № 779 „Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма“.

Следует также учитывать, что выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не лишает граждан права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 „О защите прав потребителей“ моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем услуг прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, требования об этих выплатах могут быть предъявлены туроператору в судебном порядке с применением ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 „О защите прав потребителей“, а также ст. 151 и ст.ст.1099 — 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.