17 января на расширенном аппаратном совещании мэр Новосибирска Анатолий Локоть обозначил задачи на 2020 год

17 января 2020

Полный текст выступления главы города:

Уважаемые товарищи!

Вопрос постановки задач на следующий год — это крайне важная, выверенная процедура, это элемент управления городом Новосибирском. Мы всегда подходим к этому очень ответственно, этому совещанию предшествует большая подготовительная работа, и мы готовились, однако Послание Президента Федеральному Собранию — событие последних дней, заставили нас пересмотреть во многом подходы к этому документу. Мы постарались придать ему актуальность, постараться ответить, хотя бы на начальном этапе, при подготовке к тем задачам, которые поставлены в Послании Президента, и которые предстоит выполнять нам, местному самоуправлению, городскому округу, городу Новосибирску.

Глава государства откликнулся на запросы и обозначил приоритеты развития нашей страны. Я хочу начать свое выступление с цитаты Президента, которая прозвучала в начале его Послания, и она является стратегической линией:

«Сегодня в нашем обществе чётко обозначился запрос на перемены. Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперёд в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают, — в городах, районах, сёлах, по всей стране».

Начнем мы рассматривать поставленные задачи с того блока, который поставил во главе и Президент России Владимир Владимирович Путин — это социальный блок.

Новосибирск, как и вся страна, вошёл в период падения рождаемости. По предварительным данным в 2019 году, впервые за долгий период, в 2019 году естественный прирост в городе сменился естественной убылью населения. Коэффициент рождаемости (на женщину), о котором говорил президент, в Новосибирске сейчас составляет 1,4 — это ниже общероссийского и областного уровня (1,5 и 1,6 соответственно).

Достичь показателя 1,7 в 2024 году нам будет сложнее, тем более на фоне тенденции к старению городского населения и увеличению среднего возраста молодых мам. К слову, городской бюджет сегодня уже выделяет разовые выплаты родителям старше 30 лет. Это около 10 тысяч рублей.

В качестве мер поддержки семей с детьми главой государства предложен целый пакет мер, касающихся материнского капитала при рождении детей. Материнский капитал при рождении первенца, ежемесячные выплаты на детей от трёх до семи лет. В прошлом году в Новосибирске число детей возрасте от 3-х до 7-ми составляло более 104 тысяч человек. Сложнее просчитать к какой категории их отнести, какой доход в семье, эту работу предстоит делать. Я ставлю задачу — Валерий Александрович (Шварцкопп), необходимо проделать эту работу, потому что нам придется вместе с Правительством Новосибирской области планировать объемы затрат для выполнения поручения Президента.

Прожиточный минимум, напоминаю, в Новосибирской области, за третий квартал, составляет 11 475 рублей.

Оказание перечисленных мер финансовой поддержки относится к компетенции федерального и регионального уровня и носит заявочный принцип. Наша с вами задача — вести эту работу. А также быть готовыми к росту обращений жителей за дополнительными разъяснениями по новым видам поддержки. В этом плане у нас есть уже наработка, создан инструмент департаментом по социальной политике — это Городская социальная справочная служба, в которой работает многоканальный телефон. Там готовы ответить на все вопросы по социальным проблемам — к кому можно обратиться, в каком объеме могут быть выплачены компенсации. Телефон этой службы 375-87-87.

В Новосибирске заметный миграционный прирост, который компенсировал естественную убыль. Наш город является привлекательным и для жителей Новосибирской области, и из соседних регионов, других государств. По данным за 10 месяцев 2019 года численность населения существенно увеличилась.

Поэтому для нас крайне важен вопрос развития сети образовательных и социальных учреждений. Эти дополнительные возможности заложены в национальных проектах «Демография», «Образование» и федеральной программе «Жилище».

1. В прошлом году в Новосибирске построено 10 детских садов с ясельными группами, в результате создано дополнительно 1670 мест. Это существенный прирост, но этого недостаточно. Поэтому у нас планы на следующий период — в 2020-21 годах департаменты строительства и образования должны обеспечить ввод 10 детсадов с яслями (2135 мест).

2. Особый вопрос насчет школ. Президент в своем Послании поставил задачу увеличить объёмы, количество школьных мест, и мы очень рассчитываем не только на увеличение финансирования, но и на расширение возможности использования федеральной поддержки. Сейчас в Новосибирске учатся более 176 тысяч школьников. Они учатся в 214 школах города, 160 из них ведут образовательный процесс в две смены — и их число растёт, несмотря на масштабы строительства. При нынешней динамике роста численности школьников — до 2025 года ежегодно число школьников в Новосибирске будет увеличиваться на 8-10 тысяч — т.е. мы получим ещё плюсом около 50 тыс. учащихся. Проблема остается актуальной. Необходимо продолжать строительство школ.

К 1 сентября в городе сдали 4 школы (новые и после реконструкции). В 2020-м нужно открыть 3 новых школы: на 1100 мест в жилмассивах «Родники» и «Матрёшкин двор», новый корпус лицея № 130 имени академика Лаврентьева на 525 мест. Кроме того, необходимо приступить к строительству школы в микрорайоне «Европейский берег» на 825 мест и здания для гимназии № 3 в Академгородке. Поручаю также, Алексей Валерьевич (Кондратьев) завершить разработку ПСД по лицею № 185 в Октябрьском районе.

3. Верное решение правительства региона и Законодательного Собрания, где особое внимание именно социальной отрасли. Напомню, ровно год назад мы получили поддержку губернатора по выделению денег на создание 2200 дополнительных мест в действующих школах, без строительства новых зданий. Средства мы получили в разгар лета, сроки были сжаты, тем не менее, мы выполнили эти задачи, и даже перевыполнили, — в результате экономии в рамках конкурсных процедур мы получили более 3 тысяч мест в уже действующих зданиях школ. Открыли новые кабинеты, отремонтировали бассейны и спортзалы. Считаю, это хорошим результатом рачительной, эффективной совместной работы, совершенно нестандартной. На этот год ставлю задачу департаменту образования продолжать движение в этом направлении, у нас есть задел, понимание, мы можем дать еще дополнительно 700 мест в тех школах, которые сегодня работают.

4. Более сложная задача — найти средства на самые старые городские школы, построенные до войны и во время войны, требующие полной реконструкции. Сейчас их по городу 15. За год у нас добавилось ещё одно здание школы, которую мы закрыли из-за аварийности — это школа № 54. Итого: уже две — № 54 и № 57 — где учебный процесс прерван, а дети распределены по ближайшим учреждениям. Андрей Александрович, мы не раз обсуждали этот вопрос. Есть проектно-сметная документация по школе № 54, мы готовы к этой работе. Ставлю задачу к маю подготовить ПСД по школе № 57. Но без поддержки области нам эту проблему не решить. На два объекта в сумме нужно более 1 млрд 200 млн рублей.

5. Перед системой образования Президентом поставлена ещё одна капиталоёмкая задача — обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы (с 1 по 4 классы). Эта задача полностью ляжет на нас, на наши службы. Подчеркну, что Новосибирск за последние годы проделал огромную работу по укреплению материально-технической базы столовых и комбинатов питания. Ежегодно 5-6 объектов мы обновляли полностью, включая оборудование, внедрили эффективную систему контроля качества продуктов питания. Таким образом, с технический точки зрения город полностью готов исполнить поручение Президента. Но, важный вопрос — финансовый. В послании прозвучало, что искать средства будут в трёх бюджетах. Сегодня городской и областной бюджеты уже несут нагрузку, обеспечивая бесплатное питание льготных категорий. Направляем на это в сумме 1 млрд рублей (347 млн — город, НСО — 652 млн). Сейчас в Новосибирске в начальной школе 83 650 детей. По предварительным расчётам, чтобы предоставить им сбалансированный рацион питания за счёт бюджета, потребуется ещё миллиард, чтобы решить эту задачу, поставленную Президентом.

6. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» на замену оборудования в городских школах в 2020 году Новосибирск в качестве пилотного проекта получит около 200 млн рублей. Ставлю задачу департаменту образования — оценить потребности учреждений и показать эффективность использования выделяемых средств, так как за три года финансирование достигнет 1,4 млрд рублей.

7. Без преувеличения радостная новость — доплата в размере 5 тысяч для классных руководителей. В этом учебном году в школах Новосибирска укомплектовано 7 тысяч классов. Городской бюджет ежемесячно доплачивает не менее тысячи рублей учителям, взявшим на себя классное руководство (в зависимости от числа учеников). Это областные деньги, которые мы получаем, и направляем, чтобы поддержать классных руководителей. Но увеличение этой суммы — это важно, нужно, своевременно.

8. В завершение, не могу не обозначить ещё одну проблему в сфере образования, особенно обострившаяся в этом году. К сожалению, мы видим, что в детской и подростковой среде растёт число резонансных происшествий и конфликтов, которые приводят порой к летальному исходу. Мы не можем считать положение дел нормальным. Я ставлю задачу Валерию Александровичу Шварцкоппу и профильному департаменту — разработать алгоритм действий, комплексную модель профилактики девиантного поведения ребятишек, чтобы защитить наших детей, которые сегодня учатся и сталкиваются с реалиями нашего мира. Я говорю о последнем случае, когда две девочки спрыгнули с высотного здания.

9. Много внимания президент уделил здравоохранению и проблеме первичного звена. Для города это острый вопрос. Для 7-ми новых поликлиник мэрия предоставила земельные участки, областные власти завершают проектирование и летом планируют начать строительство на условиях ГЧП. Здания рассчитаны на приём более 6 тысяч пациентов в сутки.

10. Кроме того, департаменту по социальной политике с этого года предстоит существенно перестроить работу с учётом новых функций и целей нацпроекта «Демография». В 2020 году поручаю разработать муниципальную программу по укреплению общественного здоровья. Продолжить работу по реализации системы долговременного ухода — на эти цели в бюджете области для Новосибирска запланировано более 140 млн рублей. Мы также обсуждали возможность привлечения частных инвестиций на развитие и модернизацию социальной сферы. Таким проектом должен стать Центр активного долголетия — создание площадки для оказания широкого набора социальных услуг для инвалидов, пожилых граждан и тех, кто нуждается в реабилитации. Участок под строительство определён, в течение года нужно выходить на заключение концессионного соглашения.

11. С этого года в департамент переданы вопросы обеспечения жильём льготных категорий граждан. Одна из них — дети-сироты, в Новосибирске в очереди стоит 1342 человека. В рамках полномочий приобретение им жилья осуществляется муниципалитетом на средства из регионального бюджета. Объём финансирования пока не перекрывает накопившийся за годы разрыв. Но мы рассчитываем, что постепенно он будет сокращаться. Задача стоит — эффективно использовать 46 млн рублей, запланированных на этот год, необходимо ориентироваться, и это позволяет закон, не только на первичный рынок жилья, но и на вторичный. Пока положительного опыта в этом направлении у нас нет, но надо использовать эти возможности.

12. В нацпроект «Демография» входит и проект «Спорт — норма жизни». В 2020 году, Анна Васильевна (Терешкова), департаменту совместно с профильным министерством необходимо продолжить работу по вовлечению новосибирцев в активные занятия массовыми видами спорта. Наше движение к чемпионатам — по волейболу, и по хоккею — это стимул для того, чтобы развернуть самое широкое движение для занятий спортом, особенно среди детей. Этому должно способствовать открытие новых спортивных комплексов. Важным событием станет завершение строительства регионального волейбольного центра. Наша задача — чтобы вся прилегающая дорожная инфраструктура была полностью выполнена. Роман Владимирович (Дронов), по окончании зимнего периода все принять, посмотреть и ликвидировать все замечания. Кроме того, оборудование новых площадок, особенно хоккейных. Мы живем в 21 веке. Поэтому наличие теплых раздевалок, душевых, возможности заниматься не только зимой, но и увеличить этот период занятий. Это нам по силам, технологии существуют. Я ориентирую департамент на решение этих задач. Давайте продолжим эту традицию. Мы готовимся к чемпионату мира по хоккею, мы заявили об этом на весь мир. Анна Васильевна, давайте обратимся к спонсорам. Давайте поставим часы с обратным отсчетом на нашей набережной, с видом на строительную площадку. Чтобы это было наглядно, интересно, полезно.

13. Александр Николаевич (Люлько), Анна Васильевна (Терешкова) обращаю внимание, что у нас в стадии реализации несколько объектов спортивного назначения по концессиям. Если в Кировском районе мы при участии федеральной программы, мы выполнили этот проект, то реконструкция «Дельфина» и «Космоса» должны быть в центре внимания. В части концессий, могу отметить успешный опыт ремонта муниципальных банных комплексов, два сейчас в работе. Но в целом работу по привлечению инвестиций нужно усилить. Активности в этом вопросе я не вижу, новых инициатив не вижу. Если вы ждете, что отраслевики вам принесут готовые проекты, то это не правильная позиция. Я жду инициативы от вас.

14. Совершенно справедливо в послании прозвучала тема состояния детских школ искусств и учреждений дополнительного образования. В Новосибирске 11 объектов, которые требуют капитального ремонта. И 100 млн нам нужно на обновление музыкальных инструментов. Сегодня у нас практически не вводят новые помещения для школ искусств и музыкальных школ, а потребность такая есть, и запросы есть. Анна Васильевна (Терешкова), Алексей Валерьевич (Кондратьев), совместно необходимо рассмотреть этот вопрос, сформулировать предложения по новым площадкам, может быть в департаментом образования вместе рассмотреть вопрос о том, чтобы в будущих зданиях школ отводить помещения, в которых бы проводились занятия музыкальных школ и школ искусств.

15. Благодаря поддержке губернатора начнётся долгожданная реконструкция здания на ул. Горького, 52 для городского драматического театра Сергея Афанасьева. Анна Васильевна, работы должны быть под вашим личным контролем. Андрей Александрович, я думаю, у нас все-таки есть возможность поработать с правительством, чтобы получить финансирование раньше намеченных сроков, чтобы амплитуда реконструкции здания возрастала. Кроме того, поручаю подготовить в этом году проект реконструкции объекта культурного наследия регионального значения — дома-музея Кондратюка. Мы идем к нашим праздникам, к датам, посвященных Гагарину, нашему космосу. Мы должны уважительно относиться к нашей истории и к тому вкладу, который Новосибирск внес в освоение космического пространства. Это наш вклад, поэтому надо проект этот создать и будем дальше работать над его реализацией.

Теперь о другой очень важной для развития Новосибирска капиталоёмкой отрасли — «Транспорт и дороги». Нам предстоит завершить в этом году ряд наиболее крупных объектов.

1. Прежде всего, первый этап реконструкции и расширения трёх выездов из города — на Гусинобродском шоссе, по 2-й Станционной и ул. Большой, по ул. Кедровой. По нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направим на это более половины финансирования, запланированного на 2020-й год. Не буду перечислять все объекты БКАД. Но задача такая же — отремонтировать 30 км дорог. Но хочу обратить внимание департамента на качественное планирование, на последовательность исполнения работ. Хороший пример — ремонт Красного проспекта, который мы полностью отремонтировали за три года. Надо, чтобы такая же последовательность прослеживалась и по другим объектам. К сожалению, по ул. Большевистская, Бердскому шоссе такой последовательности не наблюдается. Это антипример. Я призываю к тому, чтобы поступательно действовать, чтобы нас понимали жители Новосибирска, и мы сами понимали перспективы. Ставлю задачу — работать на опережение в планировании. Возможны какие-то экономии, выделение дополнительных средств и мы должны быть готовы к тому, что появятся дополнительные федеральные или областные средства, и у нас должен быть задел и в документации, и в объектах. Особенно в вопросе решения транспортной доступности к Академгородку в рамках проекта «Академгородок.2». Здесь я ставлю задачу разработать ПСД, актуализировать ПСД, где это необходимо, по пешеходному мосту на улице Инской, и по Матвеевке. Эту работу необходимо энергично проводить, мы должны быть готовы к реализации.

2. Мы приступили к продолжению развития нашего метрополитена. Это преемственность, это напутствие, это наказ и сегодняшних жителей Новосибирска, и тех, кто строил город, развивал метрополитен до нас. Мы ведем эту работу. Мы продолжаем строить станцию «Спортивная», дороги к новой ледовой арене и приступаем к возведению надземного пешеходного перехода через площадь Лыщинского. В этом комплексе работ предусмотрено создание крупнейших за Уралом централизованных очистных сооружений для отвода от площадки ЛДС ливнёвых вод. Кроме того, этот коллектор будет собирать воду с площадей Маркса и Лыщинского, через проспект Маркса, через прилегающие улицы все эти микрорайоны. Это существенное улучшение экологической ситуации на левобережье. Реализуя этот проект, мы занимаемся улучшением экологической ситуации в Новосибирске.

3. В числе приоритетов департамента на этот год — локальные участки дорог в отдаленные жилмассивы. Буду говорить откровенно, я не удовлетворен работой по проекту реконструкции дороги и ж/д переезда на ул. Фадеева. Все новосибирцы, и мы с вами ожидали, что это произойдет до Нового года, но так не получилось. Здесь я усматриваю определенные промахи именно департамента, не учли ряд факторов при планировании, в результате срок ввода объекта сдвинулся. Но эта работа должна быть завершена в первом квартале 2020 года, в феврале мы должны запустить, а летом окончательно оформить эту развязку с учетом реконструкции и строительства на ул. Мясниковой. В результате мы получим великолепную, перспективную транспортную развязку, причем экономичным путем. Начат второй этап строительства ул. Титова (от Заозёрной до Порт-Артурской) и первый этап дороги по ул. Петухова — от ж/д переезда до дома № 95. В текущем году работы должны развернуться в полную силу. Особое внимание я поручаю уделять подготовке проектно-сметной документации. Мы должны быть готовы к развитию, мы должны видеть перспективу не только у себя в голове, у нас все должно быть готово к тому, что появятся деньги в середине года.

4. Весной департамент должен начать подготовительные работы к строительству трамвайных путей от метро «Золотая нива» до остановки «Стофато» и от трамвайного кольца на Волочаевской до нового автовокзала. А также ремонта по улице Волочаевской трамвайных путей — это вопрос крайне важен. Мы подготовились, получили поддержку областного бюджета на этот счет. У нас есть комплектация, поэтому эти работы должны вестись без задержки.

5. Олег Петрович (Клемешов), ставлю задачу — продолжить работу с Минтрансом области для поиска возможностей обновления парка муниципального общественного транспорта. Это не преувеличение, не сгущение красок — если мы не решим эту задачу в 2020 году, мы потеряем муниципальный общественный автобусный парк. Парк ПАТП-4 изношен по предела. В свое время мы получили поддержку, обновили подвижно состав междугородних автобусов. Если не решим проблему по внутригородским перевозкам — здесь нам придется решать вопрос за счет частных перевозчиков, со всеми вытекающими последствиями. Я говорю об актуальности этой проблемы. Она была обозначена, в том числе губернатором, поэтому здесь работу надо вести энергично и последовательно.

Подвижной состав метрополитена уже нуждается в обновлении. Департамент совместно с метрополитеном должен проработать финансовую схему по приобретению не менее пяти вагонов в год. В новом тарифе впервые заложена инвестиционная составляющая. Это позволит аккумулировать 360 млн рублей на приобретение нового состава, недостающие 140 млн предстоит изыскать. Эта работа ведется. Метрополитен — это главное наше сегодняшнее преимущество при подготовке к чемпионатам мира, и в принципе в решении транспортных проблем города.

6. Мы явно затянули вопрос реализации концессионного соглашения по «умным остановкам». Мы погрязли в дискуссии с общественниками. Все понимают, что это надо делать. Давайте делать. Александр Николаевич (Люлько), не позднее первого квартала нужно выйти на заключение концессии на установку как и было заявлено 250 современных павильонов. При этом я еще раз хочу подчеркнуть — мы не пойдем по пути установки антенн, мачтовых антенн для сотовых операторов на наших столбах освещения. Запросы такие есть, но мы не пойдем этим путем. Это уродует город, вносит диссонанс в инфраструктуру города. У нас есть опыт реализации другим путем, в том числе решение проблем через «Умные остановки».

Серьёзный блок задач предстоит решать в рамках приоритета развития «Зелёные зоны и городская среда». Самым важным условием развития современной городской среды является соблюдение градостроительных правил и норм. В этом я вижу реализацию требований наших новосибирцев, их запрос на комфортную городскую среду.

1. Новосибирск одним из первых в России получает возможность участвовать в проекте «Стратегия пространственного развития». Об этом Андрей Александрович сказал на областном совещании, и поставил задачу, в том числе министерству, и нам, проработать все вопросы, подготовиться и вступить в этот проект. Мы в числе первых войдем, это дополнительные инвестиции в город Новосибирск.

2. В этом году департамент строительства и архитектуры должен завершить объемную работу по актуализации Генерального плана Новосибирска.

Утвержденный Генеральный план в актуальной редакции позволит создать условия для формирования комфортной городской среды. Его обсуждение проходило в открытом режиме в течение прошлого года. Нам удалось обсудить болевые точки в районах с общественностью, например, в Академгородке, на территориях Затона и Лесоперевалки. Алексей Валерьевич (Кондратьев), поручаю в первом квартале года провести публичные слушания по Генплану. Новая редакция документа до 2030 года должна быть рассмотрена Советом депутатов города и утверждена не позднее июня.

3. Также необходимо активно включиться в работу комиссии при губернаторе по подготовке к реализации концепции комплексной реновации территории бывшего Военного городка № 17 в Октябрьском районе. Это в городе Новосибирске, и должно быть наше активное участие заявлено.

Мы провели ряд структурных изменений внутри мэрии, чтобы повысить качество работы по развитию зелёных зон, формированию комфортной городской среды. И я ожидаю увидеть эффективность от принятых мер. Привлечение средств нацпроекта «Жильё и городская среда», безусловно, поможет расширить возможности.

4. За счёт оптимизации сократили дублирующие функции и создали управление по благоустройству общественных пространств. У нас обостряется проблема обеспеченности жителей зелеными насаждениями общего пользования — этот показатель снижался долгое время. Сегодня с учетом городских лесов он составляет около 56 кв. м на человека. По новому Генплану озеленённые территории должны составлять 25% или четверть площади Новосибирска. Это «лёгкие» города, влияющие на здоровье и продолжительность жизни. Два департамента — строительства и культуры — а также администрации районов должны работать сообща. Надо решать проблему с правовым статусом участков, фактически занятых лесом, но не включённых в состав городских лесов. И ответственность здесь — за департаментом культуры. Мы создали все инструменты, мы дали все полномочия, депутаты нас поддержали в этом плане, и мы ожидаем эффективной работы в этом направлении, Анна Васильевна (Терешкова).

5. К 9 мая мы должны завершить оставшуюся часть работ по капитальному ремонту Монумента и Сквера Славы, провести озеленение территории. Предстоит приступить к созданию Затулинского дисперсного парка, разработать проектно-сметную документацию благоустройства Заельцовского парка. Доработать: проект сквера на Демакова, дизайн-проект территории в пойме реки Каменки, концепции озеленения Красного проспекта, расширения Нарымского сквера и оформления его входной зоны. От нас ждут продолжения развития и благоустройства Михайловской набережной, эти работы будут идти в основном за счёт инвесторов. Ставлю задачу — продолжить эту работу.

6. Департаменту ЖКХ впервые придётся работать в условиях, когда на дополнительные виды работ по благоустройству дворов привлекаются средства жителей. Это изменение федерального законодательства. Такое требование распространяется на проекты с использованием федерального финансирования. В 2020 году запланировано 30 таких дворовых территорий общей стоимостью около 170 млн рублей. Дмитрий Геннадьевич (Перязев), необходимо в этом году провести соответствующую работу вместе с администрациями районов, жителями, потому что только после согласования с жителями мы утверждаем планы, проекты, по которым будем вести благоустройство летом. В этом году также необходимо начать как можно раньше благоустройство 225 дворов по наказам депутатам, привлекая потенциал органов ТОС.

7. Не могу обойти проблему с вывозом ТКО. Андрей Александрович, мы ни в коем случае не снимаем с себя ответственности, здесь я строго спрашиваю с департамента, и с нашего муниципального предприятия, мы здесь работаем очень согласованно с правительством НСО. Одних совещаний за последний месяц проведено 4. У нас очень серьезные претензии к региональному оператору. Приняли решение, но его реализация вызывает много вопросов. У нас возникли проблемы в Ленинском районе, Заельцовском районе. Мы столкнулись с попыткой вытеснения с рынка нашего МУП. Я ставлю задачу департаменту — позиции муниципального предприятия «САХ» ни в коем случае не должны пошатнуться. Это наша палочка-выручалочка, гарантия для более, чем 1,5 млн города, что мы не зарастем мусором. Два основных полигона, которые работают в регионе — именно работа нашего МУП «САХ». Ставлю задачу — дополнительно проработать и организовать раздельный сбор мусора по всей территории Новосибирска.

8. Важное направление — изменение требований к архитектурному облику зданий. Мы провели реорганизацию, сконцентрировали полномочия внутри департамента строительства и архитектуры — Алексей Валерьевич, Александр Юрьевич. И я жду, город ждет качественных изменений в этой связи. Речь идёт о контроле за размещением вывесок реклам на фасадах зданий, об уменьшении числа рекламных конструкций вдоль улиц и магистралей. Мы существенно в этом вопросе отстаем не только от европейских городов, мировых стандартов, и от городов-миллионников России. Это отставание надо преодолевать. Речь идет не только про рекламу, а в целом про архитектурный облик города. В общую концепцию должны укладываться и новостройки. Мы должны думать о внешнем облике не только при подготовке гостевых маршрутов к чемпионатам по волейболу и хоккею. Это все останется для города на десятилетия вперед. Мы закладываем основу новых взглядов на архитектуру Новосибирска. Мы проработали концепцию архитектурно-художественного освещения и праздничного оформления. Заложен системный подход к подсветке и украшению города. Ставлю задачу — продолжать эту работу. Поручаю Кондратьеву, Клемешову и Захарову проработать варианты финансирования проекта, в том числе — заключение концессии.

9. Кроме того, есть два связанных с гостевыми маршрутами поручения. Во-первых, нужно доработать план реализации концепции проспекта Маркса — это ключевой участок, это парадный вход на чемпионат мира по хоккею. Во-вторых, в начале года на архитектурно-градостроительном совете должен быть представлен проект комплексной реконструкции площади Маркса и проспекта Маркса.

10. Одна из острых проблем — это долгострои. К сожалению, в зоне риска сейчас находится ряд компаний. Ещё 53 дома ждут завершения строительства. В конце года создан региональный фонд защиты дольщиков. Нам нужно научиться эффективно с ним работать, пользоваться возможностями фонда. Не перечеркивая наработанный опыт, а использовать его, как дополнительную меру поддержки уже к существующим мерам (субсидии, механизм масштабных инвестиционных проектов).

11. В числе приоритетов, расселение аварийного жилого фонда. Задача перешла в ведение департамента строительства. В 2020 году будут расселены 24 дома. Всего в рамках нацпроекта, региональных и муниципальных программ до 2025 года под расселение попадают 140 домов (признанных аварийными на 1 января 2017 года). Но если брать шире, то уже сейчас в список аварийных внесено 354 дома на территории города. Эта проблема заслуживает совместного обсуждения. Андрей Александрович, город нуждается в поддержке со стороны региона в решении проблем аварийного жилищного фонда.

12. Что касается капитального ремонта, в планах регионального фонда на 2020-й год более 500 домов в Новосибирске. Но в этом году фактически выполнили 496 объекта, ниже запланированного уровня. Нас беспокоит накопившиеся проблемы, особенно финансовая устойчивость фонда, возможность финансирования этих работ. Программа популярна, она пользуется спросом у жителей города, у нас много заявок, поэтому мы не можем от нее отказаться. Необходимо все сделать, чтобы программа выполнялась эффективно дальше.

13. Высокая степень износа теплосетевого хозяйства представляет серьезную опасность. Накапливается износ как магистральных трубопроводов, так и внутриквартальных сетей. Достаточно вспомнить примеры — аварии в Кировском районе в летнее время, трагедия, которая произошла в Ленинском районе при реконструкции станции. Совместно с «Сибирской генерирующей компанией» необходимо более эффективно реализовывать программу ремонта и реконструкции теплосетей, наращивать объёмы вложений. Дмитрий Геннадьевич (Перязев), давайте конструктивно рассмотрим предложения СГК по пересмотру концессионного соглашения, чтобы повысить ответственность концессионера, и сосредоточить в одних руках управление, повысить надежность тепло-энергетической системы в городе.

Остановлюсь на работе финансово-экономического блока мэрии, от выверенных действий которого зависит выполнение намеченных задач. Сначала хочу отметить результаты работы финансистов в 2019 году. Исполнение бюджета по доходам в 2019 году — лучшее за последние пять лет (99%). Благодаря такому исполнению доходной части бюджета, грамотному подходу к планированию расходов удалось снизить долговую нагрузку бюджета по сравнению с предыдущим годом (2018 — 90,1%, 2019 — 87,3%). Борис Викторович (Буреев), в дальнейшем департаменту финансов необходимо обеспечивать сбалансированное планирование и исполнение бюджета города в рамках программного подхода, не допускать роста дефицита бюджета и принимать меры к дальнейшему снижению долговой нагрузки на бюджет.

Важно продолжить конструктивное взаимодействие с правительством региона по дальнейшей сбалансированности бюджета города на следующий период. Важнейший вопрос — установление городу дополнительных нормативов отчислений по налоговым доходам. Андрей Александрович, мы неоднократно обсуждали этот вопрос, прошу Вас вернуться к его решению. Дополнительный миллиард сегодня нужен не просто для развития города, а для того, чтобы сбалансировать бюджет города.

В числе сложных задач остаётся вопрос взыскания задолженности по арендной плате за землю и муниципальное имущество. ¾ компаний-должников находятся в процедуре банкротства. Там есть те, кто уже не способен выплачивать эти долги. Нужно отделить зерна от плевен.

Георгий Викторович Жигульский), ставлю задачу — четко разделим и скажем — здесь мы уже не сможем ничего сделать. Нужно провести реконструкцию этой задолженности В то же время, мы смогли добиться своевременности текущих платежей, и впервые за последние годы мы не увеличили долги. Эффективность работы с должниками возросла, с участие прокуратуры города.

Я еще раз хочу сослаться на авторитет Президента России, на его слова из Послания: «Полномочия и реальные возможности местного самоуправления, самого близкого к людям уровня власти, могут и должны быть расширены и укреплены». Без укрепления финансового блока это невозможно. Эта задача, Борис Викторович, крайне актуальная для нас.

В этом году нас ждёт юбилейная дата — 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. В подготовке к праздничным мероприятиям будут задействованы все структурные подразделения мэрии города. Эта тема не чужая ни для кого. Я прошу воспринимать эту тему, как основную в этом году:

1. Департаменту по социальной политике поручаю актуализировать списки ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников и узников концлагерей. Наша задача — чтобы никто не остался без внимания и помощи.

2. Этот год объявлен Президентом России Годом памяти и славы. Важно реализовать комплекс мероприятий, чтобы рассказать нашим детям и молодёжи историю войны, напомнить о героических поступках поколения победителей. Ведущая роль здесь у департамента образования, комитета по делам молодежи, управления общественных связей. Игорь Викторович (Щукин), Геннадий Павлович (Захаров) в апреле нужно подвести итоги акции «Эстафета патриотизма поколений». Это должно быть знаковое мероприятие. Напоминаю, Новосибирск — город трудовой доблести и славы. Это общественное признание. Уверен, наш город заслуживает, чтобы это стало признанием и на государственном уровне. Геннадий Павлович, ставлю задачу — сделать все необходимое, чтобы выступить инициаторами этого.

3. В целом накануне праздника необходимо привести в порядок все памятные места, уделить особое внимание к состоянию воинских захоронений и могил ветеранов на городских кладбищах.

В завершение своего выступления не могу оставить без внимания политические события этого года — выборы депутатов Совета депутатов Новосибирска и Законодательного Собрания Новосибирской области. Перед мэрией города будут стоять вопросы организации процедуры и помещений для голосования, обеспечение вопросов безопасности и легитимности. Но особенно важно сохранить на территории города атмосферу конструктивного, честного и открытого взаимодействия со всеми участниками избирательного процесса.

Основные задачи озвучены, сделать предстоит гораздо больше.

Мы умеем работать, решать сложные вопросы города. То, что сказал Президент в своем Послании, просто дает дополнительные возможности, расширяет горизонты реализации наших планов, проектов, тех приоритетов, которые мы с вами обозначили. Одним словом, сделано много, но предстоит сделать еще больше!

За работу товарищи!