Театр «Красный факел»

Здание построено в 1911-1914 годах по проекту архитектора А. Д. Крячкова для Коммерческого собрания (купеческий клуб). Это было первое в городе здание с оборудованным зрительным залом и сценой. Оно предназначалось для деловых и неофициальных встреч, банкетов, проведения спектаклей гастролирующих артистов. Здесь были предусмотрены вспомогательные помещения — вестибюль с гардеробом, фойе, буфет, кулуары.

После 1917 года здесь размещался городской совет и штаб армии. С 1919 года здании используется как клубное, с новым названием «Дворец рабочих». Кроме митингов и собраний здесь периодически ставились спектакли из классического и советского репертуара (в основном силами самодеятельных артистов).

В 1922 году в здании разместился театр музыкальной драмы с постоянной труппой актеров (Западно-Сибирский государственный театр или Сибгосопера). В 1932 году здание передано талантливому актерскому коллективу «Красный факел». Ядром театра, созданного в Одессе в 1920 году, уже тогда носившего это романтическое название, была актерская студия В. К. Татищева, воспитанника МХАТа.

  • Подробнее

    Многие новаторские принципы московского театра легли в основу театра новосибирского. Театр не имел постоянной базы и гастролировал по стране с 1920 по 1932 год, завоевав прочную репутацию талантливого коллектива.

    В 1932 году театр связал свою судьбу с Новосибирском. В 1941 — 1944 годах труппа «Красного факела» работала на Кузбассе, а сцена была передана эвакуированным в Новосибирск театральным коллективам, главным образом Ленинградскому академическому театру им. Пушкина. В здании театра работал лучший в стране симфонический оркестр под управлением Б. Мравинского. В 1944 году краснофакельцы вернулись в свой театр.

    Кроме исторической здание имеет архитектурную ценность, являясь одновременно и памятником истории, и памятником архитектуры федерального значения. Его архитектурный облик наряден и представителен, изящна трактовка ордерных форм в духе московского ампира. В ризалит, расположенный посредине главного фасада, вкомпанован стройный 6-колонный портик ионического ордера, завершенный аттиком. В аттик вписан конный проем в виде пологой арки с импостами. Этот фасад решен в крупных формах, на западном фасаде использовано боле мелкое членение. Широкая терраса, далеко выступающая в сад, имеет балюстрадное ограждение, с бетонными балясинами и трехмаршевую лестницу. На террасу предусмотрен прямой выход из фойе, освещенного арочными окнами. Входной тамбур-пристройка решен в виде двухколонного портика, завершенного куполом. Восточный фасад в верхней части украшен меандром — традиционным греческим орнаментом. Колористическое решение фасадов — традиционное для ампира сочетание белых деталей с желто-охристым цветом плоскостей.

    В 1936-1937 годах здание реконструировано по проекту К. Е. Осипова и Н. И. Болотина, приспособлено к функциональным требованиям современного театра. Сделана пристройка со сценической коробкой, артистическими комнатами, репетиционным залом, реквизитными мастерскими. Удлинен зал, сделан второй ярус с ложами. Несмотря на увеличение объема здания, его основные фасады и планировочная структура (части, предназначенной для публики) изменены незначительно.

    Рядом, на пересечении улиц Ленина и Революции, находятся еще два памятника архитектуры: Областной театр кукол (бывшее школьное здание в стиле «модерн», построенное в 1912 году по проекту А. Д. Крячкова) и здание клуба им. Октябрьской революции, построенное в конструктивистском стиле в 1929 году по проекту И. А. Бурлакова.