Вокзал станции Новосибирск-Главный

В 1925 году возникла идея построить новую пассажирскую станцию и новый вокзал на пересечении Красного проспекта с восточным направлением железной дороги.

  • Подробнее

    В 1929 году Московским архитектурным обществом по заказу Томской железной дороги объявлен конкурс эскизных проектов-идей пассажирского вокзала в составе сооружения станции Новосибирск-Главный. На конкурс поступило 45 проектов, из которых в марте 1930 года 13 были премированы жюри. Лучшим был признан проект под девизом «Прямое движение» архитектора Н.Г. Волошинова. Типологически здание вокзала в проекте представляло собой вокзал «прибрежного» типа, состоящий из прямоугольного корпуса, расположенного вдоль путей, и большого конкорса над путями длиной 90 м с залом ожидания, рестораном и лестницами-сходами к пассажирским платформам. Разработка и корректировка проекта заняла несколько лет. Окончательный проект разработан совместными усилиями архитекторов А.И. Лоскутова, М.П. Клековкина, Б.П. Савельева, И.С. Персикова, К.И. Митина, Я.Е. Кузнецова, при общем руководстве Б.А. Гордеева и С.П. Тургенева, Б.А. Биткина с А.Д. Крячковым в качестве консультанта. Расчет арочного свода и других железобетонных конструкций выполнил инженер-архитектор Н.В. Никитин в 1937 году.

    В результате переделок проекта и исправлений в ходе строительства была окончательно утрачена функционально-планировочная схема проекта Н.Г. Волошина, в том числе то, что являлось основополагающим в проекте, — кратчайшая связь с межпутными посадочными платформами.

    Центральная входная часть вокзала приобрела композицию подобную триумфальной арке, обрамленной пилястрами «тосканского» ордера и увенчанной большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода кассового зала. В целом архитектура здания вокзала выполнена в стиле «ар нуво» советской архитектуры 1930-х годов.

    В 1939 году новое здание железнодорожного вокзала было принято в эксплуатацию.