Доклад о работе департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса за 2016 год, основных задачах на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

7 февраля 2017 года состоялось подведение итогов работы департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии за 2016 год и обсуждения задач на 2017 год. Доклад начальника департамента Сергея Райхмана. 

"Добрый день уважаемые коллеги, участники совещания!

Целью нашего собрания является подведение итогов работы департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса за 2016 год. Сегодня мы делаем оценку проделанной работе и ставим задачи на предстоящий период.

Год был непростым, но богатым на события как городского, так и общероссийского масштаба. В прошедшем году мы отпраздновали 71-летие Победы в Великой Отечественной войне, в сентябре прошли выборы депутатов Государственной думы седьмого созыва, кроме того, в прошлом году было принято решение об участии города Новосибирска в федеральной программе «Безопасные качественные дороги».

Эти и другие события сказались на работе департамента и внесли свои коррективы при формировании задач перед отраслью на 2017 год.

Основными задачами департамента как и в предыдущем году являются:

— организация безопасного дорожного движения;

— обеспечение нормативного уровня текущего содержания дорог, объектов внешнего благоустройства, нормативной освещенности городских улиц, цветочного оформления и озеленения города Новосибирска;

— модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, повышение эффективности работы городского пассажирского транспорта.

Одной из главных задач, которую решал департамент в 2016 году — поддержание сбалансированности бюджета.

В рамках оптимизации бюджетных расходов проведены организационно-штатные мероприятия в подведомственных учреждениях и предприятиях.

Так, в целях оптимизации работы муниципальных унитарных предприятий, оказывающих услуги в сфере пассажирских перевозок наземным транспортом в границах города Новосибирска, в 2016 году была произведена реорганизация МКП «ПАТП-4» путем присоединения к нему МКП «Комплекс транспортного обслуживания» с сохранением в полном объёме муниципальных маршрутов Первомайского и Советского районов.

Перепрофилирована деятельность муниципального предприятия «Проектно-технологическое бюро транспорта» в «Новосибирскую энергосетевую компанию», видом деятельности которой определена эксплуатация электрического хозяйства тяговых подстанций и питающих кабелей линий освещения улично-дорожной сети, с целью возврата тарифа за пропуск электрической энергии для снижения финансовой нагрузки на МКП «ГЭТ» МКУ «Горсвет».

В 2016 году проводилась работа по отчуждению имущественных непрофильных активов. Были переданы в казну для последующей реализации.

— складские помещения и мастерские МКУ «ДЭУ № 1», расположенные по ул. Максима Горького, 10;

— 2 базы отдыха, расположенные в Новосибирском районе.

В целях сокращения расходов и оптимизации логистических издержек ДЭУ № 1 Железнодорожный производственный участок был перемещен в Центральный район.

Также была освобождена бывшая база МКП «КТО», расположенная по Тихой, 3, для дальнейшей продажи на аукционе.

Вся эта работа потребовала принятия кадровых решений.

На 40 % был изменен руководящий состав, как самого департамента, так и руководителей подведомственных структур.

Были назначены новые руководители подразделений: ГУБО, управления пассажирских перевозок мэрии, комитета по выдаче разрешений на проведение земляных работ, в структуре департамента появилось новое финансово-экономическое управление.

Кадровые перестановки коснулись и руководителей: ДЭУ № 1; ДЭУ Советского района; Горзеленхоза; Городского фонтана; Гормоста; Автосвязи; Проектно-технологического бюро транспорта; Пассажиртрансснаба; ПАТП № 4.

В 2016 году на выполнение задач, поставленных перед отраслью, были выделены бюджетные ассигнования в размере 4 млрд. 800 млн. рублей, в том числе:

— из бюджета Новосибирской области — 686 млн. рублей,

— из бюджета города — 4 млрд. 114 млн. рублей.

В свете поставленных задач транспортная система города: дороги, объекты озеленения, освещения, как и все городское хозяйство получили свое дальнейшее развитие.

Как я уже сказал, особое внимание в работе департамента уделяется обеспечению безопасности дорожного движения на улицах города Новосибирска. На реализацию мероприятий программы «Безопасность дорожного движения в городе Новосибирске» было предусмотрено 183 млн. руб. (город — 125, область — 49, внебюджетные источники — 9 млн. руб.), что на 60 % больше по сравнению с 2015 годом (111 млн. руб.). В результате выполнения мероприятий" в 2016 году:

обустроено более 20 островков безопасности;

установлено 9 900 п.м. пешеходных ограждений для пешеходов;

выполнены работы по нанесению дорожной разметки термопластиком в объеме 47 км и краской более 1640 км;

нанесено более 2 км разметки пешеходных переходов холодным пластиком;

установлено 360 светоотражающих разметочных кнопок;

обозначено разметкой 20 остановочных пунктов;

построено и сдано в эксплуатацию 17 светофорных объектов типа Т.1 и Т.7;

установлено и заменено 8000 дорожных знаков;

организовано освещение без ночного отключения на 1300 улицах города;

установлено 85 консольных опор над проезжей частью с дорожными знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход»;

осуществлялся контроль за весовыми параметрами транспортных средств на 2‑х мобильных пунктах.

Реализация вышеуказанных мероприятий Программы позволила в 2016 году добиться снижения уровня аварийности на 12,5% с 1762 ДТП в 2015 до 1541 в 2016 году. Снижение по пострадавшим в ДТП составило 11,3%, по погибшим снижение на 6,3 % по сравнению с 2015 годом.

Приоритетным направлением в развитии дорожно-благоустроительного комплекса города является строительство новых объектов транспортной инфраструктуры. Из выделенных департаменту лимитов бюджетных ассигнований на капитальное строительство было направлено 321 млн. руб.

В отчетном 2016 году работы проводились на трех основных объектах:

Завершена реконструкция и сдан в эксплуатацию II этап объекта «Автомобильная дорога общего пользования по Мочищенскому шоссе» на участке от ул. Жуковского до Дачного шоссе протяженностью 600 метров.

Начаты работы по строительству II этапа автомобильной дороги общего пользования по ул. Объединения на участке от ул. Лебедевского до ул. Фадеева протяженностью 880 метров.

Начаты работы по строительству «Автомобильной дороги общего пользования по ул. Порт — Артурской, ул. Спортивной протяженностью 330 метров.

Кроме того, подготовлена проектно-сметная документация для дальнейшего строительства автомобильной дороги общего пользования по ул. Петухова от железнодорожного переезда до строящегося жилого массива «Просторный» (ООО «Дискус-Строй») в Кировском районе и автомобильной дороги общего пользования по ул. Титова на участке от ул. Бийской до ул. Дукача.

Стабильное социально-экономическое развитие города зависит не только от строительства и реконструкции улично-дорожной сети, но и поддержания ее в нормативном эксплуатационном состоянии.

Так, в 2016 году отремонтировано объектов улично-дорожной сети разными видами ремонта на площади 1 млн. 44 тыс. кв. метров на сумму 654 млн. рублей.

Если сравнивать с предыдущими годами, то в 2015 году было отремонтировано 1 млн. 54 тыс. кв. м. на сумму 776 млн. рублей, в 2014 году было отремонтировано 898 тыс. кв. м. на сумму 685 млн. рублей.

Планово-предупредительный ремонт дорог городского и районного значения с полным переустройством верхнего слоя асфальтобетонного покрытия ремонт) выполнен на 90 объектах на общей площади более 550 тыс. кв. м на сумму около 400 млн. рублей, в том числе 100 млн. руб. было выделено из бюджета Новосибирской области.

На ремонт дорог индивидуальной жилой застройки в 2016 году было выделено 103 млн. рублей, в том числе 98 млн. рублей из областного бюджета. Ремонт дорог индивидуальной жилой застройки был выполнен на 89 объектах, общей площадью ремонта более 190 тыс. кв. м.

Устройство защитного слоя износа покрытия автомобильных дорог по технологии «Микросюрфейсинг» выполнены на 6 объектах на площади более 120 тыс. кв. м на сумму 40 млн. рублей.

Также на 5 объектах выполнены работы по устройству защитного тонкого слоя покрытия площадью 64 тыс. кв. м на сумму 28 млн. 500 тыс. рублей.

К сожалению, в отчетном году нам не удалось в полном объеме приступить к реализации наказов по ремонту тротуаров.

Основной проблемой в сезоне 2016 года был ремонт тротуаров. В связи с ограниченным финансированием из бюджета города Новосибирска выполнен ремонт тротуаров только на 6 объектах на площади 900 кв. м на сумму млн. 600 тыс. рублей.

В этом году на реализацию наказов по ремонту тротуаров мы заложили в бюджет 32 млн. рублей.

Текущий ремонт автомобильных дорог составил более 113 тыс. кв. м на сумму 77 млн. 600 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета Новосибирской области 27,4 млн. рублей, из них дорожно-эксплуатационными учреждениями отремонтировано дорог на площади более 37 тыс. кв. м на сумму около 29 млн. рублей. Текущий ремонт автомобильных дорог города выполнялся разными способами: «классическим методом» с применением асфальтобетонной смеси, «струйно-инъекционным методом» с применением битумной эмульсии, с применением литого асфальтобетона, а также методом инфракрасного подогрева в зимний период.

При формировании планов планово-предупредительного ремонта улично-дорожной сети города Новосибирска приоритет был отдан объектам, включенным в наказы избирателей депутатов Совета депутатов города Новосибирска и Законодательного собрания Новосибирской области, объектам, определенным для ремонта в рамках проекта «Выбери дорогу» (25 объектов), а также магистральным улицам, не соответствующим требованиям по безопасности дорожного движения.

Следует отметить, что в 2016 году проделана большая подготовительная работа для участия в федеральной программе «Безопасные качественные дороги».

Новосибирская агломерация, в том числе город Новосибирск, вошли в число регионов — участников федерального проекта комплексного развития транспортной инфраструктуры «Безопасные качественные дороги».

Новосибирск стал одним из первых городов, подавших заявку на включение в новую программу.

К 2019 году не менее половины дорожной сети в рамках Новосибирской агломерации должна быть приведена в нормативное состояние, а к 2025 году таких дорог должно быть более 85%.

Снижение числа мест концентрации ДТП на дорогах агломерации также должно быть снижено к 2018 году до половины, а к 2025 году количество аварийно-опасных участков должно сократиться до 10% от уровня 2016 года.

Общий объем финансирования на все мероприятия Программы с 2017 по 2025 годы предусмотрен в размере более млрд. рублей.

В 2017 году в рамках данной программы планируется выполнить ремонт дорог протяженностью 20 км. и ликвидировать 15 мест концентрации ДТП. Для выполнения этих мероприятий в 2017 году планируется получить из бюджетов разных уровней более 1 млрд. рублей, в том числе: из федерального бюджета 480 млн. рублей, из областного бюджета 320 млн. рублей, из городского бюджета 236 млн. рублей.

Немаловажным направлением в работе департамента является текущее содержание улично-дорожной сети города. В настоящее время за дорожно-эксплуатационными учреждениями департамента закреплено более 700 км автомобильных дорог общего пользования.

В 2016 году продолжено обновление парка специализированной техники в учреждениях дорожно-благоустроительного комплекса, в частности было приобретено единиц новой спецтехники.

Сохранялась социальная поддержка работников отрасли, в результате чего укомплектованность дорожно-эксплуатационных учреждений квалифицированными кадрами составила, как и в 2015 году, не менее 90 % от норматива. В частности:

— осуществлены выплаты стимулирующего характера около 1,5 тыс. работникам муниципальных учреждений города в сфере дорожно-благоустроительного комплекса на сумму более 57 млн. рублей;

— производилось возмещение расходов на оплату стоимости найма жилых помещений 41 работнику муниципальных учреждений на сумму около 2 млн. рублей.

В целях повышения оперативности уборки улично-дорожной сети в зимних условиях в 2016 году подписано концессионное соглашение на строительство снегоплавильной станции с очистными сооружениями по ул. Широкой в Ленинском районе на сумму 256 млн. рублей. В конце 2016 года проект был реализован и с 3 января 2017 года снегоплавильная станция введена в эксплуатацию, утилизировав к настоящему времени более 155 тыс. мснега. Эту работу по строительству снегоплавильных станций мы должны продолжить.

Так же в прошедшем году департаментом была разработана концепция по организации платного городского парковочного пространства.

Цель проекта — снять проблему пробок в местах скопления автотранспорта, упорядочить парковочное пространство, создать благоприятную и комфортную среду для всех участников дорожного движения.

Проект состоит из 7 зон, которые в свою очередь будут реализовываться поэтапно в течении 3-х лет.

Первая платная парковка на 50 машино-мест появится в 2017 году на площади Гарина-Михайловского. Она будет работать круглосуточно, включая выходные и праздничные дни. Парковка транспортных средств инвалидов, социально не защищенных слоев населения, оперативных и экстренных служб будет осуществляться бесплатно.

Для создания условий комфортного проживания и отдыха жителей города в прошедшем году была продолжена работа по благоустройству парков и скверов. В соответствии с планами благоустройства объектов озеленения в 2016 году был выполнен ремонт и реконструкция 6 объектов на сумму около 6 млн. 500 тыс.

Хочется отметить, что основным приоритетом при формировании планов ремонта улично-дорожной сети, повышения уровня безопасности дорожного движения, благоустройства территорий общего пользования в прошлом году стали наказы избирателей. Планы ремонта обсуждались совместно с депутатами, представителями районных администраций и общественностью.

Так, в прошлом году из 237 запланированных к выполнению в 2016 году было выполнено 183 наказа, а так же досрочно были выполнены 27 наказов, срок исполнения которых определен на 2017-2019 года. Всего было исполнено 210 наказов избирателей.

Немало изменений в 2016 году произошло и в транспортной отрасли.

Действующая муниципальная маршрутная сеть наземного пассажирского транспорта города Новосибирска включает 160 маршрутов.

По объемам перевозок в отчетном году наземным пассажирским транспортом перевезено более 370 млн. пассажиров, а Новосибирским метрополитеном города свыше 79 млн. человек (17,5%).

В целях обеспечения транспортного обслуживания жителей города Новосибирска в рамках выполнения утверждённого плана мероприятий, а так же в соответствии с муниципальной программой «Создание условий для организации транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска на 2016 — 2020 годы» в прошедшем году департаменту были выделены лимиты бюджетных ассигнований в объеме 1 млрд. 69 млн. рублей, из них на возмещение расходов перевозчикам за перевозку льготных категорий граждан в размере более 970 млн. рублей.

Кроме того, в рамках исполнения муниципальных программ и определенных департаментом приоритетов выполнено:

— обустройство 3 конечных остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта — «Микрорайон «Стрижи», «ул. Татьяны Снежиной», «Пригородный простор». Работа в данном направлении продолжается в текущем году.

— обустроено 38 остановок общественного транспорта,

— учитывая износ парка муниципальных автобусов, обслуживающих междугородние перевозки, приносящие около 50% доходов от перевозочной деятельности МКП «ПАТП-4», по результатам торгов закуплено 18 автобусов для работы на данном направлении. Это позволит увеличить собственные доходы предприятия, направляемые на возмещение убытков от перевозки пассажиров по маршрутам муниципальной маршрутной сети,

— впервые за последние 40 лет в городе построена новая трамвайная линия по ул. Титова протяжённостью 2 км 300 метров и открыто движение 2 трамвайных маршрутов до ж/м «Чистая Слобода». Для обслуживания указанных маршрутов приобретено 10 трамвайных вагонов.

— проводиться модернизация производственной базы МКП «ПАТП-4», в частности в 2016 году силами МУП «Электросети», МУП «Энергия» выполнена реконструкция теплотрассы, системы отопления теплого бокса, узла учета теплоэнергии, реконструкция и вынос воздушной линии, электроснабжения здания. В настоящее время заканчивается ремонт крыши и стен.

Для выполнения капитального ремонта и модернизации находящихся в эксплуатации трамваев в 2016 году создано совместное российско-белорусское предприятие ООО «БКМ-Сибирь». Для Новосибирска проблема изношенности трамвайного парка очень актуальна, в городе значительное число трамвайных вагонов имеет износ более 50 %. В этой связи на 2017 год в рамках программы МКП «ГЭТ» планируется модернизировать 12 трамвайных вагонов на сумму 204 млн. руб. Экономия от рыночной цены вагона составит до 30 %.

— прорабатывается вопрос реализации проекта строительства трамвайной линии в Октябрьском районе, включающий строительство ТПУ на пересечении Гусинобродского шоссе и ул. Волочаевская, автостанции для междугородних перевозок и новых трамвайных путей для организации движения от станции метро «Золотая Нива» до Плющихинского жилмассива общей протяжённостью 4,6 км. Стоимость реализации данного проекта составляет свыше 500 млн. руб. и его реализация планируется в рамках государственно-частного партнёрства.

Для решения системных проблем транспортной отрасли, накапливающиеся годами, а так же в связи с вступлением в силу отраслевого федерального закона от № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» требуются концептуальные изменения в подходах и методах организации перевозочного процесса. Основы новых подходов и задач пред транспортной отраслью начали формироваться в течение прошедшего года.

Так в рамках реализации положений Федерального закона № 220-ФЗ правительством Новосибирской области и мэрией города Новосибирска принят целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих перевозочную деятельность.

В рамках совершенствования транспортного обслуживания населения в конце прошлого года департамент приступил к разработке документа планирования регулярных перевозок в границах города Новосибирска. По сути, данный документ — план действий на переходный период до 2020 года, определяющий комплекс мероприятий по оптимизации, а на практике, построение новой маршрутной сети, внедрение сетевых тарифов и поэтапный переход к контрактной системе регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам.

При подготовке данного документа, в первую очередь, будут учитываться задачи по формированию наиболее рациональной маршрутной схемы города, особая роль в которой будет отведена метрополитену, скоростным видам транспорта и транспортно-пересадочным узлам, которые и составят каркас будущей транспортной системы.

Наземному городскому пассажирскому транспорту отводится основная роль формирования пассажирооборота транспортно-пересадочных узлов за счёт организации подвозящих маршрутов из отдаленных микрорайонов, сети межрайонных и внутрирайонных маршрутов, обеспечивающих прямое транспортное сообщение с ближайшими социальными объектами.

Для сохранения и повышения уровня транспортной доступности для различных слоёв населения в городе Новосибирске планируется развитие и применение системы льготного проезда, специальных тарифов и схем оплаты проезда.

В этой связи планируется внедрение различных типов проездных документов, как длительного пользования, так и для однократных поездок, с возможностью осуществления пересадок на различные виды пассажирского транспорта, так называемые «сетевые поездки».

Для внедрения системы гибких тарифов, а так же для формирования финансовой базы будущих муниципальных контрактов на обслуживание маршрутной сети требуется максимальное развитие системы безналичных расчетов на общественном транспорте с целью вывода из тени оборота денежных средств и учета пассажиропотока. И абсолютно закономерно, что развитию автоматизированной системы оплаты проезда «Электронный проездной — Новосибирск» уделяется такое внимание.

Транспортная система «Электронный проездной Новосибирска» постоянно развивается, растут объемы совершенных транзакций регистрации поездок, повышается эффективность работы, качество оказываемых услуг, что отражается на удобстве конечных потребителей услуги — пассажиров общественного транспорта Новосибирска.

Только за прошедший год совершено более 200 млн. транзакций регистраций проезда на общую сумму более 3,5 млрд. рублей, что на 23% больше чем за аналогичный период 2015 года.

Уважаемые участники совещания!

Подводя итоги работы департамента за 2016 год, необходимо определить основные задачи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

В году, к сожалению, всего 365 дней и за эти дни удалось сделать многое, но не все. Где-то не хватило времени, где-то средств, где-то допущены и организационные ошибки.

Решения для выполнения задач отрасли принимались совместно с депутатским корпусом и представителями общественных организаций. Только совместная работа позволила в непростое время, максимально выполнить поставленные задачи.

Одной из приоритетных задач 2017 года является реализация федеральной программы «Безопасные и качественные дороги».

Для ее успешной реализации нам необходимо утвердить комплексную программу развития транспортной инфраструктуры.

Так же одной из задач является концепция обустройства платного парковочного пространства.

Мы должны утвердить программу по развитию водоотводящей сети города с введением тарифа для предпринимателей и застройщиков, подключающих новые объекты.

Кроме того, нам предстоит строительство четырех дорожных объектов (второй этап дороги по ул. Объединения; дорога по ул. Порт-Артурской, ул. Спортивной в Ленинском районе и дорога по ул. Титова; дорога по ул. Петухова в Кировском районе).

Еще одна масштабная задача транспортной отрасли — перевод системы общественного транспорта на работу по 220-ФЗ. Напрямую с этой задачей связана задача модернизации системы безналичных расчетов в городском пассажирском транспорте.

В рамках приоритета модернизации городского электротранспорта необходимо продолжить работу с республикой Беларусь по развитию совместного российско-белорусского предприятия по модернизации трамваев — ООО «БКМ Сибирь».

Одна из ближайших задач в марте 2017 года — это внесение изменений в Правила благоустройства территории города Новосибирска.

В заключении, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем работникам дорожно-транспортной отрасли, подрядным организациям, принимающих участие в содержании и ремонте улично-дорожной сети города, организациям, осуществляющим перевозки жителей нашего города, общественным организациям и депутатскому корпусу, которые не только контролируют работу отрасли, но и оказывают посильную помощь в решении стоящих перед нами задач.

Отдельные слова благодарности хотелось бы выразить областному и городскому ГИБДД, министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, а также районным администрациям.

Только совместная работа всех нас позволяет решать поставленные задачи в наше непростое время.

Спасибо за внимание!"