Бюджет Новосибирска превысил 50 млрд рублей. Стратегия до 2030 года признана лучшей муниципальной практикой. Уровень поступлений от использования земли и имущества сохраняется

14 февраля 2020

Впервые расходы бюджета Новосибирска превысили 50 миллиардов рублей. 98,3 % плановых назначений — такой уровень исполнения расходной части бюджета достигнут впервые за последние пять лет. Новосибирская стратегия социально-экономического развития на период до 2030 года признана лучшей на международных конкурсах муниципальных практик. От использования муниципального имущества и земель в бюджет Новосибирска в 2019 году привлечено 6,4 млрд рублей, исполнение плана составило 99,2 %.

Подразделения финансово-экономического блока мэрии совместно с профильными федеральными, областными службами и ведомствами подвели итоги за 2019 год, обсудили актуальные вопросы текущего планового периода. В совещании приняли участие: мэр Новосибирска Анатолий Локоть, первый заместитель мэра Борис Буреев, заместитель председателя правительства Новосибирской области, министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко, заместитель министра экономического развития Новосибирской области Виталий Шовтак, руководитель управления федерального казначейства по Новосибирской области Андрей Гайдук, руководитель управления федеральной налоговой службы по Новосибирской области Алексей Легостаев, а также представители управления Росреестра по НСО, Новосибирскоблстата, заместители глав районных администраций города по экономическим вопросам и другие.

Мэр Анатолий Локоть дал оценку работе специалистов и поставил задачи на 2020 год: «Финансово-экономический блок отработал хорошо в предыдущем году. Собственные доходы бюджета исполнены на 99,7 %, это наиболее высокий показатель с 2014 года. Одно из главных достижений — успешное взаимодействие финансово-экономических служб по всей вертикали. Мы достигли цели, работая в сотрудничестве с правительством области, — бюджет города составляет 50 млрд рублей, в том числе благодаря перечислениям из вышестоящих бюджетов, но для развития города, для обновления транспорта, социальной инфраструктуры этого недостаточно. Необходимо принять все возможные меры по увеличению доходной части бюджета, наращиванию бюджета развития, продолжить работу по сокращению недоимки по налогам и неналоговым платежам, вести взвешенную политику планирования, сопровождать инвестиционные проекты — без экономической и финансовой оценки не обойтись. От слаженной работы финансистов и экономистов зависит успешность всех отраслей».

В 2019 году департамент экономики и стратегического планирования мэрии организовывал работу по реализации стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года. Принят план мероприятий по выполнению целей стратегии, который определил основные пути достижения приоритетов развития города с детализацией по первому этапу — до 2020 года. Работа над стратегическими документами была признана экспертным сообществом, новосибирскую муниципальную практику оценили на форуме в Челябинске как лучшую в стране. «Для того, чтобы цели, обозначенные в стратегии были реализованы, в конце прошлого года создан экономический Совет, куда входят экономисты всех подразделений мэрии и районных администраций. Цель Совета — практическое достижение целей и задач, которые зафиксированы в документах стратегического планирования. Один из самых верных способов — привлечение ресурсов на территорию города Новосибирска, реализация крупных инвестиционных соглашений, а также участие не только города, но и региона во всех национальных проектах», — отметила начальник департамента экономики и стратегического планирования мэрии города Новосибирска Лариса Уткина.

Департамент ведет методическое сопровождение разработки реализации муниципальных программ города Новосибирска. В 2019 году действовала 21 программа практически во всех сферах жизнедеятельности города. Доля программных расходов в бюджете города Новосибирска составила 87,5 %.

Департаменту земельных и имущественных отношений при закономерном сокращении арендного фонда муниципального имущества удается сохранять уровень поступлений в бюджет города последние пять лет.

«В 2019 году от использования муниципального имущества и земель в бюджет города Новосибирска привлечено 6,4 млрд рублей, в том числе земельный налог — 2,8 млрд рублей», — сообщил начальник департамента земельных имущественных отношений мэрии города Новосибирска Георгий Жигульский. — Наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов бюджета занимают поступления от аренды земельных участков — 63,3 %. Плановое задание по этому источнику исполнено на 98,7 % в сумме 2,3 млрд рублей. Снижение объемов поступлений относительно 2018 года связано с увеличением количества арендаторов, в отношении которых возбуждены дела о признании их несостоятельными. На сегодня три четверти компаний-должников находятся в процедуре банкротств«. Тем не менее, департамент усилил претензионно-исковую работу. В прошлом году удалось вернуть в бюджет более 700 млн рублей за аренду земли и 21 млн рублей — муниципального имущества.

В рамках муниципального земельного контроля проведено 283 проверки и 257 обследований земельных участков. За прошлый год для принятия мер реагирования направлено 188 обращений, что на 34 % больше 2018-го. По 104 фактам вынесены постановления о назначении административного наказания.

Финансовые итоги года также получили высокую оценку мэра и экспертов. «Впервые за пять лет собственные доходы бюджета исполнены на 99,7 %, безвозмездные поступления — на 98,1 %. Впервые расходы бюджета превысили 50, 4 млрд рублей, — отметил начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска Александр Веселков. — Значимый результат — уменьшение на 315 млн планового дефицита, который составлял 2 млрд 150 млн рублей, а в итоге по 2019 году составил 1 млрд 835 млн рублей. Еще одно большое достижение в работе с просроченной кредиторской задолженностью — если на 1 января 2019 года она составляла около 46 млн рублей, то на 1 января текущего года уже меньше миллиона — 635 тысяч рублей. В 2019 году по установленному нормативу город стал получать 10 % доходов по упрощенной системе налогообложения. А это около 1 млрд рублей поступлений. Все эти результаты были достигнуты благодаря успешному взаимодействию с правительством Новосибирской области, министерством финансов области, депутатами законодательного собрания и горсовета. Слаженная совместная работа дала прирост всех показателей».

Первый заместитель мэра Борис Буреев, курирующий подразделения финансово-экономического блока, обозначил актуальные задачи на текущий период. Специалистам предстоит мобилизация усилий по поиску резервов для роста налогооблагаемой базы, доходов бюджета и не только: «Потенциал неналоговых доходов объективно снижается. Необходимо продолжать инвентаризацию земель, в результате которой должна быть получена информация о выявлении участков, имущества, способного пополнить доходы, — отметил Борис Викторович. — Значимыми задачами также станут — сокращение суммы задолженности перед бюджетом города, усиление работы по собираемости налогов в тесном взаимодействии с федеральными службами, продолжение работы по снижению неформальной занятости, по плану реализации стратегии, методическому сопровождению муниципальных программ, эффективному использованию муниципальных земель и имущества».